Урок окружающего мира в 4 классе..
Тема урока: «Луг – природное сообщество».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок решения учебной задачи.
Форма урока: заочный поход на природу.
Цели урока:
1.сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов – обитателей луга.
2.развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.
Формы организации фронтальная,
деятельности школьников: индивидуальная, групповая.
Оборудование: гербарий, «Красная книга Ставропольского края», карта Ставропольского края, игрушка – кузнечик, музыкальное сопровождение, маршрутные листы, компьютерная презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
IОрганизационный момент | I.Психологический настрой на урок. |
|
IIАктуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. | I.Лейтмотив урока. Звучит музыка песни «Золотое моё Ставрополье», на фоне музыки кадры компьютерной презентации – степи Ставрополья. Учитель говорит мелодикломацию «Золотое моё Ставрополье, Край степей, живописных лугов. II.Формирование ключевых понятий: природная зона; природное сообщество на основе проблемного разговора. -Ребята, а куда вы попали? -Почему вы думаете, что это степь? Учитель: Да, ребята правильно вы определили – это природная зона- степь.
| Учащиеся слушают музыку, слова учителя, всматриваются в кадры компьютерной презентации.
Ответы учащихся на вопросы учителя |
III Постановка учебной задачи | Богата Ставропольская степь живописными лугами. А что такое луг, как вы считаете. Помогите мне ответить на этот вопрос. - Мой вопрос вызвал у вас затруднения – обратитесь к учебнику с. 190 и прочитайте определение. - На один из таких лугов я предлагаю вам отправиться сегодня в поход чтобы: УЗ: сформировать у себя понятие о луге, как о природном сообществе. Тема нашего урока «Луг – природное сообщество». Ну что, рюкзаки готовы, настроение бодрое. Тогда в путь. (На фоне этого звучит музыка «У похода есть начало») |
Ответы учащихся
|
IV.План – ход решения УЗ
| I.Введение в урок персонажа – обитателя луга- кузнечика. -Ребята, посмотрите, кто это? Да это же кузнечик. Он такой маленький и беззащитный. Наверняка заблудился. Не может найти свой дом. Давайте ему поможем. А для этого нам нужно хорошо изучить его место жительства – луг. (на фоне слов идёт кадр презентации – луг) II.Организация групповой работы учащихся. - Сегодня я предлагаю вам побыть в роли маленьких исследователей и доказать, что луг – является природным сообществом. - Каждая группа – ряд получает маршрутный лист своего движения в походе. 1 группа «Зоологи». Ребята будут изучать животных, обитателей луга и исследуют проблему их роли в природном сообществе – луг. 2 группа «Ботаники» познакомится с растениями луга, определив какую роль они играют в его жизни. 3 группа «Краеведы». Ведь мы с вами находимся на Ставропольском лугу и кузнечик у нас ставропольский (красивый, зелёный). Ребята получают особое задание. Им нужно определить какие животные и растения – обитатели луга занесены в Красную книгу Ставрополья? III.Физминутка. Бежим тропинкой через луг, Ныряем влево – вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг Да по колено травы. Нагнись, понюхай аромат Такого разнотравья. Вдохни, порадуйся душой. На место возвращайся. IV.Защита творческой работы групп. |
Учащиеся слушают учителя.
Работа учащихся в группах. приложение 1 приложение 2 приложение 3
Ребята осуществляют упражнения под руководством учителя.
|
V.Организация промежуточного контроля. | Организация промежуточного контроля в форме загадок. Защита 1 группы: 1.Осенью в щель заберётся, А весной проснётся. (муха) 2.Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (бабочка) 3.Сок из цветков она берёт И в сотах копит сладкий мёд. (пчела) - защита 2 группы «Ботаники»: Учитель задаёт вопросы – загадки: 1.До чего же смелый Цветочек этот белый! Только дунет ветерок – К облакам взлетит цветок. (одуванчик) 2.На лугу со всех сторон Будто слышится мне звон. (колокольчик) - Защита 3 творческой группы «Краеведы». |
Учащиеся отгадывают загадки. |
VI.Организация конструктивного разговора - диалога | 1.Почему некоторые виды шмелей попали в Красную книгу? 2.Почему в Красной книге оказалась ромашка лекарственная? 3.Почему растения не могут обойтись без бабочек и шмелей? - А давайте составим цепи питания ( с помощью рисунков, прикрепляют на доске) Мышиный горошек – мышь – сова Клевер – кузнечик – яшерица. - Ребята, посмотрите наш кузнечик загрустил. Что-то с ним случилось. Он чего-то боится. Давайте вместе с вами выясним , чего же боится кузнечик? Я предлагаю вам разгадать ребусы, которые помогут ответить на вопрос – чего же боится кузнечик и его друзья и почему? -огонь -ружьё -мусор Учащиеся объясняют ответ каждого ребуса. - Мы, увидели ребята, какое важное значение в данном сообществе имеет деятельность человека. Поэтому эта деятельность должна быть созидательной. Помогите мне выработать правила поведения человека, каждого из вас на лугу. Например: 1.Не кричи, не пугай обитателей луга; 2.Не рви цветы; 3.Не лови ради забавы бабочек, муравьёв; 4.Не поджигай траву; 5.Не сори; 6.Не стреляй птиц. Вывод: человек тоже часть всей природы, а в частности природного сообщества – луг. Да, действительно человек очень тесно связан с ним. Может быть вы мне подскажете как? -украшают наш край - корм для животных - лекарственные растения - место отдыха - доставляют эстетическое удовольствие.
|
Учащиеся составляют цепи питания. Рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5
Учащиеся разгадывают ребусы.
Учащиеся вырабатывают правила поведения на лугу. |
VII.Рефлексия. | Вот и подошёл к концу наш поход. Мы с вами ребята помогли кузнечику, а также познакомились с его местожительством – лугом. Но, что самое главное, определили, что луг – это… Почему луг – является природным сообществом? И все его обитатели и даже человек тесно взаимосвязаны между собой. |
Ответы учащихся. |
VIII. Этап оценивания. | Я хочу вручить вам дипломы: - юных ботаников - краеведов - зоологов За творческую, исследовательскую работу на сегодняшнем уроке | Учащиеся получают дипломы. |
IX. Итог урока. | Звучит музыка «Одинокий пастух» на её фоне презентация луга. - Давайте ещё раз вместе с вами полюбуемся красотами луга. Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомое, так же неповторимы, как всё живое и живущее вокруг нас. | Учащиеся слушают музыку, смотрят кадры презентации и слушают слова учителя. |
6