«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Легенды и мифы о лекарственных растениях.

Методическое пособие "Легенды и мифы о лекарственных растениях".

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ













«ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ»

Методическое пособие.











Автор-составитель: Наврозашвили Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования









г. Вязьма

Смоленская область

2018 год

Авран лекарственный

В истории, мифах и легендах Авран лекарственный представляется чаще в мире колдунов и магов.

В мире магов Авран всегда предстает как очищающая, защищающая трава, как некий амулет, оберег. Его добавляют при приеме ванн, носят в ладанках. Когда необходимо очистить место или человека, то разбрасывают траву или разбрызгивают приготовленный настой из травы над ним.

Встречается легенда, в которой рассказывается о мужике и нечисти. В одном поселении жила молодая пара и все у них было хорошо. Муж работал в поле и по хозяйству, а жена хозяйничала по дому. Но только почему то не получалось у них завести детей. На этой почве муж стал печалиться и иногда уходил на берег озера. Заметив печального юношу, который периодически появлялся у озера, нечисть решила воспользоваться этим и захотел заполучить его душу. Она представилась путником и подливала юноше вина, вводила его в ещё большую печаль. Такие встречи становились все чаще и чаще, молодой человек стал спиваться. Нечисть стала предлагать пьяному Тирку игру в карты, молодой человек проигрывал все что было у него в карманах. И так в очередной раз, когда юноша пришел к озеру нечисть предложила сыграть ему на счастье, юноша согласился. Нечисть ему сказал, что бы тот поставил на проигрыш то, что у него в кармане и свою душу. Юноша проигрался, после чего нечисть предложил ему отыграться, но юноша должен будет поставить на проигрыш свою жену. Расстроенный юноша побрел домой, и на следующий день рассказал все своей жене. Жена положила в карман Тирку маленький вязаный мешочек с растением и отправила к незнакомому путнику. Путник, как и в предыдущий раз, предложил поиграть на то, что у Тирка в кармане и его жену. Когда юноша проиграл, он передал нечисти проигранный мешочек с Авраном который сразу прилип к нечисти, путнику стало плохо и он стал просить Тирка забрать свой мешочек. За свою услугу Тирк сказал вернуть нечисти все свои обманные проигрыши и вернуть его счастье. Нечисти ни чего не оставалось сделать как исполнить все пожелания Тирка. С тех пор странных путников в тех местах не появлялось, а молодая семья обжилась детьми и стала жить счастливо. А мешочек с растением они оставили у входа в свой дом, что бы он берег его от нечисти.



Легенды об Адонисе (Горицвете)

Пожалуй самая известная легенда пришла к нам из Древней Греции, где по этой легенде создавались скульптурные и живописные произведения. Согласно легенды, богиня любви Афродита за не почитание её женой кипрского царя Кинира, внушила её дочери Мирре влечение к собственному отцу. Спустя время, не подозревая сам того, что имеет дело с собственной дочерью, царь Кинир вступает в запретную связь, после чего узнаёт правду и в гневе проклинает дочь. Боги проявив сочувствие к дочери царя и превратили её в мирровое дерево, с вечно сочащимся из трещин коры ствола ароматным соком. Через какое то время из трещины дерева родился ребенок неописуемой красоты, которого назвали Адонисом. Узнав о появлении младенца Афродита укладывает его в ларец и отправляет на воспитание жене бога подземного царства Аида - Персефоне, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернётся к ней. Когда Адонис вырос, по красоте ему не было равных ни среди смертных ни среди богов. Вырастив Адониса, царица подземного царства не захотела с ним расставаться, в то время как Афродита настойчиво хотела вернуть его себе. По легенде этот спор решает Зевс, который определяет, что одну половину года Адонис проводит в царстве мертвых у Персифоны, вторую половину года у Афродиты. Проводя все своё время с Афродитой юный Адонис становится её спутником и возлюбленным. Счастливая Афродита с Адонисом постоянно охотились на разных мелких зверей в лесах и горах Кипра, избегая крупных животных. Богиня охоты Артемида так же влюбилась в Адониса, но видя что ей предпочли Афродиту наслала на него свирепого кабана. В отсутствии Афродиты собаки Адониса почуяли след крупного кабана и он с радостью пустился за добычей. Загнав добычу в угол Адонис был готов пронзить кабана копьём, но тот резко кинувшись на Адониса смертельно ранив юношу своими клыками. От страшной раны юный Адонис погибает (По другим легендам роль свирепого вепря отводится ревнивому мужу Афродиты - Аресу).

Узнав о своей страшной потере Афродита отправилась на поиски своего возлюбленного. Бродя по лесам и горам она не замечала как острые камни и колючки ранили её нежные ноги, из ран которых капали капли крови Афродиты. На месте капель крови Афродиты на земле вырастали нежные алые розы. По легенде, найдя своего возлюбленного богиня любви его долго оплакивала, вся окружающая природа оплакивала потерю вместе с неё. В память о своём возлюбленном Афродита вырастила из его крови прелестный цветок, который распускался каждую весну, в то время когда Адонис возвращался к ней из подземного царства. Видя страдания богини Афродиты Зевс пожалел её и велел Аиду отпускать на пол года Адониса из царства мертвых на землю. С тех пор, с приходом Адониса на землю к солнцу, вся природа оживает и первым на опушках и склонах появляется ярко-желтый цветок, названный в его честь.



Аир болотный

Наиболее распространенный и правдоподобный миф, легенда или история о появлении растения в Восточной Европе, идет со времен татарских нашествий. Так, татарские воины считали, что он очищает и произрастает в чистых пресных водах, которые можно употреблять в пищу. Во все походы воины брали с собой кусочки корневищ. И так проходя по чужим землям они разбрасывали кусочки корней в незнакомые водоемы. Благодаря своей неприхотливости, лекарственное растение Аир болотный быстро распространялся по водоемам, окружая своими зарослями берега. Тем самым проходя не раз возле засеянных водоемов завоеватели уже знали из каких водоёмов можно пить воду, а из которых не стоит. Далее растение уже естественным образом через систему рек и озер рассеялос по всей Восточной Европе. А разросшись и в Западной Европе мы теперь имеем два незначительно отличающихся вида растения на своих территориях, у берегов рек и озер.

Одно из возможных происхождение латинского же названия растения Acorus (в переводе - глазное яблоко), скорее всего связано с возможностью лечения глазных заболеваний, которое практиковалось в средние века.

Благодаря своему душистому запаху Аир часто применяли для различных обрядов при очищении домов, жилых помещений от нечисти, от недугов.

В настоящее время лекарственное растение можно встретить на большинстве озер Восточной Европы, практически все растение обладает душистым запахом, по этому запах Аира часто ассоциируется с запахом озера.



Алтей

Алтей лекарственный – одно из самых востребованных растений в народной медицине, обладающее поистине удивительными целительными свойствами, В фитотерапии он применяется во многих сферах, поэтому важно знать о свойствах этого эффективного природного лекарства.

Согласно греческим легендам, растение получило свое главное название от имени женщины Алтеи, исцелившей своего сына с помощью чудодейственной травы. Название пришло с греческого языка: Althaca означает «исцелять», позднее слово перешло в латинский язык для обозначения вида. Считается, что этот удивительный дар природы применяли еще в IX в 9 веке до нашей эры. Авиценна советовал использовать алтей для удаления камней из мочевого пузыря и лечения опухолей. Плиний в первом веке указывал, что если принимать в день по полбокала отвара алтея, не будут страшны никакие болезни.

Позднее это растение было распространено в монастырях. Монахи-католики специально выращивали алтей и изучали его свойства, о чем сегодня мы можем найти записи в старинных манускриптах.



Багульник болотный

Исторически сложилось так, что в народе лекарственное растение Багульник называют по-разному: багульник болотный, болиголов, баган душистый, розмарин лесной, клоповик большой, клоповая трава, болотная одурь, бачно, головолом, багно, гоноболь, багуняк, багунник. Русское же название произошло от слова "багульный", что значит терпкий или "багно" - топкий, растущий на болотах.

Существует легенда о Багульнике, в которой рассказывается о Болотном владыке и лесной нимфе. Так в одной местности было большое болото в котором жил Болотный владыка, который был влюблён в чудесную лесную нимфу. И как он только не пытался привлечь к себе нимфу у него ничего не получалось. Однажды в сильном гневе после очередного отказа нимфы, владыка разбушевался и начал громить все вокруг, чем случайно вызвал искру и на болото всполыхнуло. И дым от сгоревшего Багульника донесся до нимфы и одурманил ей голову. На запах дыма она пришла к самому болоту, где Болотный владыка и заманил её. С тех пор владыка зная слабость нимфы окружил её багульником и не отпускал от себя. С тех пор считается, что если на болоте туман, то значит нимфа отрезвев пытается убежать от владыки и он напускает туман, что бы она заблудилась. А если горят болота, значит нимфа убежала от владыки и он в отчаянии пытается её выманить обратно к себе.

Согласно ещё одной из легенд о багульнике, название растения происходит от древнегреческого имени Леда. Такое имя дано растению за красоту и дурманящий запах цветов. Именно такими качествами и покорила Леда Зевса. Влюбившись в красавицу, он в образе лебедя явился к Леде. После чего Леда снесла яйцо, из которого вышла на свет Елена, ставшая в последствии причиной Троянской войны.



Баранец обыкновенный

Один из таких мифов о Баранце возможно родился из-за некоторой путаницы. В древние века из Азии в Европу завозился хлопок. О хлопке, как и о Баранце в Европе ни кто, ни чего не знал, он был очень дорогой. В средние века и даже в XVIII в. хлопчатник (скрывающийся под именем баранца) был неизвестен в Европе. В то время имели распространение только сказочные представления о дереве-баране, дающем растительную шерсть. Европейцы и северо-африканцы носили шерстяную и льняную одежду, они достаточно быстро поняли великолепные свойства ввозимого из Азии драгоценного шелка (хотя его происхождение долго оставалось для них загадкой), а вот с хлопком они не сталкивались. Да и в самой Азии хлопок был распространен лишь в очень небольших областях: его окультуривали медленно, а обработка требовала пусть примитивной, но все-таки механизации, при том что первые устройства для вычески хлопка были крайне непродуктивны. Так что хлопок как сырье для ткани выращивали лишь кое-где в Центральной и Средней Азии.

И возможно, когда европейцы спрашивали от куда берется этот чудный материал, торговцы описывали им растение хлопок. Растение так же растет на отдаленных территориях и когда оно созревает, на верхушке появляется опушка хлопка, которая напоминает маленького барашека. Игра слов и неточности перевода древних записей, так же вводили в заблуждение европейцев в средние века. Так породился миф о растении Баранец, о некоем азиатском растении, которое внешне похоже на барашека или ягненка. И уже знаючи про хлопок, забыв про первоисточник, европейцы могли спокойно исказить древний перевод и приписать описание к ходившим на то время слухам о Баранце. Так породился миф из старых писаний с одной стороны.

Со второй стороны рассказы различных путешественников (в средние века), которые сами так же не видели это растение, но слышали различные истории и описания растения из так сказать "достоверных источников". Наверняка не последнюю роль сыграл перевод описаний, рассказов с одного языка на другой. Да же само название растения - Баранец, что в переводе означает барашка или ягнёнок, могло породить следующую легенду о растении Баранец (встречается в разных интерпретациях). Так на основе пересказов путешественников, которые отправлялись в районы Русской татарии, родилась легенда о животном-растении Баранец или "Татарский ягнёнок". Растение это вырастает из семени напоминающего семя дыни, по ходу развития растения, оно приобретает формы напоминающие только родившегося ягнёнка. У него видны и ноги и голова с глазами и ушами, и другие атрибуты. Растет это растение, пока его корневая система не уничтожит растущие в близи растения (как некий паразит), после чего само погибает. У растения имеется кровь, но не имеется мяса, вещество из которого состоит растение напоминает мясо рак. И оно сладковатое на вкус. Так же описывалось, что шкурку этого растения использовали при изготовлении шапок.

По этим мифам и легендам о Баранце в европейские религиозные средние века велись большие споры. Одни не верили в существование этого растения, другие верили и приписывали ему божественное происхождение, третьи вписывали растение в ряды животные и наоборот, четвертые до сих пор пытаются найти растение подпадающее под эти описания. Кто прав разобраться конечно сложно, как и доказать, что было такое растение или не было. На сколько же все эти мифы близки к растению, которое на сегодняшний день называется Баранцом, то же сложно. На первый взгляд оно не имеет ни какого сходства, но при желании можно найти и некоторые сходства.



Барвинок малый

История барвинка малого уходит корнями в глубокую древность. Издавна его считали символом вечной любви. Семейные люди были убеждены, что посаженное в саду растение приносит в дом счастье и благополучие. Молодые девушки прятали стебель барвинка с двумя распустившимися цветками под подушку, считая, что таким образом смогут отыскать и привлечь своего суженого. С помощью барвинка избавлялись от надоедливого ухажера, положив листья растения в старый мужской ботинок. Молодые мамы клали веточку барвинка под матрац, на котором спал их ребенок, будучи уверенными, что это защитит их малыша от ночных кошмаров, порчи или сглаза.

В период средневековой инквизиции барвинок служил средством для выявления ведьм. Когда человека подозревали в сговоре с нечистой силой, судья кидал на раскаленную сковороду листья растения, и если они отскакивали, то подозреваемого подвергали мучительной смерти через сожжение. Во многих народах барвинку приписывали магическую силу, вешая венки из растения над окнами. Считалось, что это обеспечит защиту дома от удара молнии. На Украине испокон века голову невесты и ее подруг обязательно украшали барвинком. В мифах и легендах барвинок малый упоминается в связи с богиней Флорой, которая, как верили, наделила растение способностью цвести длительное время.



Бессмертник песчаный (Цмин песчаный)

Индийский миф о появлении этого растения описывает на историю молодой пары. Влюбленные молодые люди, родом из разных поселений женятся, и отпраздновав это торжественное событие у родителей молодой девушки пара собирается идти к родителям юноши. Пройдя половину пути, влюбленная пара встречает стаю разъяренных диких зверей, которые жестоко растерзав убивают молодую пару. Спустя время, на месте гибели молодой пары вырастает замечательный цветок с желтыми цветками. Охотник проходя мимо этого места, вспоминает трагичные события случившиеся с парой и видя этот цветок шепнул "оставайся жить вечно", после чего природа сделала этот цветок бессмертным.

Растение иногда можно встретить на могилах, от части и это заставляло некоторых думать о связи цветка с потусторонним миром. У некоторых народов в истории считалось, что появление цветка на могиле, говорит о бессмертии души человека в потустороннем мире, или о том, что это и есть душа человека, которая появляется что бы общаться с близкими людьми, сопровождавшими его по жизни.

Можно ещё упомянуть легенду о Бессмертнике, точнее упоминание в легендах об Одиссее. Возможно это конечно ошибки перевода с древнегреческого, Бессмертник состоит из двух слов золото и солнце, но упомянуть о этой легенде думаю не лишне. И так, в приключениях Одиссея, после попадания корабля одиссея в шторм, его выбрасывает на берег. Одиссей измученный, грязный, голодный и израненный лежал на берегу. Проводя свои беззаботные игры, дочь местного царя встречает лежащего, изможденного Одиссея. Что бы привести Одиссея в чувства она с подругами откармливает, отмывает Одиссея и обмазывает израненное тело маслом Бессмертника. После чего Одиссей быстро поправляется. Возможно, это было и не масло Бессмертника, но он был уже известен в те времена и встречался в записях.

На Руси Бессмертник, так же был уже давно известен. Об этом говорит один из мифов, описывающий татарского хана и русскую женщину. Так в одном из походов татарского хана на Русь было взято в плен много русичей, и одна русская женщина пришла просить выкупить её брата у хана. Хан был удивлён, что женщина просит за брата, а не мужа. Женщина пояснила, что она снова может выйти замуж и будет муж, будет сват, а родной брат у неё только один. Оценив мудрость женщины, хан сорвал первопопавшийся цветок и передал его женщине, сказав, что пока цветок не завянет она может пройтись по его орде и забрать из плена своих родственников без выкупа. Женщина сжав цветок в руке, объединив воедино свою любовь, печаль и гнев наделила цветок бессмертием. Чем смогла спасти многих русичей.

На Руси в избе можно было встретить цветок Бессмертника рядом с иконами, в различных укромных местах. Его применяли в различных грудных сборах. Считается, что стертые в порошок лепестки Бессмертника, если их посыпать на рану, останавливают кровь и заживляют рану. И конечно же нельзя не упомянуть про красоту этого лекарственного растения. Без сомнения оно украшает многие песчаные пригорки, холмики, оживляя их своим присутствием.



Валериана лекарственная

Мифы о Валериане.

Один из мифов о Валериане упоминает о странствующем знахаре, который постоянно путешествовал по миру в поисках новых трав, он изучал их и применял в своей деятельности, для лечения людей.И так в одном из его путешествий он не успел добраться до очередного населенного поселка и ночь его застала на темной лесистой дороге. И проходя мимо лесной опушки знахарь заметил в дали чуть просматриваемое свечение розового цвета, и чем ближе он подходил тем ярче свечение становилось. Подойдя к свечению он увидел, что из под земли по неким растением струился небольшой ручеёк, который возвышался чуть выше растения и создавал небольшое розовое облачко с приятным успокаивающим запахом. По мифу о Валериане знахарь решил выкопать растение для своего изучения, и чем дольше он копал тем больше к нему приходило умиротворение, организм его расслаблялся и в то же время набирался сил. Пока знахарь выкапывал растение его тело ощутило прилив сил, сердце спокой, а голова ясность. Знахарю так понравилось воздействие растения, что он сразу решил использовать его в своей деятельности. В своих путешествиях он начал давал больным корни этого растения и говорил "будьте здоровы", и они поправлялись.

