«Зимний фестиваль знаний 2025»

Литературное чтение Класс: 2, В. Бианки «Сова»

УМК: Школа России

Технология: развитие коммуникативной компетенции.

Тема: В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;
  • участвовать в диалоге при обсуждении лексического значения слов;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме.
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;
  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: Школа России

Технология: развитие коммуникативной компетенции.

Тема: В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;

  • участвовать в диалоге при обсуждении лексического значения слов;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме.

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.


Ход урока

1.Организационный момент

2.Речевая разминка

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.


- О ком говорится в скороговорке?


3. Проверка домашнего задания.

  • Беседа

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

  • Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).


  • Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

  • Словарная работа

Объясни значение слова медвежатник.

Медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя.


  • Прочитайте следующее стихотворение медленно.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь


  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

  • Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

  • Прочитайте с раздражением (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

  • Прочитайте выразительно.



  1. Актуализация знаний.

Фамилия, какого писателя встретилась вам в это стихотворение? Что вы можете о нем рассказать?

  • Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого.

  • Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее

  • Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).


5.Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением В. Бианки. Как вы думаете, какая птица с древности счи­тается символом мудрости и познания?

а) сова;

б) соловей;

в) голубь.

-Почему вы выбрали этот ответ?

-Сова считалась символом мудрости еще у древних греков.

-А что вы знаете об этой птице?

Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мыше­видных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место зани­мают северные гости.


-А какая орфограмма встречается в этом слове? (безударная гласная)

-Как проверить безударную гласную? Сова-совы

«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.


Теперь разделимся на группы.

Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе.

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.





Задание 1. (по карточкам )

1 группа.

В.В.Бианки вспоминал.

«Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся мне по душе. Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там 4 года - и до сих пор вспоминаю это время, как чудесный сон».

2 группа.

Виталий Валентинович Бианки писал.

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Сделайте вывод:-только ли для детей писал В.Бианки свои произведения?

3 группа.

Виталий Валентинович Бианки был хорошим футболистом. Его ставили в сборную города Петербурга. Бил с обеих ног. Славился резким рывком и точной передачей.

4 группа.

Виталий Бианки написал приблизительно 300 произведений.

Расставить названия произведений в алфавитном порядке.

«Кукушонок».

«Кто чем поет?»

«Как Муравьишка домой спешил».

Сделайте вывод:

-о ком эти произведения.

5 группа.

Главная тема произведений Виталия Бианки – лес и его обитатели.

Расставить названия произведений в алфавитном порядке.

«Первая охота».

«Мышонок Пик».

«Поганки».

Только ли о животных писал В. Бианки?

6 группа.

Расставить названия произведений в алфавитном порядке.

«Чьи это ноги?»

«Чей нос лучше?»

«Росянка – комариная смерть».

Только ли о животных писал В. Бианки?

Проверка.

-Что вы узнали о В.В.Бианки?

1 группа.

-Какой уголок нашей страны был больше всего по душе писателю?

-Сколько лет он там прожил?

-Как называл это время?

2 группа.

-Для кого писал свои произведения В.Бианки?

3 группа.

-Что узнали о Бианки?

4 группа.

-Сколько произведений написал Бианки?

- О ком они?

5 группа.

-Только ли о животных писал Бианки? (Он писал и о растениях)

-Почему так решили? Название какого произведения вам подсказало ответ?(фотография росянки )

6 группа.

-Только о животных и растениях писал В.Бианки? Почему так решили? Название, какого произведения вам подсказало ответ? (Поганки)

-Какова главная тема его произведений? (Лес и его обитатели: животные, растения и грибы.)

6.Работа по теме урока

1.Первичное чтение

  • Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

  • О чем, по-вашему, это произведение?

  • Проверим ваши предположения.

Чтение учителем.

-Когда буду читать если встретятся незнакомые слова ставим ! знак.

2.Словарная работа

Как можно заменить слова и выражения?

Задание 2( по карточкам)

Чтение слов, написанных разновеликими буквами

Объясните значение каждого слова и выражения


ЧаЙ мОлОкОМ беЛиТЬ - наливать в чай молоко

УтЕкАЙ, пОкА цеЛА - убегать быстро

нЫНче - сегодня

КлЕВеР КорМовиСТый - клевер, который дает пропитание (показ гербария клевера)

ЦвЕТенЬ – пыльца

НазЕМь – на землю

стАЛа МОлоКО сБавЛЯть- давать меньше молока

поЙлО- питательное питье для скота

мОЛоКо Все жИжЕ ДА жИЖе- меньше жира

УВАжиВАть - оказывать уважение

3.Обсуждение рассказа

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

-Это рассказ или сказка? Докажите.

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Признаки сказки:

-зачин;

- повторы;

-звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения,

-сказочные слова и выражения;

-троекратный повтор;

- борьба добра и зла;

-добро побеждает зло;

- концовка.

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

7.Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

8.Закрепление изученного

Задание 3 ( по карточкам).

1 группа.

Подготовьтесь к чтению первой части по ролям.

2 группа.

О чем Сова предупреждала Старика?

Найти во второй части и прочитать все отрывки.

Распределите, кто какой отрывок будет читать.

3 группа.

Закончить цепочку:

Сова - Мыши - - - -Чай белить нечем.

4 группа.

Как Старик реагировал на предупреждения Совы?

Найти во второй части и прочитать все отрывки.

Распределите, кто какой отрывок будет читать.

5 группа.

Понял ли Старик свою ошибку?

Докажите свой ответ отрывками из текста.

Распределите, кто какой отрывок будет читать.

6 группа.

Расставить цифры в соответствии с последовательностью событий.

Шмели улетели.

Нечем чай белить.

Корова худеет.

Сова не прилетает на луг.

Клевер не родится.

Развелось много мышей.

Старик идет на поклон к Сове.

Проверка.

1 группа.

Чтение 1 части по ролям.

-О чём 1 часть? Как можно озаглавить её?

2 группа.

-О чём предупреждала Сова Старика? Выборочное чтение.

3 группа.

-Закончить цепочку.

По ходу на экране на 5 слайде появляется план 2 части.

-Сова не прилетает на луг.

-Развелось много мышей.

-Шмели улетели.

-Клевер не родится.

-Корова худеет.

-Чай белить нечем.

-Что случилось на лугу?

-Как можем озаглавить эту часть? (На 5 слайде появляется название 2 части.)

4 группа.

Выборочное чтение.

5 группа.

Выборочное чтение.

На слайде появляется дополнение ко 2 части:

-На поклон к Сове.

6 группа


Задание 4 (по карточкам)

Карточка с деформированным текстом.

Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.


Один ученики от группы читает по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.__________ пошла на луг клевер жевать.__________ у коровы много.

(Старика, мышей, корова, норы, молока, шмели, клевер)


2.Работа с пословицами и поговорками

  • Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Выберите ту, которая подходит к данному произведению.

Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.

Глядит как сова, выпучив глаза.

Да это как журавль в небе.

Знать сокола по лету, сову - по подъему.

9.Рефлексия

Закончите предложения:
• «Сегодня я узнал ….»
• «Было интересно ….»
• «Урок дал мне для жизни…

10.Подведение итогов урока

  • Какое произведение мы читали сегодня?

  • Кто его автор?

  • Чему учит нас произведение В. Бианки?

11.Домашнее задание

Инсценировать сказку.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее