«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить»
Цель мастер- класса: убедить каждого родителя в ценности личности ребенка.
создание условий для включения родителей в активную деятельность по проблемам воспитания.
Задачи:
актуализировать проблему воспитания в семье;
развивать культуру общения родителей и детей;
умение видеть и анализировать отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Ход мастер-класса
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Пожалуйста, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля, а мы — капитаны своего корабля под флагом «Семья».
Сегодня мы не будем придерживаться строгих правил проведения родительского собрания. Мы приглашаем Вас на мастер-класс «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».
Рассмотрим основные моменты воспитания ребенка. Полученные знания можно применить для гармоничных взаимоотношений в семье.
Народная мудрость гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывай себя».
Воспитание — это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения полноценному участию в общественной жизни.
Теперь хотелось бы, услышать: какие методы воспитания используете вы в своей семье? (Высказывания родителей)
Учитель: предлагаем вашему вниманию презентацию «Добрые советы воспитания».(Слайды 1-4)
Можно заметить, что все используемые методы перекликаются у всех присутствующих. (Похвала, наказание, одобрение).
Ну, а сейчас на практике проверим, как всё это работает.
Упражнение «Выполни задание».
Учитель: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие — закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Ещё сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
7. И в последний раз сложите лист пополам.
8. А теперь оторвите правый верхний уголок.
Учитель: Покажите всем свои работы. Обратите внимание, у всех они разные!
Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам парадокс:
- мы используем одни и те же методы воспитания, но наши дети абсолютно не похожи друг на друга.
Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает ваши мечты и надежды. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои ошибки, у него своя миссия и своё место в истории.
Упражнение «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка) Основной принцип воспитания на основе личного примера взрослого.
(На столе красная краска и синяя. Кусочки губки. У учителя в руках губка.)
– Что у меня в руках?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
Учитель: Обмакните губку в красную жидкость.
- Что произошло? (Губка стала красного цвета)
-Теперь опустите губку в синюю жидкость. Что произошло?
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
Учитель:
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
(Родители высказывают собственные предположения.)
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».
Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.
Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Мы, в школе, можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание, как положительное, так и отрицательное.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
(Родители высказываются.)
Учитель:
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Ваш личный пример………..
Клубок ниток
Вашему вниманию предлагается следующее задание « Всегда ли вы понимаете своего ребёнка»
А что значит, понимать своего ребёнка, я начну со слов ЭТО ЗНАТЬ, ПОЧЕМУ У НЕГО СЕГОДНЯ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ, А У ВАС….
Передаётся клубок следующему участнику,
Понимать своего ребёнка это……
( Из ниток получается паутинка, которая помогает нам понять связь родителя и ребёнка), но глядя на эту связь- паутинку, мы видим пустоты, а почему они получились, откуда появились, как вы думаете? (Высказывания родителей)
Тренинговое задание «Мой ребенок».
- Обведите на листочке свою ладошку – это ваш ребенок. В центре ладошки напишите его имя, только так как вы его обычно называете, на пальчиках напишите его самые лучшие качества. А вокруг ладошки напишите все возможные способы, как уберечь вашего замечательного ребенка от негативного влияния общества. Окружающей среды. Что вы или кто-нибудь другой можете сделать для него?
Учитель: Давайте вновь обратимся к презентации.
Показ слайдов( 5-13)
Подведение итогов.
Душа ребенка – это полная чаша, которая наполняется по мере взросления.
- У каждого из Вас есть сердечко (стикер), напишите на сердечке качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? Каким вы хотите видеть своего его?
( Родители читают то, что написали и помещают сердечко в чашу. )
(Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…)
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее.
Учитель:
Каждый родитель хочет, что бы его ребенок вырос счастливым и успешным человеком, но как говорил Антон Семенович Макаренко «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
- Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
Мы желаем Вам успехов в воспитании ваших детей.
Раздать памятки.
«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания
1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы
снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6.К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Можно использовать и эту притчу.
Учитель: предлагаю прослушать притчу о камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о том, что каждый имеет жизненный опыт и нужно использовать положительные его стороны при воспитании детей. Быть хорошим примером для подражания, а главное с ребенком нужно дружить и уметь договориться. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и плохом настроении. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы все преодолеем».