«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Культура России в начале 20 века.

Новая эпоха породившая целую плеаду литераторов, художников, музыкантов, философов получила название "Серебряный век" или " русский культурный ренессанс" (Бердяев Н.А.)

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки



Тема урока: Культура России начала XX в. 11 класс.



Дата провед._____________



Цели урока:

Понимать:

  • причины подъёма культуры начала XX в.;

  • отличительные особенности культурного развития России начала XX в;

тать:

  • основные события культурной жизни страны, новые направ­ления в искусстве начала XX в.;

Уметь:

  • обобщать сведения по теме культурного развития страны на­чала XX в.;

  • анализировать художественные произведения, архитектур­ные памятники XX в. различных стилей;

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная пре­зентация к уроку.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

    1. Организационный момент


    1. Проверка домашнего задания

устный опрос


    1. Сообщение темы и плана урока

Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «Сереб­ряный век». Н.А. Бердяев оценивал его как «русский культурный ренессанс». «В эти годы, — писал он, — России было послано мно­го даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания».

Работая на уроке, попробуем исследовать и проанализиро­вать достижения Серебряного века русской культуры.

План урока:

      1. Просвещение и издательское дело.

      2. Наука.

      3. Литература.

      4. Искусство.

    1. Изучение нового материала

1. Просвещение и издательское дело

- Взгляните на схему и прокомментируйте её.


Система образования в начале XX в.







Начальная


Средняя


Высшая

ступень:


ступень:


ступень:

церковно­


классические


университеты;

приходские


гимназии;


институты

школы;


реальные



народные


и коммерче­



училища


ские училища







Характерные особенности системы просвещения:

  • половина всех школ была в ведении Синода;

  • финансирование школ было недостаточным;

  • с начала века число учеников в начальных школах выросло вдвое, но по уровню грамотности Россия сильно отставала от западных стран;

  • продолжала расширяться сеть средних учебных заведений;

  • среднее образование постепенно демократизировалось;

  • открылись новые университеты в Саратове, Перми; институты Донской политехнический в Новочеркасске, сельскохозяй­ственный институт в Воронеже;

  • быстро росла доля частных вложений в народное образование;

  • своим размахом и высоким уровнем женское образование было обязано частной инициативе

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и издательской деятельности



Печать:


Издательское дело:

после революции —


по количеству выпускаемых

1100 газет (до революции —


книг Россия занимала

125);


3-е место в мире;

газеты издавались


существовали объединения

на 24-х языках;


книготорговцев («Русское

политический спектр:


общество книготорговцев

от крайне правых до крайне


и издателей», «Всероссийское ­

радикальных, левого толка


общество книжного



дела» и т. д.)


Проверка задания.

- Какие положительные моменты и тенденции вы мо­жете выделить в развитии просвещения и издательского дела?

Какие недостатки вы заметили?

Подводятся итоги обсуждения вопроса.

2. Наука

- В XIX в. наука считалась одной из основ обществен­ного прогресса. Целое поколение молодых людей было воспита­но на стойком оптимизме героев Жюля Верна, умеющих с помо­щью научных знаний выйти из самых трудных положений.

Задание. Работая с текстом учебника на с. 88 § 10, ответьте на вопросы.

  1. В каких областях науки в начале XX в. русские учёные дос­тигли наиболее значимых успехов?

Чьи имена прославили русскую науку

Проверка задания. Ученики называют имена исследовате­лей: П.Н. Лебедев, Н.И. Вернадский, И.П. Павлов, Н.Е. Жуков­ский, С.А. Чаплыгин, К.Е. Циолковский.

- Особо следует остановиться на философской мыс­ли начала XX в. В революции философы увидели серьёзную угрозу будущему России. Свои суждения видные мыслители Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, М.О. Гершензон и дру­гие высказали в сборнике «Вехи», который вышел в 1909 г.

Задание. На рабочих столах лежит дополнительный мате­риал. Внимательно ознакомьтесь с фрагментами высказываний философов из сборника «Вехи» и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Фрагменты из сборника «Вехи»

П. Струве: «Русская интеллигенция выполняет функцию вечного не­согласия, бунта, революционности. Идейной её формой являлось от­щепенство. В безрелигиозном отщепенстве от государства русской ин­теллигенции — ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами ре­волюции».

М. Гершензон: «Что делала наша интеллигенция последние полве­ка? Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на улицу! Стыдно сидеть дома!» — и все создания высыпа­ли на улицу, на площадь, хромые, слепые, безрукие — ни одно не ос­талось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебранива­ясь. Дома — грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, — да оно и легче и занятнее, нежели чёрная работа дома... Никто не жил — все делали (или делали вид, что дела­ют) общественное дело».

«Революция всегда задерживала прогресс. Вызывая реакции, они могут сокрушить даже самый организм или надолго сделать его боль­ным и немощным... Насилие, резня, террор суть враги, а не помощники просвещения, откуда бы они ни шли — сверху или снизу».

«Нам может принадлежать по праву и по всей справедливости толь­ко то, что мы добыли себе собственным трудом».

Н. Бердяев: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слия­нии с народом, — бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами ещё ограждает нас от ярости народной».

Вопросы и задания класса

    1. Как оценивают роль российской интеллигенции фило­софы?

    2. В чём они видят её главный недостаток?

    3. Каково отношение религиозных философов к рево­люции?

Как оценивает единение интеллигенции и народа Н. Бер­дяев

    1. Согласны ли вы с мнениями философов, высказанными ими в сборнике «Вехи»?


- Таким образом, религиозные философы:

  • подвергают критике мировоззрение и практику русского ос­вободительного движения;

  • отвергают революцию как средство перестройки общества;

  • пропагандируют религиозное просвещение и правительст­венное самоусовершенствование.

В этот же период складывается система взглядов выдающе­гося писателя Льва Николаевича Толстого.

Задание. Познакомьтесь со взглядами писателя и проанали­зируйте их.

Дополнительный материал

Толстовство

Толстовство — главная мысль данного учения о преобразовании общества путём морально-религиозного самоусовершенствования.

Суть истинной жизни — в особой, неэгоистической любви к миру, свойственной именно духовному «я» человека. Также любовь помога­ет осознать тщетность желаний животного «я»: мирские блага, наслаж­дение богатством, почестями, властью.

Смысл истинной жизни — в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Чем более наполняется жизнь такой любовью, тем ближе человек к духовной её первооснове, к Богу.

Толстого волнует проблема смерти и бессмертия человека.

Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нрав­ственном самоусовершенствовании человека, который включает в себя пять заповедей Иисуса Христа.

Учителю следует раскрыть ученикам смысл пяти заповедей.

Как считает Л.И. Толстой, суть нравственного идеала наиболее пол­но выражена в учении Иисуса Христа. При этом для Толстого Иисус Хри­стос не является Богом или сыном Бога, он считает его реформатором, разрушающим старые и дающим новые основы жизни. Толстой видит принципиальную разницу между подлинными взглядами Иисуса, изло­женными в Евангелиях, и их извращением в догмах православия и дру­гих христианских церквей. Они, эти заповеди, составляют в совокупно­сти такие истины, которые как истины не вызывают сомнений, но ещё не освоены практически, то есть для современного человека они уже явля­ются истинами, но ещё не стали повседневной привычкой. Человек уже смеет так думать, но ещё не способен так поступать. Поэтому они, эти возвещённые Иисусом Христом истины, являются испытанием свободы человека. В толстовской интерпретации таких заповедей пять:

  1. не гневайся;

не прелюбодействуй

  1. не клянись;

  2. не противься злому силой;

  3. не считай людей других народов своими врагами.

По мнению Толстого, главной из пяти заповедей является четвёртая: «Не противься злому», налагающая запрет на насилие. Древний закон, осуждавший зло и насилие в целом, допускал, что в определённых слу­чаях они могут быть использованы во благо — как справедливое воз­мездие по формуле «око за око». Иисус Христос отменяет этот закон. Он считает, что насилие не может быть благом никогда, ни при каких обстоятельствах. Запрет на насилие является абсолютным. Не только на добро надо отвечать добром. И на зло надо отвечать добром.

Вопросы и задания

    1. Что представляет собой учение «толстовство»?

    2. В чём состоит суть истинной жизни по Толстому?

    3. В чём заключается смысл истинной жизни с точки зрения писателя?

    4. Что собой представляет путь человека к истинной жизни?

    5. Выскажите свой взгляд на учение Толстого. Подводятся итоги беседы.


- Крайне интересны были взгляды русского филосо­фа этого периода B.C. Соловьёва, который утверждал следу­ющее:

  • Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть.

  • Необходимо его изменить.

  • Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.

  • Убедить их можно, только раскрыв истину.

  • Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обнов­лённом.

  • Для этого необходимо религиозное преображение человека.

  • Что же преобразует человека? Любовь и соборность.

  • Что же такое любовь? Это преодоление эгоизма.

  • Что такое соборность? Это общность людей, всеединство, единство Бога, Природы, Человека.

Проанализируйте взгляды B.C. Соловьёва.

3. Литература

Задание. Прослушав рассказ учителя, докажите справедли­вость выдвинутого тезиса о борьбе направлений.

- Общественно-политическое размежевание в стра­не, обострение политической борьбы, приверженность твор­цов культуры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям развития страны предопределили поляризацию в куль­турной среде, борьбу различных направлений.

В литературе реалистов (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Ма­мин-Сибиряк, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, В.В. Ве­ресаев, М. Горький и др.) пытаются вытеснить символисты (В.Я. Брюсов, Андрей

Белый, А.А. Блок), футуристы (В.В. Мая­ковский), акмеисты и представители других направлений.

Таким образом, новое течение в России получило название «модерн». Он был очень неоднороден и противоречив. Модерн предполагал:

  • отказ от классических форм, пересмотр сложившихся ранее традиций;

  • синтез нескольких видов искусства, которые стремились со­единить реальное с фантастическим, раскрыть возможности че­ловеческой личности, сложность и противоречивость жизни;

  • отражение чувства страха человека перед бурным развитием машинной цивилизации, ростом городов, ускорением темпов жизни.

Наступил Серебряный век русского искусства. Русский мо­дерн в отличие от западного был более социален и пытался от­ветить на «вечные русские вопросы»: «Что есть Россия? Что ждёт Россию?» Из новых течений наибольшей популярностью пользовались символизм, импрессионизм, авангард.

Символисты так говорили о себе: «Три главных элемента ле­жат в основе символизма: мистическое содержание; символы; расширение художественной впечатлительности». Слова, крас­ки, звуки обретают для них глубинный, символический смысл.

Символистом в поэзии являлась А.А. Ахматова.

Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Валерий Брюсов не только писали стихи, но и пытались осмыслить свою поэтику, проана­лизировать свои произведения.

Цветовые эпитеты в стихах символистов играют весьма важ­ную роль и несут большую смысловую нагрузку (в качестве при­мера — строчки из стихотворений Блока): ...И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу...

Шлейф, забрызганный звёздами, Синий, синий, синий взор.

К 1910 г. символизм вступил в кризис. Попыткой найти вы­ход из этого кризиса стала поэзия акмеистов

Задание. Сопоставьте стихи Ахматовой и Цветаевой.

Какая интонация более характерна для Ахматовой — полу­шёпота или надсадного крика?

Какими вам кажутся стихи Цветаевой — приглушёнными или громкими, надрывными?

- Ещё одной разновидностью модерна является им­прессионизм. В литературе — это творчество Игоря Северянина.

Импрессионизм создавал некое своеобразное единство из смазанных деталей, из оттенков цвета и запаха, звука и смысла.

Задание. Определите, что роднит стихи Северянина с по­лотнами импрессионистов?

Проверка задания.

- Авангард в искусстве возник как протест против эс­тетства импрессионизма и смутности символизма. В искусстве авангарда присутствует чёткая конструкция картины, стиха, оп­ределённость архитектурной линии, интенсивность цвета, сти­хийная праздничность красок, оптимистическое видение мира. Авангард многолик и многообразен. Например, футуризм — Хлебников и Маяковский в поэзии, Фальк и Филонов в живо­писи. Поэты конструируют образы из звуков. Познакомьтесь со звуковой живописью В. Хлебникова:


Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжений жило Лицо.


Кандинский считал, что главное — цвет! Творчество М.Ф. Ла­рионова, Н.С. Гончаровой, P.P. Фалька отражают новые тенден­ции авангардистов



4. Искусство

- Прочитайте п. 2 § 10 учебника и дайте характери­стику основным направлениям развития искусства в начале XX в.

По ходу проверки задания составляется таблица «Искусство периода Серебряного века в русской культуре начала XX в.».

V. Подведение итогов урока

- Новые тенденции в развитии русской культуры на­чала XX в.

  • Происходит дальнейшее усложнение, дифференциация культуры, её различных областей.

  • Намечается демократизация культуры, то есть постепенное приобщение к ней всё более широких народных масс.

  • В связи с демократизацией появились и такие явления, как коммерциализация и омещанивание культуры.

Демократизация и коммерциализация культуры в России и других странах породили весьма характерные и типичные для XX в. последствия: вульгаризацию (огрубление), примитивиза­цию (упрощение) явлений культуры, её приспособление (адаптацию)




к весьма неразвитым эстетическим и нравственным за­просам и вкусам основной массы населения. • Общественно-политическое размежевание в стране, обост­рение политической борьбы, приверженность творцов культу­ры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям раз­вития страны предопределили поляризацию и политизацию

в культурной среде, внутри научно-педагогическои, художест­венной и иной интеллигенции.

Таким образом, многие крупные деятели искусства называли предреволюционное время «полётом над бездной», чувствова­ли приближение потрясений и отразили это в своём творчест­ве. Русская культура отразила все противоречия социально-эко­номической и общественно-политической жизни России, ока­зала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.

VI. Домашнее задание

Прочитайте § 10 учебника, составить презентацию по теме.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее