«Осенний фестиваль знаний 2024»

«ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…» (по творчеству И.А.Крылова)5 класс

К уроку ообобщения и систематизации знаний о басне как литературном жанре и баснях И.А.Крылова.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…»

5 класс

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;

- развивать речь и творческие способности учащихся через инсценирование басен;

- воспитывать доброту, честность, справедливость.


Задачи урока:

- проверить знания учащихся по теме;

- развивать речь, творческие способности, сравнительные и аналитические умения учащихся, умение аргументировать высказывание, иллюстрировать свои суждения примерами;

- формировать личностные качества: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль.


Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.


Оборудование: конверт с посланием; тексты «басни» «Ворона и виноград», рисунки к басням, иллюстрации



Ход урока


I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. (Слайд №1, 2).


Учитель. (Слайд №1). Здравствуйте, ребята!

Я снова рада видеть вас на уроке литературы. 13 февраля день рождения
И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Талант писателя Крылова сродни врачебному таланту. Он точно ставит диагноз обществу и человеку и подсказывает пути искоренения болезни. Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга прекрасными инсценировками талантливых произведений! Работать будем, как вы уже догадались, в группах. Итак, начинаем урок!

Откроем тетради и запишем тему урока (Слайд №2).

Прежде, чем продолжить урок, давайте, по ключевым словам, определим проблему урока.

- О каком авторе пойдет речь на уроке? (о Крылове)

- Для чего написал Крылов свои басни? (научить нас чему-то)

- В каком жанре прославился писатель? (басня)

- Сформулируйте проблему нашего урока.(Чему учат басни Крылова?)


II. Актуализация знаний. (Слайд №3).


Чтение учащимся стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?».


III. Беседа о творчестве И. А. Крылова.


Учитель. (Слайд №4). И. А. Крылов написал более 200 басен. В них он изображал жизнь, нравы и недостатки своих современников. Более двух веков назад, открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.


Стук в дверь: Вам письмо!

Учитель: Ребята, это необычное письмо. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на наш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких крыловских произведениях в нем идет речь и кто автор сего послания.

(Детям раздается текст, в котором упоминаются названия басен И.А. Крылова. Учащиеся отмечают эти названия, отгадывают отправителя. 1 балл за правильно названное произведение + 5 баллов за отгадывание отправителя).


Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришел – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, все добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала и до конца!

Последовательница Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница,
прима из квартета.

(Ответ:

  1. «Демьянова уха»,

  2. «Обоз»,

  3. «Две бочки»,

  4. «Слон и Моська»,

  5. «Кот и Соловей»,

  6. «Волк и Журавль»,

  7. «Ворона и Курица»,

  8. «Тришкин кафтан»,

  9. «Слон на воеводстве»,

  10. «Мор зверей»,

  11. «Квартет».

Отправитель - Мартышка)


IV. Беседа об истоках басенного жанра и русских баснописцах.


Учитель.

- Как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что такое басня? Давайте дадим определение. (Слайд №5,6). (Басня – это краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория (иносказание).

-

- Что такое мораль? (Слайд №7,8). (Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).


- На предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (Слайд №9).

Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий баснописец Эзоп, живший в VI веке до н. э. Легенды рисуют Эзопа юродивым народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном (1621 – 1695).


- (Слайд №10,11). Развивали жанр басни русские баснописцы XVIII века М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер.


- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно,
И. А. Крылов. Почему же мы так любим басни Крылова? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. В. Г. Белинский сказал о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).


- Давайте проследим и решим проблему: как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранилось без изменений.

Чтение басен.

Эзоп: (читает учитель)

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен: (читает ученик)

Лис – гасконец, а быть может, лис – нормандец

(Разное говорят)

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен_

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А Крылов: (слушаем запись)

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».


- (Слайд №12). -Сравнение басни Эзопа с баснями Лафонтена и Крылова.


Общее:

- общая тема, общий герой;

- басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;

- в басне высмеиваются людские пороки;

- басня имеет поучение (мораль).

Различное:

Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.

Басня Ж.де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис – гасконец, Лис – нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал от голоду; виноград описан заманчивым для Лиса. Автор расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

Басня И.А.Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), око, отколь, неймет, попусту. Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выделено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует в своей басне.


V.Инсценирование басен Крылова.


( Ребятам было дано задание подготовить инсценирование басни )

( Дети путем аргументированных высказываний определяют лучшую постановку. Баллы распределяются следующим образом: 1 место-10 баллов, 2 – 5


VI. Объяснение морали басни


(Слайд №13). Басня «Ворона и Лисица»

(В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).


(Слайд №14). Басня «Свинья под Дубом».

(В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.

* Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный, малосведущий человек).



VII. ( Слайд №13). Физкультминутка.


Вспоминаем устное народное творчество. (Учитель называет фольклорных героев. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Прекрасная, Баба Яга, Иван крестьянский сын, Чудо Юдо, Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Марья – искусница, Кикимора, Змей Горыныч, Маугли. (Реакция на имя последнего героя выявляет невнимательных: Маугли не фольклорный персонаж, а герой произведений Р. Киплинга).


VIII. Объяснение крыловских афоризмов.


Учитель. Николай Васильевич Гоголь так сказал о баснях Крылова: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. (Слайды №15 - 19).


«А Васька слушает да ест» (Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова).


«А воз и ныне там» (Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось).


«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе).


«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его).


IX. Объяснение домашнего задания.


- Дома я вас попрошу сочинить басню, где главные действующие лица Курица и Воробей


- Для того чтобы все успешно справились с заданием, давайте повторим основные черты жанра басни (Слайд №20):


  1. Басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим.

  2. Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.

  3. В основе басни - аллегория (иносказание).

  4. Сатирическое изображение.

  5. В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы.

  6. В басне часто используется диалог, просторечная лексика.

  7. Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка.

  8. Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.

  9. Олицетворение.


- Составление в качестве образца сюжетной линии одной из басен

(например, хитрый и насмешливый Воробей доказывает глупой домашней Курице с подрезанными крыльями, что она тоже птица и может парить в небесах. Курица, поддавшись на уговоры Воробья, взбирается по жердочкам курятника на самое высокое место, прыгает и больно падает о землю. Мораль – нельзя идти на поводу у других, нужно уметь самостоятельно думать).



XI. Подведение итогов урока.


Объявление результатов соревнования между двумя командами.

Оценивание актеров.


XII. Заключительное слово учителя. (Слайд №21).


Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!


Вопрос классу. (проблема) Чему нас учат басни Крылова?(Слайд №22).


Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Урок окончен, всем - спасибо!











6



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее