Мастер- класс.
Для педагогов по теме «Эффективность методов и приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) в свете реализации ФГОС».
ЗДРАВСТВУЙТЕ УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Я РАДА ВАС ВИДЕТЬ НА СВОЁМ МАСТЕР- КЛАССЕ, НА КОТОРОМ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРЕДСТАВИТЬ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НАИБОЛЕЕ ПОЛЮБИВШИЕСЯ МОИМ УЧЕНИКАМ И МНЕ САМОЙ ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Привлекает меня эта технология тем, что она с чёткой структурой, алгоритмичностью и наглядностью приёмов, что позволяет разнообразить урок, сделать его нестандартным, заинтересовать детей и достичь конкретных образовательных результатов.
Данная технология была разработана в конце 20 века в США .С 1996 технология распространяется и проходит апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Задачи технологии научить школьников:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и
отвергать ненужную или неверную информацию;
избегать категоричности в утверждениях;
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
I стадия | II стадия | III стадия |
Вызов: | Осмысление содержания: | Рефлексия: |
актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения | получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения | размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения |
Первый этап в технологии, это стадия вызова- создание мотива. На этой стадии использую такие методы как «Корзина идей» , Мозговая атака» «Верите ли вы, что?», и другие.
-Верите ли вы, что сегодня вы что- нибудь узнаете нового?
-Верите ли вы, что по окончании мастер класса вы что то возьмёте для своей педагогической копилки?
-Верите ли вы, что сегодня вы будете не пассивными слушателями, а активными участниками?
Второй этап- это осмысление. Здесь работа участников проходит непосредственно с информацией, причём работа направленная, осмысленная.
Третий этап- это рефлексия. На этом этапе учащиеся размышляют, обобщают и оценивают полученные знания и делают выводы проделанной работы.
А сейчас я предлагаю вам побыть в роли моих учеников и приглашаю вас на урок, в ходе которого будут использоваться методы и приёмы технологии критического мышления. Итак начнём…
I.Постановка проблемы.
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Почему девочка не поняла маму?
-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Оно будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам.
Перед вами лежит бортовой журнал. Это метод фиксации информации. На каждом этапе урока, по моей команде, выбудете делать в него записи.
Итак, то, что вам уже известно про фразеологизмы, запишите в первую колонку.
А чтобы вы хотели узнать о фразеологизмах? Запишите во вторую колонку. Давайте послушаем, что вы хотели узнать?
То, что вы хотите узнать – это и будет целью нашего урока.
У нас на уроке сегодня три группы (исследователи, художники- иллюстраторы и редакторы ).
Каждая группа получает своё задание .
Художники –ваша задача создать иллюстрированный словарь фразеологизмов.
Редакторы -ваша задача отредактировать текст, используя фразеологизмы.
Исследователи - используя различные источники и словари, составить кластер по данной теме.
У каждой группы есть свой маршрутный лист, который поможет справиться с поставленной задачей. В вашем распоряжении – 7 минут.
Каждая группа представляет выполненное задание. Новую информацию фиксируем в бортовом журнале.
Фразеологизмы свойственны не только письменной речи. Очень часто мы может слышать их с экрана телевизора. Для того, чтобы перейти к следующему этапу нашего урока, вы посмотрите мультфильм и выпишите как можно больше фразеологизмов. (Просмотр мульфильма).
Приступаем к следующему этапу работы «Отсюда-сюда». Та группа, которая назовёт последний фразеологизм может задать вопрос каждой группе по теме нашего урока.
Новую информацию зафиксировали в бортовой журнал.
А теперь подведём итог нашего урока, используя бортовые журналы. Что мы узнали нового.
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук, держали ушки на макушке и мотали на ус.
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью фразеологизма, записанного на воздушном шаре (озвучивают и прикрепляют).
Технология критического мышления относится к новым технологиям, которые способствует реализации ФГОС.
Спасибо за урок.