ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 КЛАСС
УРОК № 21 ДАТА 12.02.2012
Тема. «Кто живет в нашем доме?» Изображение домашних животных по памяти и представлению.
Цели:
Обучающие: дать представление о выражении характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности.
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботиться о ней, её представителях; графические и живописные навыки, мелкой моторики рук,
Воспитательные: воспитание художественной культуры, бережное отношение к братьям меньшим.
Оборудование: мультимедийная презентация, загадки, исторические справки о кошках.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Организация класса.
Актуализация опорных знаний.
Отгадывание загадок
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака)
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — кот
Беседа о домашних животных.
Сообщение темы и задач урока
Дети самостоятельно формулируют тему урока. «Изображение домашних животных..»
1.Беседа о кошке.
Кошка - красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.
Кошки – это удивительные животные. Очень загадочные – то нежные, то злые. Кошка давно живет в доме человека и не только ловит мышей. Она еще предсказывает погоду.
- Кто знает, как это она делает?
(Скребет пол (зимой) – к метели, (летом) к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу к теплой погоде).
– А какие самые известные приметы связаны с кошками?!
а) Умывается – гостей манит.
Кстати, умывается кошка очень часто, потому что очень чистоплотна, а еще собственный запах – враг кошки. Ведь она животное, подстерегающее добычу, и ей важно, чувствует ли ее запах животное, которое она преследует или нет. Вот поэтому ее еще называют чистюля.
б) Черная кошка дорогу перебегает – к несчастью.
Это суеверие. Такая ненависть к черным кошкам пришла к нам из средних веков, когда кошку считали ведьмой.
Существует множество пород кошек: черная, голубая, красная, дымчатая, персидская, кремовая, сиамская, черепаховая, ангорская и др.
– А сколько сказок, мультфильмов, произведений литературы, где главными героями являются эти животные. Давайте их вспомним. (С.Маршак «Кот и лодыри», Борис Заходер, "Коты", Анна Ахматова, "Мурка", Б.Житков, "Беспризорная кошка")
А если ваш домашний питомец заболеет? К кому вы обратитесь за помощью? (к ветеринару- врач, который лечит животных)
- О кошках можно еще много говорить, но у нас ведь урок рисования.
Нарисовать кошку можно разную: подстерегающую добычу, игривую, или которая отдыхает.
А как же можно передать характер животного? (дети отвечают).
Характер зверя выражается через движение и форму тела стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела - большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали- лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз.
Вы сейчас видели столько разных кошек.
- Чем они отличаются друг от друга? (Дети отвечают)
Правильно, они все разные по цвету, по характеру. Какая-то хитрая, спокойная, веселая, злая и т.д.
Очень много художников в своем творчестве обращаются к изображению кошек. При этом они их рисуют по-разному. Но видно, с какой любовью, нежностью они изображают этих пушистых домашних животных.
ФИЗМИНУТКА
Сегодня ваша задача по памяти и представлению изобразить кошку
2. Практическая работа. Инструктаж по выполнению работы
- Определите как нужно расположить альбом для вашего рисунка.
- Определим место рисунка, композицию. Каким должен быть рисунок?
- Наметить карандашом рисунок. Изображение основных пропорций тела кошки. Прорисовка шерсти.
- Работа в цвете.
Техника безопасности при работе с карандашами, ластиками, точилками.
3.Самостоятельная работа учащихся.
Проверка работ учителем, исправление ошибок.
4.Вернисаж детских работ.
Рефлексия
Продолжи фразу.
Сегодня я узнал…
Я научился …
Было интересно ….
Было трудно …
Теперь я могу …
Меня удивило…
Сенкан
Кошка
Добрая, веселая
Мурчит, играет, балуется
Радостное время находится с нею
Животное
Котенок
Белый,пушистый
Играет, безобразничает, веселит
Маленький котик играет с клубком
Пушок
Итог урока
Ребята, кому понравился урок — мяукните, кому нет — можете зафыркать.
С.Я. Маршак
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!