Наименование образовательного учреждения (город, район) | Артёмовский УВК Амвросиевский район |
Ф.И. автора работы, должность | Остапенко Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы |
Номинация | Педагогическая мозаика |
Тема урока | «М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция» |
Класс | 8 |
Урок по теме «М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;
Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: презентация , выстывка книг Лермонтова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Корссворд по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»
По вертикали:
Любимое место Лермонтова в пансионе (библиотека)
Местность, в которой поэт провел свои детские годы, и где он похоронен. (Пенза)
Как звали отца поэта? (Юрий)
Любимый город М.Ю.Лермонтова. (Москва)
Первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное по событиям Отечественной войны 1812 года. («Бородино»)
Место, где М.Ю.Лермонтов жил и обучался в Москве. (пансион)
Здесь находится имение бабушки по материнской линии. (Тарханы)
Изображение М.Ю.Лермонтова, исполненное многими художниками.
Бабушка возила его на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него. (Кавказ)
По горизонтали:
Фамилия известного поэта, погибшего в дуэли 1841 года. (Лермонтов)
б |
|
| |||||||||||
и |
| п |
|
| к | ||||||||
б | п | ю |
| б | а | п | а | ||||||
л | е | р | м | о | н | т | о | в | |||||
и | н | и | о | р | с | а | р | к | |||||
о | з | й | с | о | и | р | т | а | |||||
т | а |
| к | д | о | х | р | з | |||||
е |
| в | и | н | а | е |
| ||||||
к | а | н | а | н | т | ||||||||
а |
| о | т | ы |
– О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке?
Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.
Работа с портретом Лермонтова
(Слайд №1)
– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.).
Выставка книг Лермонтова
(краткое знакомство обучающихся с творчеством Лермонтова)
3. Актуализация ранее изученного материала.
– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”.)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?
(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)
4. Слово учителя.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.
5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа ), формулировка цели (слайд №2)
Работа над эпиграфом урока (слайд №3)
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”
- Как вы понимаете эти слова?
Словарная работа (слайд № 4)
- Кто такой Мцыри?
6. Формирование знаний и умений.
Индивидуальное задание (сообщение ученика). История создания поэмы.
Эвристическая беседа по прочитанной поэме.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Каким вы представляете себе главного героя?
Изображение Мцыри (слайд №5)
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы.
Словарная работа (слайд №6)
Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).
– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Назовите их.
– К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему?
(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)
Проверочная работа.
– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу. (слайд №7)
Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.
1. Композиция | А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов |
2. Тема | Б. Построение художественного произведения |
3. Идея | В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности |
4. Сюжет | Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор) |
В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.
– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
(слайд №8) «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.
Индивидуальное задание. (сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).
Эта фраза имеет символическое значение нарушения запрета.
(Согласно этой библейской истории царь Саул заклял народ не есть хлеб, пока Маул не отомстит врагам (Филистимлянам). Его сын Ионафан, разгромил врагов, но не зная о клятве отца вкусил меда. За это ему грозила смертная казнь, но народ, в благодарность за победу, освободил Ионафана (Первая книга Царств, гл. 14))
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?
Создание проблемной ситуации.
– Как эпиграф связан с темой произведения?
(Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней)
Цетирование отрывка поэмы учеником наизусть.
И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
– Определите идею.
(Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре)
Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.
– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
Работа с текстом поэмы
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? (Что он человек, для чего создан, зачем живет.)
- Давайте определим, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
Вывод: таким образом композиция рамочная
Словарная работа (Слайд №9)
Запись в тетради
Обрамление — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера)
Лексическая работа. (слайд № 10)
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
7. Закрепление знаний и умений.
– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.
(слайд №11) Просмотрите текст, составьте схему композиции.
Индивидуально карточка – подсказка:
Побег из монастыря
Жизнь в монастыре
Прощание Мцыри
Бой с барсом.
- По данной схеме кульминационным моментом является бой Мцыри с барсом.
Эта тема также затрагивала многих музыкальных исполнителей. Прослушайте, как передана схватка с барсом в музыкальном произведении рок-группы NordWay.
Прослушивание музыкального произведения
8. Рефлексия.
Цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
Составление сенканов на тему «Мцыри»
Мцыри
Покинутый, одинокий.
Существует, живёт, умирает.
Жизнь – стремление к свободе.
Послушник.
Упражнение «Незаконченные предложения»:
В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
«Мцыри» Лермонтова это…
9. Организация домашнего задания:
- Выучить наизусть отрывок из поэмы.
- Составить цитатную характеристику Мцыри.
- Написать эссе на тему «Жизнь полная тревог».