Внеклассное занятие по русскому языку
«Великий могучий русский язык».
КВН в 6-м классе
Цели:
- способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка;
- сформировать отношения к русскому языку как общенациональной ценности,
- способствовать реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому;
Задачи:
- вспомнить и применить на практике ранее изученный материал;
- познакомить с богатством русского языка;
- способствовать воспитанию уважения к соперникам;
- сформировать умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
- вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.
Оборудование: презентация, доска, проектор, карточки с заданиями.
Ход игры
-
Вступительное слово учителя.
В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 класса.
Девиз нашей игры: «Выучить русский язык!»
Н.В.Гоголь:
«Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
-
Представление команд.
Капитан 1 команды.
Вас приветствует команда «Умники».
Наш девиз: «Будем активно мыслить!»
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник – КВН
Чтоб этот праздник – КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!
Эмблема команды «Умники».
Капитан 2 команды
Вас приветствует команда «Любознательных»
Наш девиз: «Пусть ум победит силу!»
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
И соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней.
Ведущий: Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
-
Конкурс капитанов.
Ответить на вопросы – шутки.
Капитану команды «Умники».
-
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «Ц»)
-
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
-
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
-
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
Капитану команды «Знайки».
-
Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце)
-
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
-
Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
-
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
-
Конкурс знатоков ударений.
К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.
гýсеница (личинка бабочки) тóрты (кондитерское изделие) балýюсь (шалить, забавляться) комбайнёр (водитель комбайна) тéфтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша) | мéльком (самый короткий промежуток времени, бегло) вахтёр (дежурный сторож) щáвель (растение) сúлос (корм для скота) квартáл (часть города) |
Ведущий. Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете русский фольклор.
Мудростью русского народа названы пословицы и поговорки – неистощимый кладезь народной смекалки и ума – они по сей день живут в нашей речи настолько прочно, что мы и не замечаем, как используем их. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». А еще загадки, скороговорки, сказки и многое другое, что объединено под названием фольклор.
- Что такое пословицы и поговорки?
- Для чего, по-вашему, нужны пословицы и поговорки?
-
Конкурс знатоков поговорок.
Команде «Умники».
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).
2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом
в карман не полезет.).
3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
Команде «Знайки».
1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).
3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть
от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).
-
Конкурс «Закончи пословицу».
Сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось.
Команде «Умники».
1. Поменьше говори … побольше делай.
2. Без труда…не вынешь рыбку из пруда.
3. За двумя зайцами погонишься…ни одного не поймаешь .
4. Не имей сто рублей - … имей сто друзей.
5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.
6. Не все то золото,… что блестит.
Команде «Знайки».
7. Береги честь… смолоду, а платье снову.
8. Жизнь прожить - …не поле перейти.
9. Сколько волка не корми - …он все в лес смотрит.
10. С миру по нитке - … голому рубаха.
11. Терпенье и труд … все перетрут.
12. Мал золотник,… да дорог.
Учитель: С древних времен люди ценили мудрую речь. Умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Давайте попробуем разгадать загадки.
-
Конкурс «Загадки».
Команды загадывают загадки друг другу
«Умники»
1. Ни вода, ни суша, ни на лодке не проплывешь, ни пешком не пройдешь. (болото)
2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
3. Что было завтра и будет вчера? (сегодня)
«Знайки»
4. Без ног - бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (время)
5. Кверху дном – полная, книзу дном - пустая. (шапка)
6. Не видно и не слышно ее, стоит заговорить о ней – и она исчезнет. (тишина)
-
Конкурс «В поисках фразеологизмов».
Ведущий. А теперь от пословиц, поговорок, загадок и скороговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык.
В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова,
в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?
Команде «Умники»: слово рука
Команде «Знайки»: слово голова
-
Конкурс чтецов.
(1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения).
Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.
1 команде Скажи «родник» – И вот возник, Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом (Ключ от дверей тут ни при чем). | 2 команде Шьет иглой портниха в строчку. Взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, Ставлю маленькую точку.
|
-
Конкурс «Прочитайте высказывание».
Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.
Плакат 1-й команде |
| Плакат 2-й команде | ||||||||||
К | Й | Г | А | И |
| У | А | Р | Н | О | ||
Ы | И | О | Н | Б |
| К | М | Г | З | Р | ||
З | Ч | М | Е | Ю |
| И | М | Й | О | О | ||
Я | У | Ш | Т | Л |
| Т | А | А | Ш | Х | ||
(Любите наш могучий язык!) |
| (Хорошо знай грамматику) |