«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Луг - природное сообщество.

На уроке используются элементы исследовательской деятельности. Краеведческий материал воспитывает у учащихся любовь к природе, ответственое и бережное отношение к ней.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок окружающего мира в 4 классе..

Тема урока: «Луг – природное сообщество».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок решения учебной задачи.

Форма урока: заочный поход на природу.

Цели урока:

1.сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов – обитателей луга.

2.развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.

Формы организации фронтальная,

деятельности школьников: индивидуальная, групповая.

Оборудование: гербарий, «Красная книга Ставропольского края», карта Ставропольского края, игрушка – кузнечик, музыкальное сопровождение, маршрутные листы, компьютерная презентация.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

IОрганизационный

момент

I.Психологический настрой на урок.


IIАктуализация знаний.

Мотивация учебной

деятельности.

I.Лейтмотив урока.

Звучит музыка песни «Золотое моё Ставрополье», на фоне музыки кадры компьютерной презентации – степи Ставрополья.

Учитель говорит мелодикломацию

«Золотое моё Ставрополье,

Край степей, живописных лугов.

II.Формирование ключевых понятий:

  • природная зона;

  • природное сообщество

на основе проблемного разговора.

-Ребята, а куда вы попали?

-Почему вы думаете, что это степь?

Учитель: Да, ребята правильно вы определили – это природная зона- степь.


Учащиеся слушают музыку, слова учителя, всматриваются в кадры компьютерной презентации.







Ответы учащихся на вопросы учителя

III Постановка учебной задачи

Богата Ставропольская степь живописными лугами. А что такое луг, как вы считаете.

Помогите мне ответить на этот вопрос.

- Мой вопрос вызвал у вас затруднения – обратитесь к учебнику с. 190 и прочитайте определение.

- На один из таких лугов я предлагаю вам отправиться сегодня в поход чтобы:

УЗ: сформировать у себя понятие о луге, как о природном сообществе. Тема нашего урока «Луг – природное сообщество».

Ну что, рюкзаки готовы, настроение бодрое. Тогда в путь. (На фоне этого звучит музыка «У похода есть начало»)


Ответы учащихся


IV.План – ход

решения УЗ













































I.Введение в урок персонажа – обитателя луга- кузнечика.

-Ребята, посмотрите, кто это? Да это же кузнечик. Он такой маленький и беззащитный. Наверняка заблудился. Не может найти свой дом. Давайте ему поможем. А для этого нам нужно хорошо изучить его место жительства – луг. (на фоне слов идёт кадр презентации – луг)

II.Организация групповой работы учащихся.

- Сегодня я предлагаю вам побыть в роли маленьких исследователей и доказать, что луг – является природным сообществом.

- Каждая группа – ряд получает маршрутный лист своего движения в походе.

1 группа «Зоологи». Ребята будут изучать животных, обитателей луга и исследуют проблему их роли в природном сообществе – луг.

2 группа «Ботаники» познакомится с растениями луга, определив какую роль они играют в его жизни.

3 группа «Краеведы». Ведь мы с вами находимся на Ставропольском лугу и кузнечик у нас ставропольский (красивый, зелёный). Ребята получают особое задание. Им нужно определить какие животные и растения – обитатели луга занесены в Красную книгу Ставрополья?

III.Физминутка.

Бежим тропинкой через луг,

Ныряем влево – вправо.

Куда ни глянь - цветы вокруг

Да по колено травы.

Нагнись, понюхай аромат

Такого разнотравья.

Вдохни, порадуйся душой.

На место возвращайся.

IV.Защита творческой работы групп.




Учащиеся слушают учителя.















Работа учащихся

в группах.

приложение 1 приложение 2 приложение 3














Ребята

осуществляют

упражнения под

руководством

учителя.







V.Организация

промежуточного

контроля.

Организация промежуточного

контроля в форме загадок.

Защита 1 группы:

1.Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.

(муха)

2.Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(бабочка)

3.Сок из цветков она берёт

И в сотах копит сладкий мёд.

(пчела)

- защита 2 группы «Ботаники»:

Учитель задаёт вопросы – загадки:

1.До чего же смелый

Цветочек этот белый!

Только дунет ветерок –

К облакам взлетит цветок.

(одуванчик)

2.На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон.

(колокольчик)

- Защита 3 творческой группы «Краеведы».













Учащиеся

отгадывают

загадки.

VI.Организация

конструктивного

разговора - диалога

1.Почему некоторые виды шмелей попали в Красную книгу?

2.Почему в Красной книге оказалась ромашка лекарственная?

3.Почему растения не могут обойтись без бабочек и шмелей?

- А давайте составим цепи питания

( с помощью рисунков, прикрепляют на доске)

Мышиный горошек – мышь – сова

Клевер – кузнечик – яшерица.

- Ребята, посмотрите наш кузнечик загрустил. Что-то с ним случилось. Он чего-то боится. Давайте вместе с вами выясним , чего же боится кузнечик? Я предлагаю вам разгадать ребусы, которые помогут ответить на вопрос – чего же боится кузнечик и его друзья и почему?

-огонь

-ружьё

-мусор

Учащиеся объясняют ответ каждого ребуса.

- Мы, увидели ребята, какое важное значение в данном сообществе имеет деятельность человека. Поэтому эта деятельность должна быть созидательной. Помогите мне выработать правила поведения человека, каждого из вас на лугу.

Например:

1.Не кричи, не пугай обитателей луга;

2.Не рви цветы;

3.Не лови ради забавы бабочек, муравьёв;

4.Не поджигай траву;

5.Не сори;

6.Не стреляй птиц.

Вывод: человек тоже часть всей природы, а в частности природного сообщества – луг.

Да, действительно человек очень тесно связан с ним. Может быть вы мне подскажете как?

-украшают наш край

- корм для животных

- лекарственные растения

- место отдыха

- доставляют эстетическое удовольствие.







Учащиеся составляют цепи питания.

Рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5





Учащиеся разгадывают ребусы.
















Учащиеся вырабатывают правила поведения на лугу.

VII.Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш поход. Мы с вами ребята помогли кузнечику, а также познакомились с его местожительством – лугом. Но, что самое главное, определили, что луг – это…

Почему луг – является природным сообществом? И все его обитатели и даже человек тесно взаимосвязаны между собой.


Ответы учащихся.

VIII. Этап оценивания.

Я хочу вручить вам дипломы:

- юных ботаников

- краеведов

- зоологов

За творческую, исследовательскую работу на сегодняшнем уроке

Учащиеся получают дипломы.

IX. Итог урока.

Звучит музыка «Одинокий пастух» на её фоне презентация луга.

- Давайте ещё раз вместе с вами полюбуемся красотами луга.

Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомое, так же неповторимы, как всё живое и живущее вокруг нас.

Учащиеся слушают музыку, смотрят кадры презентации и слушают слова учителя.


6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее