«Культура речи. Словесное действие»
Культура – сфера духовной жизни, включающая в себя как предметные и иные результаты деятельности людей, так и человеческие силы и способности, реализующиеся в деятельности: знания умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения. Все это создает культурную среду, которая имеет огромное воспитательное значение. Она является как бы связующим звеном между прошлым и будущим. Отсюда вытекает функция культуры – сохранения традиций прошлого. Помимо сохранения, не менее существенна необходимость обогащения, развития культуры в себе и себя в культуре.
Не случайно в 80-е годы появилась тенденция описания различных сфер деятельности в терминах культуры: политическая, нравственная, экономическая, правовая. Она может быть описана и в таких понятиях, как культура поведения, быта, письма, одежды, труда, досуга, речи.
Сегодня мы будем говорить о культуре речи. Не может быть культурным человек, не любящий своей родины, безразличный к природе, глухой к родному языку. Культура речи рассматривается нами как часть общей культуры человека.
Речь – это показатель образованности человека, среды в которой он воспитывается, уровень интеллектуального развития, национальная и географическая принадлежность.
Слово выражает мысль человека. От точности его формулирования и четкости произнесения зависит взаимопонимание людей. Когда человек действует словом, то инструментом становится не только смысл произносимого, но и направленность речи на те или иные способности и свойства психики партнера. Происходит воздействие словом. Воздействующий человек направленность собственных словесных воздействий не осознает.
Словесным воздействиям люди обучаются с детских лет сами того не замечая . И владеют им на столько хорошо, что прибегая к тому или иному способу, о самом себе не думают.
При прочтении стихотворного или прозаического произведения чтец воздействует на слушателей ( в данном случае как на сценического партнера) одиннадцатью простыми словесными действиями:
Воздействие на внимание - звать
Воздействие на чувства (эмоции) – одобрять, укорять
Воздействие на воображение партнера – предупреждать, удивлять
Воздействие на память – узнавать, утверждать
Воздействие на мышление - объяснять, отделываться
Воздействие на волю – приказывать, просить
Воздействие ВНИМАНИЕ.
При подготовке чтеца важным действием является привлечь внимание слушателей. Поэтому внимание есть «Проходная будка» в сознание слушателя. Словесное действие Звать (привлекать к себе внимание) имеет самую примитивную цель. Это самое простое действие, которое иногда не требует произнесения слов. Ведь привлечь к себе внимание можно жестом, умением выйти на сцену, поклоном. Минимальное количество слов, но выразительность позы или жеста. Цель простого словесного действия звать – привлечь к себе внимание слушателей.
Воздействие на ЧУВСТВА
Человек переживает те или иные чувства (эмоции) в зависимости от того, отвечает или не отвечает его интересам то явление, которое в данный момент отражается в его сознании. Отсюда вытекает, что чувств может быть (разных) столько же, сколько интересов – то есть бесконечное множество. Чувства – это самое зыбкое, самое неуловимое и самое изменчивое содержание психического процесса. Воздействие на чувства слушателя или зрителя есть, в сущности, напоминание ему о его интересах. Пусть слушатель осознает, вспомнит их, увидев рисуемую чтецом картину; если он почувствует в данной ситуации то, что ему надлежит чувствовать, то он поймет в чем его интересы.
Воздействие на чувства основано на том, что действующий знает существенные, важные интересы партнера, в данном случае слушателя, а слушатель упустил их из виду, позволил отвлечься каким-то второстепенными, случайными интересами. Чтец может настроение слушателя либо улучшить, либо ухудшить. Поэтому целесообразно различать два способа воздействия на чувства – ОДОБРЯТЬ И УКОРЯТЬ.
Человек начинает одобрять, когда он стремиться укрепить в сознании слушателя уверенность в том, что в своих намерениях и действиях ему не нужно сомневаться, медлить, задумываться или колебаться. «Вперед заре навстречу, товарищи в борьбе….Отсюда тенденция чтеца использовать высокие тона своего голоса. Тело ободряющего приспосабливается к тому, чтобы помочь партнеру скорей взбодриться. «Кто там шагает правой! Левой! Левой!
Действием укорять человек, как бы будоражит в сознании партнера то, что должно было бы определять, но не определяет его поведение. Типичные подтексты при этом «Одумайтесь», «Опомнитесь». При этом у укоряющего появляется тенденция использовать низкие тона своего голоса.
Укор и одобрение нуждаются в прямом взгляде на слушателя. Прищуренный или косой взгляд отгораживает действующего от партнера, и говорит о разности их интересов. Воздействия укорять и одобрять осуществляются с помощью характерных интонаций. Но заучивание их было бы заучиванием штампов. Подлинные интонации одобрения и укора бесконечно разнообразны, и каждый случай воздействия на чувства слушателя отличается от других, он – единственный.
Владение укорять и одобрять –есть не владение двумя интонациями, а умение обращаться преимущественно к чувствам слушателя.
Воздействие на ВООБРАЖЕНИЕ.
Воображение человека выстраивает в его сознании последовательность картин по ассоциациям. Одно явление вызывает по ассоциациям представление о другом не только потому, что человеку хотелось бы, чтобы оно было с ним связано, но и потому, что он когда-то где-то видел, что оно действительно с ним связано. Если ассоциации подчинены преимущественно, субъективным интересам вопреки контролю опытом, то воображение превращается в беспочвенную фантазию.
Воздействуя на воображение партнера, чтец толкает его сознание на путь определенных ассоциаций, дабы при их помощи слушатель сам дорисовал ту картину, элементы которой дает ему действующий словами.
К воздействию на воображение относятся такие действия как Удивлять (поражать, хвастать, похваляться) и действие предупреждать (намекать, подстерегать)
Воздействие на воображение рассчитано на догадливость, поэтому его неотъемлемой частью становится ожидание эффекта. Отсюда паузы, внимательное наблюдение за реакцией слушателя.
Психологические паузы возникают во фразе не только после запятой, но и после отдельных слов и даже слогов. Во время этих пауз воздействующий прикидывает, нужно ли рисовать картину дальше или достаточно уже воспроизведенного штриха? Отсюда – тенденция к особенно рельефному выделению ударных слови к короткой фразе. Роль намека осуществляют слова. Поэтому удивлять иди предупреждать удобно одним словом, выделение голосом, силой, высотой или растянутостью звучания.
Удивлять – это всегда томить слушателя.
Воздействие на ПАМЯТЬ
Память – это как бы копилка, в которой хранятся отдельные факты и впечатления. Функции памяти – хранить их в том виде, в каком они поступили в сознание.
Установление системы, порядка, связей между ними – это дело не памяти, а мышления. В этом смысле мышление даже как бы противопоставлено памяти: оно видоизменяет, обрабатывает, перестраивает то, что память сохраняет в неприкосновенности. Память партнера, в данном случае слушателя, может быть таким же объектом действия, как и внимание и чувства и его воображение. Все словесные действия касаются памяти слушателя. Словесные действия памяти – это узнавать и утверждать. Поскольку действие, словом адресуется преимущественно к памяти слушателя. Когда чтец совершает простое словесное действие узнавать, он извлекает нечто из памяти слушателя, когда он утверждает – он нечто в нее вкладывает. Причем при этом он может затронуть мышление, воображение, волю.
Воздействие на МЫШЛЕНИЕ
Заключается в том, что партнеру предлагается увидеть определенные связи между какими-то отдельными фактами, по мнению действующего, неизменно действующие и незыблемо прочные. Некоторые общие нормы мышления обязательны для всех людей: - общечеловеческая логика. Поэтому, воздействуя на партнера, человек стремиться в наибольшей степени использовать логику, подчеркивает именно ее в своей речи. Объяснять (втолковывать и разъяснять) и отделываться (отмахиваться, огрызаться) как словесные действия направлены на работу мышления. Воздействующий добивается от партнера, чтобы тот нечто понял, усвоил. Отделывающийся делает все, чтобы от него отстали, подтекстом будет «неужели не понятно», «давно пора понять»
Глаза – зеркало души, чтец должен внимательно следить где внимание слушателя, а где внимание там и мысли. «Пристройка» к действию Объяснять – это пристройка к работающей мысли партнера. Стремление направить мышление слушателя по нужному руслу.
Воздействие на ВОЛЮ
Воздействие на волю, поскольку это словесное действие, есть воздействие на сознание, но от сознания требуется только, чтобы оно либо впустило, либо замедлило, либо ускорило ход мышления Воздействие на волю – приказывать, просить. Оба эти способа связаны с категоричностью, не думай, не сомневайся не рассуждай.
Действие приказывать обычно связано с жестом руки и почти всегда головой. Ударение ставится на ударный слог ударного слова.
Просьба – это пристройка снизу. Чем активнее просьба тем яснее сочетание в ней настойчивости с предельной мягкостью и осторожностью
Словесное действие как таковое – это сложный процесс. Удобным материалом для тренировки сознательного владения способами словесных действий могут служить басни. Например «Кот и повар» «Ах ты, обжора, ах злодей!» Можно угрожать, а в фразе «Бывало за пример тебя смиренства кажут» - можно объяснять и упрекать, приказывать и просить, удивлять и узнавать, утверждать, отделываться и т.д.