Легенды о Валериане.

Легенды о Валериане так же рассказывает о её чудодейственных возможностях. По одной из легенд растение Валериана росло в одном дремучем лесу среди множества диких животных. Но растение появлялось лишь добрым, чистым сердцем людям. Один богатый злой человек заболел и ни что ему не помогало, тогда зная о чудном растении, и о том, что только доброму человеку растение открывается, он решил отправить одного из своих слуг отправиться на поиски. По легенде о Валериане слуга ничего не нашел, и богатый человек его жестоко наказал. От безысходности злой хозяин отправился в лес сам, но заблудился и был растерзан зверями. Жестоко наказанный слуга долго не мог поправиться и решил снова попробовать найти Валериану. Долго бродя по лесу он почувствовал приятный запах и пошел на него. Лесные звери так же чувствовали запах и не трогали слугу. Найдя Валериану слуга воспользовался её целебными свойствами и поправился.



Кувшинка белая (Водяная лилия) лилия

Перевод с латинского названия растения связан с нимфами, полубожественными женскими существами, которые сопровождают различные природные явления и сами являются частью природы. В повериях и приданиях различных народов, каждый элемент природы может иметь свою нимфу (нимфа озера, реки, горы и др.). С этими существами и связаны легенды некоторых стран.

Один миф о Кувшинке белой нам рассказывает о юной красавице Нимфеи. Потерявшись в лесу молодая красавица ища выход встречает на своем пути чудесное лесное озеро. Озеро ей на столько понравилось, что Нимфеи захотелось остаться на нем навсегда. Уставши от длительных поисков она быстро засыпает на берегу чудесного озера. Богам понравилась юная красавица и по их велению спящая Нимфея превратилась в озерную нимфу. Согласно мифу Ночью Нимфея спала на мягком дне чудесного озера, а утром подымалась на поверхность, где умывалась солнечными лучами восходящего солнца. Появлявшихся на берегу озера мужчин она завораживала своей красотой и заманивала на дно, где они погибали. Пока в одно из чудесны утренних восходов, к берегу озера подошел молодой красивый юноша. Умываясь, юноша покорил Нимфею своей красотой и она влюбляется в него. Но Нимфея не смогла обворожить юношу, как остальных мужчин, и он уходит не поддавшись её чарам. Влюбленная Нимфея осталась на поверхности озера и ещё долго отчаянно ожидала встречи с молодым юношей. Спустя время, её чувства превратили Нимфею в великолепный белоснежно белый цветок - Белую лилию.

Этот же миф о Водяной лилии можно встретить в немного другой интерпретации. Так по одному из них, на озерах среди Белых кувшинок живут нимфы, днём которые спят на дне озера, а ночью выходят на берег и водят хороводы. И встретившегося путника могут закрутить в хороводе и увести на дно, погубив путника.

В славянских легендах о Водяной лилии нимфы перевоплощены в русалок, которые так же красивы и стройны. Днем они превращаются в Белые лилии, а ночью в великолепных красавиц, которые так же водят хороводы и заманивают проходящих мимо путников под воду, обрекая их на погибель.

Ещё по одной легенде о Белой лилии, лекарственное растение Водяная лилия появилась как вестник жизни. Жила молодая красивая девушка со своей матерью на берегу большого озера. Девушка каждое утро ходила на берег озера умываться. Узнав от русалок о красоте девушки озерный дух захотел посмотреть на неё и увидев влюбился, и захотел её забрать к себе в подводные владения. Но девушка не была влюблена в озерного духа и отказала ему. Тогда дух решил затащить её силой к себе и жениться на ней. Когда девушка в очередной раз пришла на берег озера она увидела чудесную жёлтую кувшинку и захотела её сорвать, но когда тянулась за ней не удержалась и упала в воду, прямо в руки озерному духу. Озерный дух согласно мифа женился на девушке и держал при себе. Девушка была постоянно печальна и дух сжалился, разрешил её один раз сходить к своей матери. Девушка придя к матери, утешила её и сказала, что она каждое лето будет посылать знамение матери, говорящее о том, что с ней всё в порядке. С тех пор каждым летом на берегу озера появлялись белоснежные Водяные лилии, которые тешили сердце матери.



Волчье лыко (Волчеягодник обыкновенный)

Применение волчьего лыка вошло в историю, где говорится о великой любви между двумя божествами - прекрасной Ягине и мужественном Велесе.

Ягиня была очень красивой и умной богиней, которая имела доброе сердце и ни кому не желала зла. Впервые Велес ее встретил в то время как она в своей карете прогуливалась по небу. Правда, не успел хорошо разглядеть лицо, то, что успел заметить, так это длинные до пят волосы и красивые ноги в золотых сапожках. Поскольку заинтересованность этой девушкой взяла верх, то Велес во что бы то ни стало, решил догнать девушку. Да не тут - то было, из-за того что конь целый день носился по полю он начал спотыкаться. Поскольку Велес всегда добывался своего, то он начал расспрашивать своих знакомых об этой девицы и как только узнал все что ему, было нужно решил ее навестить.

При встрече они оба молчали, поскольку поняли, что созданы друг для друга. Поскольку Велес был очень мудрым и мог разгадывать тайны, то он узнал о том, что прежде, чем они будут вместе, придется, пройти не одно испытание. Первым опомнился Велес, он просто взял девушку за руку, прижал к себе и поцеловал. После чего он посадил ее на коня, который понес их в новую жизнь.

Никто не знает, сколько прошло времени, но влюбленные оказались у дома Велеса. Велес взял свою любимую на руки и перешагнул через порог. В доме его ожидала мать. Как только Велес попросил у матери благословения, она, нахмурив брови, сказала: « Не бывать этому! Без моего разрешения девку в дом привел!». Повернувшись, мать ушла в свои хоромы. Велеса невозможно было узнать, он был чернее ночи. Успокоив жену и приказав готовить свадебный пир, он направился к матери. Никому не ведомо то, о чем они там говорила. По возвращению Ягиня решила поговорить с мужем и признала, что их ошибка в том, что они не предупредили мать и не сделали все так, как требовал обычай. Велес не мог нарадоваться тому, что у него такая мудрая жена.

Однажды поле охоты Велес вернулся домой, а жены нет. «Ну и хорошая у тебя женушка, ты из дому и она вслед за тобой» - сказала мать. Не поверил ей Велес , не могла Ягиня из дому уйти. Дай, подумал, пойду к сестре. И сестра ему рассказала страшную тайну о том, как мать подманила Ягиню в баньку сходить . Да приготовила ей веник не березовый, а из волчьего лыка. Хорошенько хлестала им мать Ягиню, да так хлестала, что после некоторого времени она уже шевельнуться не могла. Позвала мать какого – то мужчину, положили вместе Ягиню в колодку и выбросили в реку.

Сварог, который на то время был главным богом, собрал всех богов и поведал им историю, которая случилась с Велесом. Все бросились к речке и стали искать его возлюбленную. Один бог раскинул в водорослях свою сеть, и зацепил колоду, где была спрятана девушка. Ягиня была по - прежнему красивая, но холодная как лед. Для того, чтобы ее оживить нужно было кому-то отправиться в Нави. Закон был один для всех: жизнь за жизнь. Велес долго не раздумывал, как только он дал свое согласия, тело девушки начало розоветь…Они встретились…На пару минут….После чего Велес растаял, как та утренняя роса, которая впитывается в землю…Встретились она с Ягиной многие годы спустя, в Нави и больше никогда не расставались.



Вороника черная

В одной истории рассказывается о команде сухогруза "Победоносец" и ее капитане, который однажды сошел на берег, чтобы найти девочку лет 12, которая все время продавала на берегу грибы, щавель, землянику, бруснику, калину и т.д. Временами у нее можно было купить вкусные пирожки с черемухой. Капитану всегда было жаль девочку и он старался выкупить у нее весь товар, при том даже за большую цену. Девочка внимательно вглядывалась в лицо капитана и всегда говорила о том, что она в чужом не нуждается.

И вот, Михаил, так звали капитана, заметил девушку, но его успел опередить мужчина из его команды. Подбежав к ней, он начал требовать, чтобы она продала ему ягоды. Поскольку мужчина был пьян, то Катя попросила его отойти. Тот не выдержал и начал раскидывать ее товар. И тут на помощь к Кате подоспел Миша, Катя рыдала и собирала разбросанные ягоды... Кофточка сползла из ее плеч и капитан увидел ужасные шрамы обожженной кожи.

Одна бабушка рассказала о том, как много лет тому назад к ним в поселок приехала женщина с девочкой, у которой муж поджег дом, где сгорел двухлетний братик Кати. Поскольку женщина парализованная, то за ней ухаживает девочка. Капитан не помнил как очутился возле дома, который стоял на холме. Среди цветущего калинового куста он узнал женщину в инвалидной коляске - это была его жена, с которой он развелся много лет тому назад. Показаться своей жене не глаза не смел, а сразу отправился на поиски шаманки, которая лечила такие болезни за большие деньги. Но прежде, чем взяться за лечение она попросила Михаила принести целый мешок шикши. Через 40 дней его жена уже стояла на ногах....



Подснежник (Галантус)

Легенда о Подснежнике (Галантусе) рассказывает о борьбе Весны с Зимой в лице растения. Так бродила Зима по полям и лугам чувствуя свое завершение. Но не хотела она уходить и решила продлить свой срок призвав к себе на помощь северный Ветер и Стужу. Ветру Зима приказала нагнать туч, что бы Солнце не попадало на землю, а Стужу отправила под снежный покров сообщить всем растениям, что Весны не будет и что бы да же не пытались высовываться. Все растения забоялись и перестали ждать Весну, один только Подснежник не послушался Стужи и на свой страх и риск, собравшись с силами, поднял голову и пробил ледяную корку. Его обдувал холодный Ветер и Стужа старалась заморозить, но Подснежник стойко выдерживал все испытания и мужественно ждал прихода Солнца. Наконец Солнце смогло найти бреж в тучах и пробилось к земле обогревая её своими теплыми лучами. Увидев Солнце Подснежник звонко зазвонил своими колокольчиками извещая все растения о приходе долгожданной Весны. Так Солнце и маленький Подснежник победили злую Зиму.

Один миф о Подснежнике (Галантусе) рассказывает, что когда Адам и Ева отправились из рая на землю шел снег и Ева озябла, в надежду ей о приходе теплой весны, несколько снежинок превратились в цветочки Подснежника. По другому мифу, когда на землю пришла зима ей захотелось украсить себя разноцветными цветами, но их уже разобрали другие поры года, остался только белоснежный Подснежник. Но зима обрадовалась и ему, и позволила растению цвести прямо под её снежным покровом.



Адонис весенний (Горицвет)

Мифы о Адонисе (Горицвете).

Один из мифов появления растения связан с финикийским богом солнца "Адонисом". Финикийское божество связано с лекарственным растением благодаря своему раннему появлению, так как согласно мифу, бог солнца "Адонис" каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.

Легенды о Адонисе (Горицвете).

Пожалуй самая известная легенда пришла к нам из Древней Греции, где по этой легенде создавались скульптурные и живописные произведения. Согласно легенды, богиня любви Афродита за не почитание её женой кипрского царя Кинира, внушила её дочери Мирре влечение к собственному отцу. Спустя время, не подозревая сам того, что имеет дело с собственной дочерью, царь Кинир вступает в запретную связь, после чего узнаёт правду и в гневе проклинает дочь. Боги проявив сочувствие к дочери царя и превратили её в мирровое дерево, с вечно сочащимся из трещин коры ствола ароматным соком. Через какое то время из трещины дерева родился ребенок неописуемой красоты, которого назвали Адонисом. Узнав о появлении младенца Афродита укладывает его в ларец и отправляет на воспитание жене бога подземного царства Аида - Персефоне, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернётся к ней. Когда Адонис вырос, по красоте ему не было равных ни среди смертных ни среди богов. Вырастив Адониса, царица подземного царства не захотела с ним расставаться, в то время как Афродита настойчиво хотела вернуть его себе. По легенде этот спор решает Зевс, который определяет, что одну половину года Адонис проводит в царстве мертвых у Персифоны, вторую половину года у Афродиты. Проводя все своё время с Афродитой юный Адонис становится её спутником и возлюбленным. Счастливая Афродита с Адонисом постоянно охотились на разных мелких зверей в лесах и горах Кипра, избегая крупных животных. Богиня охоты Артемида так же влюбилась в Адониса, но видя что ей предпочли Афродиту наслала на него свирепого кабана. В отсутствии Афродиты собаки Адониса почуяли след крупного кабана и он с радостью пустился за добычей. Загнав добычу в угол Адонис был готов пронзить кабана копьём, но тот резко кинувшись на Адониса смертельно ранив юношу своими клыками. От страшной раны юный Адонис погибает (По другим легендам роль свирепого вепря отводится ревнивому мужу Афродиты - Аресу).

Узнав о своей страшной потере Афродита отправилась на поиски своего возлюбленного. Бродя по лесам и горам она не замечала как острые камни и колючки ранили её нежные ноги, из ран которых капали капли крови Афродиты. На месте капель крови Афродиты на земле вырастали нежные алые розы. По легенде, найдя своего возлюбленного богиня любви его долго оплакивала, вся окружающая природа оплакивала потерю вместе с неё. В память о своём возлюбленном Афродита вырастила из его крови прелестный цветок, который распускался каждую весну, в то время когда Адонис возвращался к ней из подземного царства. Видя страдания богини Афродиты Зевс пожалел её и велел Аиду отпускать на пол года Адониса из царства мертвых на землю. С тех пор, с приходом Адониса на землю к солнцу, вся природа оживает и первым на опушках и склонах появляется ярко-желтый цветок, названный в его честь. 

Родиола розовая (Золотой корень)

Одина из легенд о Родиоле розовой (Золотом корне), где рассказывает о небесных божествах и Родиоле розовой. Так после создания мира, заселив землю разнообразными животными и растениями божества были опечалены, что многие горные районы остались незаселенными, все растения и животные предпочитали более теплые места. Лишь одно растение решило остаться в труднодоступных горных местах, это и был Золотой корень. Что бы растение не томилось в одиночестве, за его решение остаться, божества наделили растение сильными лекарственными свойствами. С тех пор сильно больные животные подымались в горы, что бы найти Золотой корень и поправиться.

Название "Красная щетка" произошло от ещё одного мифа о Родиоле розовой (Золотом корне), где рассказывается о шамане лекаре и целебном растении. В давние времена жил в ущелье шаман лекарь, он вел отшельный образ жизни, был всегда погружен в свой мир трав и зелий. В своих снах он общался с природой окружающей его, он знал всё о всевозможных растениях, сама природа ему рассказывала о все новых и новых растениях. Люди часто обращались к шаману со своими болезнями и он ни кому не отказывал, всех ставил на ноги и помогал чем мог. Постарев шаман начал искать себе замену, что бы передать свои знания, он долго искал замену, так как далеко не каждый согласиться посвятить свою жизнь безвозмездному врачеванию. Но нашелся такой юноша и шаман его начал обучать. Шло время и из юноши подрастала хорошая замена шаману.

Передав все свои знания замене он решил рассказать о последнем самом важном растении. Это растение ему приснилось в одном из снов, бабочка провела его по горной тропинке прямо к цветку на который она села. Поняв, что это знак шаман проснувшись побрел по запомнившемуся пути и нашел это растение. Прикоснувшись к нему шамана почувствовал необычайный прилив сил, все его тело опутала свежесть горной реки, в сознание пришло полное умиротворение. Аккуратно выкопав растение шаман увидел корни похожие на щетку, омывая которые заметил, что вода окрашивается в красный цвет, после чего он и назвал растение Красная щетка. Принеся Золотой корень домой, шаман долго общался с ним, изучал его, после чего понял что это просто сокровище. С тех пор ему поддавались болезни которых он раньше не мог излечить, растение в руках шамана стало поистине чудотворным.

Только в XX веке стало известно, что Европейская Родиола розовая и Золотой корень, есть одно и то же растение. 



Кубышка желтая (Кувшинка желтая)

В древние времена мифы и легенды о кубышке желтой, которые слагали в народе, отличались своей неповторимостью. Вероятно, в Италии, где желтую лилию считают символом обмана, зародилось предание о красавице Мелинде, которой хитростью овладел уродливый владыка трясины. Когда девушка прогуливалась по берегу болотистого озера вместе со своими подругами, она заметила прекрасные золотые цветы, плавающие на поверхности водоема, и испытала непреодолимое желание взять с собой один из них. Чтобы сохранить равновесие, ей пришлось ступить на прибрежный пень. Однако тот пошел под воду и увлек за собой очаровательную Мелинду, поскольку на самом деле под видом пня скрывался коварный болотный царь.

Издавна у славян, среди которых кувшинка символизировала верность и разлуку, существовало поверье, что эти необычайно красивые цветы таят в себе большую опасность. Люди искренне верили, что человек, который без оберега осмелился приблизиться к водоему, чтобы сорвать кубышку, обрекает себя на погибель, поскольку русалки непременно увлекут его на дно. Но даже если ему и удастся завладеть цветком, то с этого момента водные духи начнут вредить и портить жизнь этому человеку. Кроме того, желтые кубышки не покупали с рук, поскольку считалось, что вместе с ними человек приобретает беды и неприятности того, кто продал ему цветы. Впрочем все эти устрашающие истории о кубышке желтой не помешали прелестному цветку стать в народе одним из самых любимых.



Кувшинка белая (Водяная лилия) лилия

Перевод с латинского названия растения связан с нимфами, полубожественными женскими существами, которые сопровождают различные природные явления и сами являются частью природы. В повериях и приданиях различных народов, каждый элемент природы может иметь свою нимфу (нимфа озера, реки, горы и др.). С этими существами и связаны легенды некоторых стран.

Один миф о Кувшинке белой нам рассказывает о юной красавице Нимфеи. Потерявшись в лесу молодая красавица ища выход встречает на своем пути чудесное лесное озеро. Озеро ей на столько понравилось, что Нимфеи захотелось остаться на нем навсегда. Уставши от длительных поисков она быстро засыпает на берегу чудесного озера. Богам понравилась юная красавица и по их велению спящая Нимфея превратилась в озерную нимфу. Согласно мифу Ночью Нимфея спала на мягком дне чудесного озера, а утром подымалась на поверхность, где умывалась солнечными лучами восходящего солнца. Появлявшихся на берегу озера мужчин она завораживала своей красотой и заманивала на дно, где они погибали. Пока в одно из чудесны утренних восходов, к берегу озера подошел молодой красивый юноша. Умываясь, юноша покорил Нимфею своей красотой и она влюбляется в него. Но Нимфея не смогла обворожить юношу, как остальных мужчин, и он уходит не поддавшись её чарам. Влюбленная Нимфея осталась на поверхности озера и ещё долго отчаянно ожидала встречи с молодым юношей. Спустя время, её чувства превратили Нимфею в великолепный белоснежно белый цветок - Белую лилию.

Этот же миф о Водяной лилии можно встретить в немного другой интерпретации. Так по одному из них, на озерах среди Белых кувшинок живут нимфы, днём которые спят на дне озера, а ночью выходят на берег и водят хороводы. И встретившегося путника могут закрутить в хороводе и увести на дно, погубив путника.

В славянских легендах о Водяной лилии нимфы перевоплощены в русалок, которые так же красивы и стройны. Днем они превращаются в Белые лилии, а ночью в великолепных красавиц, которые так же водят хороводы и заманивают проходящих мимо путников под воду, обрекая их на погибель.

Ещё по одной легенде о Белой лилии, лекарственное растение Водяная лилия появилась как вестник жизни. Жила молодая красивая девушка со своей матерью на берегу большого озера. Девушка каждое утро ходила на берег озера умываться. Узнав от русалок о красоте девушки озерный дух захотел посмотреть на неё и увидев влюбился, и захотел её забрать к себе в подводные владения. Но девушка не была влюблена в озерного духа и отказала ему. Тогда дух решил затащить её силой к себе и жениться на ней. Когда девушка в очередной раз пришла на берег озера она увидела чудесную жёлтую кувшинку и захотела её сорвать, но когда тянулась за ней не удержалась и упала в воду, прямо в руки озерному духу. Озерный дух согласно мифа женился на девушке и держал при себе. Девушка была постоянно печальна и дух сжалился, разрешил её один раз сходить к своей матери. Девушка придя к матери, утешила её и сказала, что она каждое лето будет посылать знамение матери, говорящее о том, что с ней всё в порядке. С тех пор каждым летом на берегу озера появлялись белоснежные Водяные лилии, которые тешили сердце матери.



Любка двулистная (ночная фиалка)

В старославянских писаниях можно встретить миф о Любке двулистной (Ночной фиалке) в котором описывается история про молодую знахарку. В одном поселении жила мать и молодая красивая дочь Кари. Девушка очень любила цветы, и много времени проводила в поле или пролесках, изучая и любуясь Цветами. О местных цветах она знала всё, как выглядят, когда цветут, какими свойствами обладают, и часто помогала людям в лечении различных болезней. Лишь одного цветка она не могла найти, о нем она слышала от старых людей, которые его наделяли чудотворными качествами, и цвел он только в самую короткую ночь. Когда девушка прогуливалась по пролескам её увидел Лесной дух, девушка ему сильно понравилась и он каждый раз ожидал, когда девушка снова придет любоваться цветами в его владения.

Однажды очень тяжело заболела мать Кари, и девушка не знала как можно вылечить мать. Ни одно из её лекарственных растений не могли помочь матери. В отчаянии девушка снова отправилась на поиски чудодейственного растения о котором рассказывали старики. Она бродила по полям, по пролескам. Уже начинало темнеть и она уставшая присела на лесной опушки. Вся в слезах, в отчаянии она просила у всех, у травы, у деревьев, помощи, но ни кто не откликался. Лесному духу было очень жалко девушки и он решил помочь ей. Сидя на опушке девушка почувствовала не знакомый ей запах цветка, идя по запаху она вышла на поляну, где и увидела его. Лесной дух не смог сдержаться и предупредил девушку, что если она сорвет цветок, то сама должна будет вернуться и занять место сорванного цветка. Девушка сорвала его и приготовила лечебное снадобье своей матери. Вернувшись, как не было жалко Лесному духу девушки, она превратилась в прекрасный цветок Ночную фиалку. С тех пор этот цветок ни кто не мог найти, Лесной дух хорошо охранял это место и раз в году, в самую короткую ночь он любовался цветущим цветком Ночной фиалки (Любки двулистной).

Наиболее распространенная легенда о Любке двулистной (Ночной фиалке) пришла к нам из прибалтийских стран. Так согласно этой легенды, жили в одном селе парень Янес и девушка Зана, которые были влюблены друг в друга и собирались пожениться. Девушка вместе со своей матерью часто собирали различные лекарственные растения в своей округе, могли по запаху различить каждое из них. В тех местах ходил миф о прекрасном цветке с дивным запахом, который цветет только ночью и только на праздник Ивана-Купалы в глухом лесу. Кто найдёт этот цветок будет всю жизнь счастлив и удача пойдет с ним по жизни. Только найти его очень сложно и охраняет этот цветок страшный лесной дух.

Легенда о Ночной фиалке говорит, что на один из таких праздников, в ночь на Ивана Купалу, в то время как все молодые люди села пели, танцевали и водила хороводы в венках из лесных растений вокруг костра, Зана решила отправиться на поиски загадочного цветка. Не сказав своему возлюбленному о своих намерениях, будучи бесстрашной девушкой она отправилась в самую гущу леса, не много побродив она почувствовала пленительный запах не знакомого ей до сего момента цветка. Пойдя за запахом она вышла на небольшую полянку с цветущим душистым цветком, но как только девушка сорвала цветок её схватил лесной дух и превратил в цветок Ночную фиалку (Любку двулистную). Запахом этого дивного цветка страшный лесной дух заманивал молодых людей к себе на поляну, что бы показать свой чудесный ночной цветок, но как только молодые люди срывали цветок за их дерзости он их самих превращал в цветок.

По этой легенде о Любке двулистной (Ночной фиалке), после потери любимой, молодой Янес не находил себе места. И на следующий праздник Ивана Купалы он сам отправился на поиски загадочного цветка, думая о том, что сможет найти свою любимую. Он побрел в самую гущу леса и спустя время так же почувствовал нежный запах Ночной фиалки. Выйдя на полянку он заметим чудесные цветы с нежным запахом. Один из цветков выделялся и он подошел к нему и прилег, рука не подымалась сорвать его, цветок всем своим видом напоминал Янесу его возлюбленную. Любуясь цветком молодой человек заснул, проснувшись утром на полянке он был один среди обычных растений. Чувства к своей возлюбленной так и не прошли у Янеса до конца жизни, и каждый год в ночь на праздник Ивана Купалы он отправлялся в лес, что бы провести эту ночь с ней.



Пион уклоняющийся

Само название Пион (Марьиного корня) происходит от греческого мифа, в котором речь идет о Пионе – ученике чудесного целителя Асклепия. С помощью некоего растения он производил удивительные исцеления и излечил им даже бога подземного царства Аида от ран, нанесенных ему Гераклом. Растение это, по легенде, Пион получил из рук матери Аполлона, богини темноты Лето. Чудесное исцеление вызвало в Асклепии такую зависть, что он приказал тайно умертвить Пеона. Аид же в благодарность за оказанную помощь, не дал ему погибнуть, превратив в прекрасный цветок, который с тех пор носит его имя и обладает не только красотой, но и многими целебными лечебными свойствами.






В истории лекарственное растение Пион (Марьин корень) - славилось своими магическими свойствами и считалось одним из чудес творения. «Говорили, что злые духи исчезают из тех мест, где растет пион, и что даже небольших кусочков его, надетых на нить, обвязанную вокруг шеи, достаточно, чтобы защититься от всякого рода дьявольских наваждений».

Следующая легенда Пиона (Марьиного корня) рассказывает о богине Флоре, которая собираясь в путешествие, решила на время своего отсутствия выбрать заместителя. Для этого собрала совет, пригласив представителей всех цветов. Цветы пришли вовремя, только роза опаздывала. Но, когда она появилась, присутствующие были поражены ее великолепием и стали уговаривать остаться заместителем Флоры. Лишь один пион возражал, так как считал, что он превосходит розу по всем качествам. Пион пыжился, надувался, чтобы перещеголять розу если не красотой и запахом, то хотя бы величиной. Всех поразила несказанная дерзость его, и цветы избрали розу заместительницей Флоры. Тогда пион стал громко протестовать и так расшумелся, что Флора не выдержала и оставила за самодовольство и пустоту навсегда таким толстым и надувшимся, как сегодня. И ни одна бабочка не касается его поцелуем, ни одна пчела не берёт из его венчика меду, ни одна девушка не приколет его к своей груди.

Сказка говорит, что проклятие Флоры исполнилось, Пион от стыда покраснел, остался толстым и неуклюжим, олицетворяя пустоту и чванство, теперь ни одна пчела не берет с него мёда.

Благодаря своей красоте, приятному запаху, не смотря на кажущуюся неуклюжесть, это растение покорило большое количество садоводов-любителей и имеет большую армию почитателей.



Можжевельник обыкновенный

Мифы о Можжевельнике обыкновенном.

У разных народов существуют свои мифы. Наиболее известный миф с можжевельником это миф об путешествии аргонавтов. Когда Медея и Ясон пришли за золотым руном и их встретило чудовищная змея которая охраняла это руно. Что бы усыпить чудовище Медена сорвала ветку можжевельника и смазала её зельем с наговором. И как только чудовище её коснулось повсюду разлился запах зелья и чудовище заснуло.

Легенды о Можжевельнике обыкновенном.

У некоторых русскоязычных народов существует легенда о можжевельнике. Как и у многих других растений её связывают с ночью на Ивана Купалы. В легенде упоминается некое существо Вересуха, от одного из названий можжевельника. Вересуха эта представляется в легенде как красивая девушка. Считается что её дом располагается под Вересом (можжевельником) и в ночь на Ивана Купалу она выходит из своего дома в виде красивой, статной девушки в белой сорочке и заманивала своей красотою молодых парней. Которые после страстных обниманий сходили сума и пропадали.

Иван-чай


Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!» 


Купальница


Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: "Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками." 
Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений. 

Сабельник.

В стародавние времена, жил на русском Севере очень мирный народ, но пришел сильный враг и согнал их с родной земли в глухие и болотистые леса. Трудно пришлось им, начались тяжелые недуги и болезни. Воззвали люди: «Господи, пошли нам помощь и спасение!» Появился всадник в ночи, сверкнула его сабля, рассекая густой туман, а наутро вся земля оказалась усыпана пурпурными цветами. Все части этого растения оказались целительными. С тех пор пошло название сабельник т.к. отсекает все болезни и возвращает здоровье.

Наверное, на свете нет ни одного этноса, у которого бы не существовало легенд и поверий о волшебном происхождении и силе растений. С чем это связано? Вероятно с тем, что испокон веков растения были и пропитанием и целителем для людей. Им приписывали волшебные чудодейственные свойства, воспевали в песнях и стихах, изображали в этнических узорах. Жизнь наших пра-пра-пра-пра-пращуров была неразрывно связана с растениями и нашла отражение в фольклоре



Источники.

http://www.awizena.lact.ru/legendyi-i-skazaniya-o-lekarstvennyih-travah

http://ozonit.ru/elr/avran/avran_istoriya.php

http://priusadebnoehozyastvo.blogspot.com/2011/02/blog-post_2853.html



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее