МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы
Колледж БГПУ им М. Акмуллы
ЦК Изобразительного искусство и черчение
Курсовая работа
«Методика ознакомления учащихся среднего школьного возраста с технологией художественного войлока»
МДК 04.01 Методика организации внеурочной деятельности изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Выполнил
студент группы 9ИЗО-31 ___________ Мокеева В. В.
(подпись)
Преподаватель ___________ Зайлялова Д.Р.
(подпись)
Работа защищена
«____» ____________ 20___г.
Оценка ____________
Уфа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. История возникновения промысла, особенности выполнение войлока
1.1.История возникновения и развитие войлока 1.2 . Описание технологического процесса изготовления картины шерстью
1.3. Инструменты, приспособления и материалы, применяемые для создания панно из шерсти ГЛАВА 2.ХОД РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ
2.1. Выбор темы и творческие поиски
2.2. Этапы выполнения художественно-творческой работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Культура создается на протяжении всей истории человечества. Каждое поколение людей вносит в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – необходимое условие дальнейшего развития общества.
Прикладное искусство по своей природе национально, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту. В настоящее время, в силу изменившихся условий жизни, в период развитого производства, человек стал утрачивать многие традиции народного декоративно-прикладного искусства. Новое время все более стирает отпечаток индивидуальности творца с произведений, созданных заводским способом. Это неизменно ведет к утере и обезличиванию народных изделий, обеднению духовной культуры.
Войлок в истории культуры и искусства, имел большое значение при устройстве жилища. Поэтому для сохранения культурных традиций важно знать историю и технологию изготовления войлочных изделий. Эти изделия сделаны по законам красоты, они не только полезны, но и имеют определенное символическое значение, выразительный художественный образ, который отражает особенности мировосприятия народа и эпохи.
В век высоких технологий и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края.
Народное искусство заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Декоративно-прикладное искусство оказывает положительное воздействие на душевное состояние человека, его настроение, эмоции, а также формирует отношение личности к окружающему миру. Войлочные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей многих поколений.
Мы считаем, что обращение к теме войлоковаляния приобретает в наши дни особую актуальность в связи с ростом национального самосознания и стремлением сохранить культурное наследие и выбранная нами тема «Легенда» возвращает нас к нашему далекому прошлому. Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло человеческих рук.
Состав работы: теоретическая часть изложена в пояснительной записке, практическая представлена в приложениях.
В пояснительную записку включены: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Актуальность темы исследования заключается в том что, данная разработка блока занятий нацелена на теоретическое знакомство и на творческую деятельность учащихся в данном материале.
Цель исследования: Узнать о декоративно-прикладном искусстве в интерьере и его основной принцип- единство формы и содержания. Сделать уютнее и красивее интерьер.
Задачи исследования:
1.Познакомить детей с историей возникновения промысла, особенности, изготовления войлока.
2. Развивать навыки работы при изготовлении изделий из шерсти; формировать творческие способности в процессе создания художественного образа в технике войлоковаляния.
3. Воспитывать уважение к традициям национальной культуры и труду народных мастеров.
4.Развивать творческое воображение и эстетический вкус.
5.Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, воспитывать работу в команде, взаимопомощь, аккуратность, усидчивость.
6. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения разнообразных изящных изделий.
7. Создать наглядную дидактическую композицию для урока.
8. Разработать методические рекомендации для проведения уроков изобразительного искусства.
9. В ходе работы выработать у учащихся ценностное отношение к искусству, эстетический вкус, творческую деятельность.
10. Привить и воспитать любовь к традициям народного искусства, дать
знания по истории декоративного искусства. Выполнить декоративное панно «Легенда» в технике войлоковаляния.
Объектом исследования являются процесс работы школьников с различными художественными материалами на занятиях изобразительного искусства.
Предмет исследования: Педагогический метод активизации творческих способностей школьников на занятиях декоративно- прикладного искусства при использовании различных художественных материалов, и применение современных техник.
В работе были использованы следующие методологические основы:
1.Теоретический анализ общей и специальной искусствоведческой, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Анализ ведущих положений искусствоведения, теории и методики обучения декоративно- прикладного искусства;
3. Положения психологии и педагогики: о практическом подходе в развитии психических процессов ребенка, современные психолого-педагогические исследования, на специфику художественного восприятия и отражения в изобразительном искусстве.
4. Творческая работа.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования материала учителями ИЗО и технологии
общеобразовательных учреждений, художественных школ, а так же в
кружковой деятельности. Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, заключительной части, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. История возникновения промысла, особенности выполнения войлока.
История возникновения и развитие войлока.
Культовый материал кочевых народов - войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
В своих исследованиях мы определили проблему рассмотрения перехода войлочного ремесла из сугубо функционального, утилитарного явления в декоративно-прикладное искусство.
Ремесло войлоковаляние на протяжении многих веков было жизнеопределяющим для многих кочевых народов, вид прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения и многообещающей перспективой развития.
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.
Сегодня этот продукт интересен для мастеров, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Войлок очень податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока. Такое занятие успокаивает, развивает фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов. Одни делают обувь - валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал любимым материалом для тех, кто выбирает в качестве хобби . Современные мастерицы создают миниатюрные игрушки и украшения, панно из войлока.
Изучение возможностей войлока, как художественного материала и различные техники работы с ним позволяют знакомить детей со множеством вариантов создания творческих работ, искать «свой» материал и совершенствоваться в нем или быть успешным в самых разных материалах и техниках.
Освоив технику войлоковаляния, можно создавать различные композиции, утилитарные вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям.
Веками войлок, как замечательное изобретение человечества, служил кочевым народам Земли, помогая выжить им в сложнейших условиях климата степей и гор. Однако хватило нескольких десятилетий, чтобы традиции изготовления войлочных ковров-кошм стали постепенно исчезать, а вместе с ними оказались под угрозой и традиции его декодирования.
Обращаясь к истокам древних ремесел, к богатейшим художественно-орнаментальным традициям, исследуя свойства войлока и смело экспериментируя с ним, творческая молодежь открывает для себя удивительно пластичный, выразительный и современный материал, В последнее время наблюдается большой интерес молодых художников республики к различным видам традиционной культуры. Особо нужно отметить возрастающий интерес к войлоку. В работах молодых заметно стремление к созданию не просто изделий из войлока, а полноценных произведений декоративно-прикладного искусства, которые прославляют культуру родного края.
Тем не менее возросший интерес к национальному художественному наследию дает нам понять, что народное искусство – это живая культура,
способная развиваться в нашей современной действительности, сохраняя
самобытность и традиции народного декоративного искусства.
Все последующие этапы выполнения войлока относятся к приемам его декодирования и оформления, именно в этом и заключается его художественная значимость и принципиальное отличие техник войлочного производства. Итак, можно выделить следующие техники изготовления войлока:
• мозаичная техника войлока;
• техника «вваливания изображения»: валеный войлок;
• техника инкрустирования войлочной основы;
• техника выкладывания рисунка без основы;
• техника нетканого гобелена;
• комбинированная (смешанная) техника войлока.
Мозаичная техника изготовления войлока.
Из заранее изготовленных тонких одноцветных пластов войлочного полотна вырезают определенные мотивы узора, меняют местами и сшивают в стык очень плотным швом вместе с основой, подложенной под узор. Для прочности и красоты в местах соединения частично прокладывают цветной шнур.
Войлоки в мозаичной технике отличаются строгим ритмом форм, четкостью контура, лаконизмом цветовых пятен. Для мозаичного войлока характерна зеркальная композиция, что позволяет достичь равновесия между фоном и узором. Такие войлоки строятся на цветовом контрасте или мажорном колорите, для которого характерно сочетание красного с синим, коричневого с оранжевым, коричневого с белым.
Вваливание узора в войлочную основу.
Выделка войлочного ковра с вваляным узором состоит в раскладывании узора на войлочной основе; узор обычно выкладывается только с одной стороны; свернутые валики шерсти раскладывают в определенном порядке на поверхности слегка скатанной основы, затем вваливают до тех пор, пока между ними не произойдет прочного соединения, и кошма не приобретет нужную плотность, чаще всего вваливание осуществляется в рыхлую основу шерсти еще более рыхло уложенной и в разные цвета окрашенной шерсти. Такой войлок неоднократно поливается водой и постоянно валяется.
Эта техника применяется в производстве валяного войлока. Орнаментация такого войлока напоминает мозаичную технику, однако техника вваливания изображения значительно мягче и сложнее по цвету, так как в процессе его производства волокна шерсти перемешиваются, образуя нечеткие границы и оригинальные цветовые сочетания.
Техника войлочной аппликации.
Техника аппликации — разновидность узорного войлока. Она представляет собой коллаж из войлочных лоскутков, пришитых на войлочную основу. В этой технике чаще всего выполняют большие настенные ковры прямоугольной формы, орнаментированные сложным узором, свадебные чепраки, намазлыки.
Техника инкрустирования войлочной основы.
Данная техника состоит в удалении (выщипывании или вырезании) части войлока из определенного участка основы с целью его заполнения шерстью необходимого цвета и его вваливания в качестве рисунка. Сложная по технологии техника напоминает войлочную мозаику или аппликацию с эффектами техники вваливания рисунка в основу.
Техника выкладывания рисунка без основы.
Вариант «живописного войлока» со свободным или запланированным рисунком без основы чаще всего является элементом декодирования интерьерного пространства или художественным произведением (панно).
Этот тонкий войлок не является функциональной вещью из-за отсутствия прочности в соединении волокон шерсти. Технология подобного войлока проста и состоит в распределении различных цветов шерсти по картону-эскизу панно и дальнейших валяльных работах. Рисунок изделия поэтапно доводится, начиная от крупных пятен к более мелким пятнам, к линейным контурам, заканчивая коррекцией изображения с детальной его проработкой. Далее изделие требует оригинальной художественной отделки и авторского оформления, соответствующего образу созданной композиции и условиям интерьера.
Техника нетканого гобелена.
Процесс изготовления нетканого войлока несложная технология создания недорогих изысканных ковров. Этот метод позволяет соединить красоту войлока с богатыми живописными возможностями гобелена, причем расход шерсти значительно сократился, а качество и плотность поверхности в результате этого ничуть не пострадали. Наконец-то появилась возможность «свободно живописать» разноцветными шерстяными волокнами, не теряя при этом красоты и четкости изображения в процессе скрепления шерстяных волосков. Эта новая технология дала толчок целому направлению в современном ковроделии, воплотившись в так называемых нетканых гобеленах. Процесс валяния по времени занимает значительно меньше времени, так как в изделии, пробитом иглами, отдельные шерстинки уже скрепились, что позволяет изготовить его за один сеанс.
Очищенную от мусора, прочесанную шерсть выкладывают на поролон, размером с ткань. Затем по изображению волокна шерсти закрепляют при помощи игл, применяемых в нетканом гобелене. Это позволяет задать четкие мельчайшие детали в изображении. Далее работа снимается с поролона и валяется так же, как при создании обычного войлока. После того как поверхность всего панно скреплена с основой, с изнаночной стороны наноситься тонкий слой клея ПВА или латекса. Можно также сделать дополнительный укрепляющий слой из любого прочного материала (холста или мешковины), как в обычных коврах.
Как правило, нетканые гобелены оформляются по краям декоративным кантом, шнуром или натягиванием на раму. Если все технологические процессы выполнять правильно, то поверхность изделия должна быть ровной, гладкой, плотной, без отстающих волокон.
Нетканые гобелены занимают особое место в современном прикладном искусстве. Ранее этот вид творческой деятельности в основном являлся уделом странствующих ткачей или мастериц в богатых домах. В настоящее же время профессиональные дизайнеры, художники, модельеры широко включают такие работы в интерьер жилых и общественных помещений.
Комбинированная (смешанная) техника войлока.
Различные способы изготовления войлока часто применяются в производстве одного изделия: например, вваливание узора (наиболее древний и простой), аппликация и вышивка.
Многие изделия декорируются различными элементами из других материалов: атласа, сукна, фетра и др. Узор на войлочном изделии вышивают или окантовывают разноцветными шелковыми нитями тамбурным швом.
Познакомившись с различными техниками изготовления войлока, можно сделать вывод, что высокое качество и совершенство технологии производства войлока во многом обязано традиционным техникам и дальнейшему их творческому переосмыслению современными мастерами-художниками при активной работе над изобретением оригинальных (нетрадиционных) приемов создания войлочных композиций и изделий декоративно-прикладного искусства.
Мокрое валяние. Мокрое валяние – традиционный ручной способ изготовления войлока, при котором шерсть взаимодействует с водой и мылом. Под воздействием горячей воды или пара. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные панно, так и объёмные изделия - сумки, головные уборы, игрушки .
Сухое валяние.Техника сухого валяния, фелтинг- это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, после чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. В этой технике создают объёмные скульптуры и игрушки.
Войлоковаляние - в современном мире переживает второе рождение.
Растущий интерес к созданию изделий из войлока в наши дни связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.
1.2. Описание технологического процесса изготовления картины шерстью.
1этап:
Для начала организуем рабочее пространство. На стол перед собой кладем задник (поролоновую губку), накрываем его подложкой (фетр), набираем шерсть нужных оттенков и приступаем к работе. Стекло тоже должно быть всегда под рукой.
2этап:
Продумываем сюжет и выполняем эскиз на бумаге. Подготавливаем материалы для дальнейшей работы: шерсть для валяния, цвета: белый, голубой, бирюзовый, зеленый, черный, темно-коричневый, коричневый, охра, желтый, оранжевый, красный; фетр 50х 60 см для подложки; ножницы; пинцет; рамка для фотографий; стекло.
Каждый этап закрепляем, оставляя работу пот стеклом. Однако это касается только "сухой" техники: мокрое валяние не требует такого закрепления.
4этап:
Затем аккуратно переносим рисунок карандашом на основу (фетр) по эскизу. Проверяем все детали на рисунке.
5этап:
Рисунок формируем постепенно от заднего плана к переднему — сначала фон, потом предметы на нем. Но самый первый слой выкладываем белой шерстью. Это своеобразный белый лист, на который затем ложится рисунок. Шерсть вытягиваем из гребенной ленты и заполняем всю поверхность фетра, заходя за края на 1-2 см.
Затем прижимаем картину стеклом и обрезаем шерсть по краям. Эти хвостики-обрезки шерсти можно выложить тут же поверх образовавшегося первого белого слоя. Он должен быть достаточно плотным (особенно по краям картины), чтобы не просвечивал фетр.
6этап:
Таким образом,— создали «белый лист».
Пощипывая шерсть, образуем вату для дальнейшей работы. Слоями создаем фон, укладывая от темного оттенка к светлому. Контролируем качество укладки материала, все также прикладывая стекло.
Вытягиваем из гребенной ленты тонкие прядки, чуть подкручивая их в момент вытягивания. Получившимися ниточками размечаем предметы. По сути, намечаем контуры предметов. Для удобства использовалась шерсть разных цветов. Сначала намечается край стола, затем абрис корзины, с ветками рябины.
Контуры легко передвигаются руками, можно без затруднений уточнить форму и размер предметов.
7этап:
Переходим к разукрашиванию контурного рисунка. Начинаем с верхней части картины — фон, стена за столом. Используем охру, голубую, желтую шерсть и щипанием наберем массу из волокон нужной плотности.
8этап:
Чуть растягиваем шерстяную вату руками и выкладываем её на рабочую поверхность.
В некоторых местах шерсть не укрывает полностью первый белый слой-основу. Это создает иллюзию воздушной среды. Самые плотные кроющие слои шерсти располагаем у самого стола.
Выходящую за контур темную шерсть можно подрезать ножницами и убрать.
Это делается для того, чтобы не просвечивала темная шерсть через последующие светлые слои.
! Во время работы с шерстью, кроющая способность шерстяного «мазка» — пряди шерсти, зависит от её плотности. Можно перекрыть темные слои светлой шерстью, но для этого потребуется светлую шерсть выкладывать очень толстым слоем. А это лишний объем, из-за которого прядки будут расплываться, терять форму под приложенным стеклом. Рисунок немного «поплывет» при таком подходе, поскольку слои шерсти никак между собой не скреплены и могут незначительно сдвигаться друг от друга. Поэтому желательно обходиться без лишних громоздких слоев шерсти и, насколько возможно, стараться работать путем резервирования. То есть, если планируется изобразить какой-то светлый предмет, насыщенного цвета (красный, желтый, голубой), лучше для него оставить резерв — незаполненный цветом (белый) слой-основу по форме предмета.
В технике «живопись шерстью», яркие светлые цвета шерсти блекнут, когда наслаиваются на темные. Особенно это заметно при наложении стекла. Чтобы они сохранили свою яркость, нужно либо положить шерсть очень толсто (что не всегда удобно в работе), либо положить их на белое основание.
Обязательно, приложив к картине стекло, рассматриваем результаты наших действий. Если всё устраивает — двигаемся дальше. Если нет — исправляем.
9этап:
Далее заполняем цветом стол, на котором стоит корзина с ветками рябины, грибы, птицу, сидящую на ветке. Чтобы получить интересную по цвету и фактуре поверхность стола, выстилаем белое основание сначала голубой шерстяной ватой, затем белыми, фиолетовыми, желтыми прядками. При этом плотность шерстяной ваты и прядей должна быть такой, чтобы чуть просвечивал белый слой-основа.
Плотность (укрывистость) слоев шерсти проверяем визуально, приложив к картине стекло.
Дополнительно уплотняем верхний слой шерстяной ватой светлого оттенка.
10этап:
Темно-коричневой шерстью отмечаем теневую сторону корзины, падающую от веток рябины.
Работаем шерстяной ватой (масса волокон, полученная путем щипания гребенной ленты). Руками придаем шерстяной массе нужную форму и аккуратно выкладываем на рабочую поверхность.
Отщипываем небольшими кусочками нужные вам цвета (для листочков), хорошенько расправляем их руками до воздушного состояния и выкладываем друг на друга (в разных направлениях друг к другу: горизонтально, перпендикулярно, по диагонали и так далее) на поверхность.
11этап:
Переходим к кистям рябины.
С ягодками поступаем практически так же: отщипываем шерсть, лохматим и плотно формируем шарики, когда они становятся похожи на ровные однородные шарики, прикладываем к веткам, шерсть от них не отходит.
12этап:
Далее будем уточнять рисунок.
Из темных и светлых оттенков шерсти выщипываем маленькие прядки, чуть подкручивая которые, можно получить короткие ниточки. Этими ниточками, а также полупрозрачными маленькими прядками прорисовываем листья, ягоды, и т. д. Не забываем показывать цветной шерстью тени и рефлексы на корзине от грибов, ягод и листьев рябины.
В ходе предыдущих действий, мы наметили светлые и темные места. И теперь будем дальше разукрашивать корзину с рябиной.
1. При рисовании натюрмортов удобно вначале набросать контурный рисунок — разметить рабочую поверхность.
2. Далее следует обозначить все светлые и темные места у предметов.
3.Затем уже можно приступать к их разукрашиванию и детальной прорисовке.
Оставим пока рябину в покое (они почти готовы) и займемся корзиной. Куда падает свет, высветляем белым цветом (плотный слой белой ваты). Перед этим тончайшим слоем василькового цвета чуть оттеняем верхнюю боковую окружность ручки корзины. Для высветления корзины используем также пряди шерсти (вытягиваем их из гребенной ленты и укладываем по окружности корзины). Тонкие прядки уплотняем подкручиванием (делаем плотные ниточки) и подчеркиваем ими плетенку корзины.
Результат рассматриваем под стеклом, уточняем, затем опять рассматриваем под стеклом.
С корзиной закончили. И теперь вновь возвращаемся к листочкам. Поскольку мы пытаемся дополнительно контрастным цветом прорисовать контуры листьев. Возьмем для этого темно-зеленую шерсть. Щипанием создадим легкую паутинку, которую затем нарежем. Пинцетом выбираем удобные кусочки нарезанной шерсти, придаем им руками нужную форму (если требуется) и прорисовываем листья.
Светлой шерстью повторно обозначаем места на поверхности предметов, куда падает свет (самые светлые, освещенные участки).
Стекло в конце работы тщательно моем с двух сторон и вытираем насухо, чтобы не оставалось разводов и накрываем ею готовую работу, чтобы картина «отлежалась» под прессом.
1.3. Инструменты, приспособления и материалы, применяемые для создания панно из шерсти.
Материалы. Основной материал для войлока — шерсть и фетр. Фетр более однородный плотный материал, полученный из коротких и очень коротких высококачественных волокон шерсти, пуха. Обычно он одноцветный. Войлок же состоит из длинных шерстяных волокон, благодаря чему можно получить неожиданные эффекты по цвету, мягкости и фактуре.
Инструменты. Самые важные инструменты — валяльные иглы. Первое что необходимо знать об иглах для сухого валяния то, что они, как правило, длинные, имеют зазубрины и чрезвычайно остры. В связи с этим необходимо проявить максимальную осторожность при работе с ними. Толщина (размер) является основным параметром. Начинающему валяльщику желательно приобрести три иглы – толстую, среднюю и тонкую. Толстые иглы применяются на начальном этапе, ими обычно формируется первоначальная форма объекта, иглы средней толщины на основном этапе, а тонкой иглой дорабатываются формы и линии.
Иглы для сухого валяния бывают нескольких видов сечения. Основные: треугольное, корончатое, звездчатое. Бывают сечения также и обратные и в форме цилиндра и крученые.
Иглы изготавливаются из закаленной стали, и обладают достаточной упругостью, не гнутся во время работы, но, тем не менее, они достаточно хрупки. Необходимо очень постараться при осваивании базовой техники валяния иглой, чтобы как можно реже сталкиваться с их порчей и изломом. Хорошо иметь под рукой иглодержатель, который позволяет одновременно пользоваться несколькими иглами. Он понадобится при осуществлении проектов, требующих валяния на большой площади. Иглодержатель – это, как правило, деревянная или пластиковая ручка, в которую вставляются фильцевальные иглы, от одной до нескольких сразу. Иглодержатель значительно ускоряет работу валяния, т.к. позволяет покрывать большую область, кроме того иглы находятся строго параллельно, что отчасти минимизирует их порчу. Еще один очень важный момент в фильцевание это поверхность, на которой производится работа с шерстью. Ведь игла пронизывает изделие насквозь, при этом она не должна оказаться в вашем пальце, если работаете на столе, то игла при соприкосновении с твердой поверхностью стола быстро затупится, а то и сломаться может. Соответственно необходима поверхность, на которой вы будете валять. Ею может послужить поролоновая подложка, или специальный матик, который можно приобрести в магазине для рукоделия. Ножницы для рукоделия и универсальные ножницы с острыми лезвиями нужны для аккуратного разрезания войлока. Для швейных работ с войлоком лучше всего подходят иглы для шитья и вышивания.
ГЛАВА 2. ХОД РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Выбор темы и творческие поиски.
Работа над композицией работы.
Наша работа началась с творческих поисков, и схем композиционного размещения. Эскизы и фотографии были предоставлены руководителю курсовой работы, преподаватель в свою очередь помог выбрать объект исследования, исходя из цветовых и тематических характеристик.
Примечательно то, что фотографические поиски включали основную часть исследовательской работы. Изначально, руководитель четко объяснил цели и задачи курсовой работы, так же, продемонстрировал пути решения, выбрав определенный эскиз. Исходя из большой вариативности демонстрируемого варианта, мы точно определили характеристики (цветовое решение, тематика, композиция) изображаемого объекта для дальнейшей работы в художественном творчестве.
Необходимо упомянуть о выборе вида и размера изделия из шерсти для практической художественной работы. Существует множественное количество изделий, но мы остановились на смешанной технике валяния, панно размером 50х60.
2.2. Этапы выполнения художественно-творческой работы
Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения детям.
Любая техника работы над художественным объектом не может существовать без задачи изображения объекта или предмета. Следует учитывать взаимосвязь техник изобразительного искусства и художественных целей, так как обучение конкретной техники, каким бы оно глубинным не было, не соответствует нашей цели развития творческого потенциала и его дальнейшего использования.
Различные техники изобразительного искусства помогают снять своеобразный барьер, блокирующий творческое мышление ребенка.
Мы пришли к выводу, что для снятия данного напряжения ребенка, необходима индивидуальная работа с каждым учеником, подкрепленная позитивными моментами, такими как грамотный анализ детской работы и демонстрация в качестве примера другим ученикам, сопоставление техники ребенка с техникой работы известного художника, как способ подкрепления самооценки; необходимо создать комфортную атмосферу урока творчества.
Материально-технические обеспечения:
Бумага формата (А4), карандаш , фетр, шерсть для валяния, иглы для фильцевания (иглодержатель), стекло, ножницы, пинцет, компьютер, мультимедийный проектор.
Учебно – тематический план.
|
Темы | Общее кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Месяца |
| Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 2 |
| Сентябрь |
| Ознакомление с понятием «Войлоковаляние». | 2 | 1 | 1 | |
| Знакомство техники «мокрого валяния» . а) история войлока; б) уваливание. | 8 | 4 | 5 | Октябрь |
| Выполнение упражнений цветок- брошь. | 5 | 2 | 3 | |
| Выполнение упражнения валяние шариков, изделие из шариков «бусы». | 12 | 2 | 10 | |
| Выполнение упр. В технике сухого валяния. а) фильцевание; б) «подвеска» в виде фильцевания; в)декорирование «подвески». | 5 | 1 | 4 | |
| Выполнение упр. Изготовление объемной игрушки; деталировка фигуры. | 4 | 1 | 3 | |
| Живопись шерстью. Выполнение упр. По изготовлению картины шерстью. | 4 | 1 | 3 | Ноябрь |
| Выполнение картины в технике мокрого валяния. Уваливание картины руками. Деталировка. Окончательный увал картины. | 5 | 1 | 4 | |
| Способы валяния объемных работ по форме. Валяние по форме «Новогодний шар». | 4 | 1 | 3 | Декабрь |
| «Новогодний шар» декорирование. | 4 |
| 4 | |
| Создание сложных изделий в технике сухого валяния. а) игрушка «Мишка»; б) игрушка «Зайка». | 18 | 1 | 17 | |
| Выставка работ | 2 | 1 | 1 | |
| Нуновойлок. Выполнение упр. Изготовление шарфа. | 4 | 2 | 2 | Январь |
| Создание сумок и головных уборов в технике мокрого валяния. а) моделирование аксессуаров; б) изделие «Женская сумочка». | 9 | 4,5 | 4,5 | |
|
|
|
|
| |
|
| 12 | 2 | 10 | Февраль |
|
| 14 | 6 | 8 | Март |
|
| 12 | 4 | 8 | Апрель |
|
| 14 | 5 | 9 | Май |
| Подготовка к выставке. Выставка работ. Подведение итогов . | 6 | 2 | 4 | |
| ВСЕГО: | 144 | 40 | 104 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭСКИЗЫ И ПОИСКИ
Этапы выполнений художественно–творческой работы