«Зимний фестиваль знаний 2026»

Мастер-класс "Мотивация к здоровому образу жизни на уроках физической культуры"

Мастер-класс "Мотивация к здоровому образу жизни на уроках физической культуры"

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

ФИЗРУК


- Добрый день! Я рад приветствовать всех присутствующих на мастер-классе «Физрук» и попросил моих коллег, физруков-участников конкурса быть помощниками.

Слайд 1


- Пока они разбираются со свои заданием, мы с Вами обсудим тему мастер-класса. Скажите, какие ассоциации она у Вас вызывает? (ответы)

Слайд 2

- Спасибо, мы с Вами сейчас нарисовали стереотипный портрет физрука, который за последние 30 лет мало изменился, в чем нетрудно убедиться

Слайд 2 (видео)


- Это сюжет из Ералаша 1988 года выпуска «Сон в руку».


- «Время идет – стереотипы не меняются». Физрук - карикатурный персонаж, человек недалекий, ведь ему не нужно готовиться к уроку, проверять тетради, показал, что нужно делать детям или бросил мяч и пусть бегают, прыгают, лазают по канату.


Не эти ли стереотипы лежат в основе ревностного отношения коллег:

- за 30 лет реформ образования количество часов в учебном плане на химию, физику, математику, русский язык сократилось, а на физическую культуру возросло;

- во вновь вводимом ФГОС среднего образования в зависимости от выбранного профиля дети могут не изучать обществознание, физику, химию, биологию, а физическая культура обязательна в количестве 3 часов;

- иногда можно услышать недоумение: «Три физрука в областном конкурсе Учитель года», что там других учителей не нашлось?» Примерно такую же фразу я услышал от коллег в 2011 году, когда победителем областного этапа конкурса стал учитель физической культуры.


- А кто же такой физрук на самом деле?


- Статистика упрямо свидетельствует о росте таких страшных явлений нашей жизни как:

- жестокость подростков, которые собравшись в группы, избивают и убивают, только за то, что кто-то не хочет отдать свой телефон, сделал замечание, имеет не такой, как у них, цвет кожи, разрез глаз, говорит на другом языке;

- пренебрежение друг к другу на наших дорогах;

- огромное количество суицидов среди молодёжи;

- рост заболеваемости ожирением.


- Что объединяет указанные явления нашей жизни? (ответы)


- Их объединяет Причина - отсутствие уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни.


- На мой взгляд, устранение этой причины, то есть воспитание ценностного отношения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни – есть главная миссия учителя физической культуры .


- Чтобы понять, в чем сложность этой миссии, предлагаю сейчас поучаствовать в небольшом опросе.


- Поднимите руку, кто информирован о факторах здорового образа жизни?

- Назовите не менее трех факторов здорового образа жизни? (регулярное занятие спортом, правильное питание, здоровый сон, отказ от вредных привычек) Отлично!

- А теперь поднимите руку, кто регулярно, не менее 30 минут в день, занимается спортом?


- Спасибо! Сейчас мы наглядно могли убедиться в существующем педагогическом парадоксе: знание не становится действием.

В контексте ЗОЖ данный парадокс можно представить рядом парадоксов: 1) признание значения спорта для ЗОЖ - не гарантирует регулярных занятий им

;2) знание о влиянии вредных привычек на разрушение здоровья - не снижает количества зависимых людей..


- Очевидно, что в данной ситуации главной задачей учителя физической культуры становится мотивация к здоровому образу жизни.


- Здесь важно подчеркнуть, что речь идет именно о «мотивации К», а не о «мотивации ОТ». В чем разница? (Ответы)


- (картинки) Наш мини опрос показал, что люди чаще используют «мотивацию ОТ» в вопросах здорового образа жизни. Потому, что она проще, дает возможность большую часть жизни не напрягаться, ведь все более и менее стабильно. А представьте, насколько далеки от детей последствия нездорового образа жизни: болезни, немощность, потеря трудоспособности. Поэтому они знают о всех факторах ЗОЖ, но уверены, что время их реализации не пришло.


- «Мотивация К» - сложнее она призвана заставлять действовать человека не из страха, а на основе принятия ценности здоровья, желания быть здоровым и заниматься своим здоровьем, даже когда нет никаких проблем.


- И вот здесь, на мой взгляд, проявляется мастерство учителя физической культуры. Поделюсь своими принципами, на которых строю работу по мотивации детей к здоровому образу жизни.


1) Принцип создания условий для уверенности в своих силах предполагает: показ образцов выполнения действий (на схемах, роликах, учителем), анализ того, что у ребенка не получилось, объяснение, как исправить, одобрение и эмоциональная поддержка.


2) Принцип учета личных целей занятий физической культурой (отметка, хорошая фигура, общение, высокий спортивный результат и т.д.) и особенностей телосложения предполагает дифференциацию заданий


3) Принцип поддержки развития интереса к занятиям физической культурой в различных ситуациях (привлечение в спортивные секции, организация школьных и поселковых спортивных мероприятий)


4) Принцип действенной мотивации, который гласит: аппетит к любой работе приходит после того, как за нее возьмешься. 

Энергия и энтузиазм появляются только после начала работы. Надо только заставить себя начать что - то делать, и в этом весь секрет. Поэтому я часто практикую идеи моего учителя Валерия Максимовича Миниярова

Чтобы начать делать что-либо, например, начать бегать по утрам, не надо готовиться. Ведь ни к чему и никогда невозможно подготовиться на все сто процентов. Вы только теряете время.

Вот и сейчас я предлагаю, не теряя времени заняться спортом. Можно, конечно, сказать, что сейчас не подходящий момент, нет соответствующей формы, и найти еще много причин, почему не сейчас, а завтра. И тогда рассмотренный нами парадокс между информированностью и действием неразрешим, потому что завтра опять не будет времени.

Восточная мудрость гласит: «Когда ученик готов, появится и учитель».

Надеюсь, что наши аниматоры уже готовы. Начнем. (Я, т.есть, Воронин В.Г, исполняю под гитару песню Высоцкого, а помощники на каждый куплет показывают аудитории движения, которые они должны выполнить)



Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три-четыре! -
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще, -
гимнастика!

Если вы в своей квартире! -
Выполняйте правильно движения!
Прочь влияние извне -
Привыкайте к новизне, -
Вдох глубокий до изнеможения!

Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус - три-четыре! -
Ширится, растет заболевание.
Если хилый - сразу в гроб!
Сохранить здоровье чтоб -
Применяйте, люди, обтирания!

Если вы уже устали -
Сели-встали, сели-встали, -
Не страшны нам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменят спорт и профилактика.

Разговаривать не надо -
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если очень вам неймется -
Обтирайтесь чем придется,
Водными займитесь процедурами!

Не страшны дурные вести -
Мы в ответ бежим на месте, -
В выигрыше даже начинающий.
Красота - среди бегущих
Первых нет и отстающих, -

Бег на месте общепримиряющий!



- Спасибо всем участникам, отдельное спасибо учителям физической культуры за помощь и честную борьбу на конкурсе!


- Надеюсь, что нам хоть немного удалось изменить ассоциативный ряд, связанный с темой мастер-класса и показать, как учитель физической культуры на каждом уроке убеждает детей в том, что:


«Бог никогда не спустится с неба, чтобы сказать: «Теперь я разрешаю тебе добиться успеха!» Такое разрешение каждый из нас должен дать себе сам. Главное – начать!»

Эндрю Мэтьюз

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее