«ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…»
5 класс
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
- развивать речь и творческие способности учащихся через инсценирование басен;
- воспитывать доброту, честность, справедливость.
Задачи урока:
- проверить знания учащихся по теме;
- развивать речь, творческие способности, сравнительные и аналитические умения учащихся, умение аргументировать высказывание, иллюстрировать свои суждения примерами;
- формировать личностные качества: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Оборудование: конверт с посланием; тексты «басни» «Ворона и виноград», рисунки к басням, иллюстрации
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. (Слайд №1, 2).
Учитель. (Слайд №1). Здравствуйте, ребята!
Я снова рада видеть вас на уроке литературы. 13 февраля день рождения
И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Талант писателя Крылова сродни врачебному таланту. Он точно ставит диагноз обществу и человеку и подсказывает пути искоренения болезни. Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга прекрасными инсценировками талантливых произведений! Работать будем, как вы уже догадались, в группах. Итак, начинаем урок!
Откроем тетради и запишем тему урока (Слайд №2).
Прежде, чем продолжить урок, давайте, по ключевым словам, определим проблему урока.
- О каком авторе пойдет речь на уроке? (о Крылове)
- Для чего написал Крылов свои басни? (научить нас чему-то)
- В каком жанре прославился писатель? (басня)
- Сформулируйте проблему нашего урока.(Чему учат басни Крылова?)
II. Актуализация знаний. (Слайд №3).
Чтение учащимся стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?».
III. Беседа о творчестве И. А. Крылова.
Учитель. (Слайд №4). И. А. Крылов написал более 200 басен. В них он изображал жизнь, нравы и недостатки своих современников. Более двух веков назад, открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Стук в дверь: Вам письмо!
Учитель: Ребята, это необычное письмо. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на наш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких крыловских произведениях в нем идет речь и кто автор сего послания.
(Детям раздается текст, в котором упоминаются названия басен И.А. Крылова. Учащиеся отмечают эти названия, отгадывают отправителя. 1 балл за правильно названное произведение + 5 баллов за отгадывание отправителя).
Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришел – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, все добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала и до конца!
Последовательница Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница,
прима из квартета.
(Ответ:
«Демьянова уха»,
«Обоз»,
«Две бочки»,
«Слон и Моська»,
«Кот и Соловей»,
«Волк и Журавль»,
«Ворона и Курица»,
«Тришкин кафтан»,
«Слон на воеводстве»,
«Мор зверей»,
«Квартет».
Отправитель - Мартышка)
IV. Беседа об истоках басенного жанра и русских баснописцах.
Учитель.
- Как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что такое басня? Давайте дадим определение. (Слайд №5,6). (Басня – это краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория (иносказание).
-
- Что такое мораль? (Слайд №7,8). (Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).
- На предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (Слайд №9).
Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий баснописец Эзоп, живший в VI веке до н. э. Легенды рисуют Эзопа юродивым народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном (1621 – 1695).
- (Слайд №10,11). Развивали жанр басни русские баснописцы XVIII века М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер.
- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно,
И. А. Крылов. Почему же мы так любим басни Крылова? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. В. Г. Белинский сказал о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).
- Давайте проследим и решим проблему: как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранилось без изменений.
Чтение басен.
Эзоп: (читает учитель)
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен: (читает ученик)
Лис – гасконец, а быть может, лис – нормандец
(Разное говорят)
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен_
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И.А Крылов: (слушаем запись)
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем кисти винограду рделись.
У кумушки глаза и зубы загорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
- (Слайд №12). -Сравнение басни Эзопа с баснями Лафонтена и Крылова.
Общее:
- общая тема, общий герой;
- басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
- в басне высмеиваются людские пороки;
- басня имеет поучение (мораль).
Различное:
Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Басня Ж.де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис – гасконец, Лис – нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал от голоду; виноград описан заманчивым для Лиса. Автор расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Басня И.А.Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), око, отколь, неймет, попусту. Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выделено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует в своей басне.
V.Инсценирование басен Крылова.
( Ребятам было дано задание подготовить инсценирование басни )
( Дети путем аргументированных высказываний определяют лучшую постановку. Баллы распределяются следующим образом: 1 место-10 баллов, 2 – 5
VI. Объяснение морали басни
(Слайд №13). Басня «Ворона и Лисица»
(В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).
(Слайд №14). Басня «Свинья под Дубом».
(В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.
* Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный, малосведущий человек).
VII. ( Слайд №13). Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. (Учитель называет фольклорных героев. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Василиса Прекрасная, Баба Яга, Иван крестьянский сын, Чудо Юдо, Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Марья – искусница, Кикимора, Змей Горыныч, Маугли. (Реакция на имя последнего героя выявляет невнимательных: Маугли не фольклорный персонаж, а герой произведений Р. Киплинга).
VIII. Объяснение крыловских афоризмов.
Учитель. Николай Васильевич Гоголь так сказал о баснях Крылова: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. (Слайды №15 - 19).
«А Васька слушает да ест» (Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова).
«А воз и ныне там» (Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось).
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе).
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его).
IX. Объяснение домашнего задания.
- Дома я вас попрошу сочинить басню, где главные действующие лица Курица и Воробей
- Для того чтобы все успешно справились с заданием, давайте повторим основные черты жанра басни (Слайд №20):
Басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим.
Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.
В основе басни - аллегория (иносказание).
Сатирическое изображение.
В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы.
В басне часто используется диалог, просторечная лексика.
Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка.
Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
Олицетворение.
- Составление в качестве образца сюжетной линии одной из басен
(например, хитрый и насмешливый Воробей доказывает глупой домашней Курице с подрезанными крыльями, что она тоже птица и может парить в небесах. Курица, поддавшись на уговоры Воробья, взбирается по жердочкам курятника на самое высокое место, прыгает и больно падает о землю. Мораль – нельзя идти на поводу у других, нужно уметь самостоятельно думать).
XI. Подведение итогов урока.
Объявление результатов соревнования между двумя командами.
Оценивание актеров.
XII. Заключительное слово учителя. (Слайд №21).
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Вопрос классу. (проблема) Чему нас учат басни Крылова?(Слайд №22).
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Урок окончен, всем - спасибо!
6