Математика
Дата «___»________ 20__г Класс 2-«__»
Тема урока: Ломаная линия. Длина ломаной линии.
Цель урока: ознакомление с названиями линий, формирование умений выделять ломаную линию (замкнутую и незамкнутую) и ее звенья (отрезки).
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность. Вокруг нас находится большое количество предметов, имеющих форму геометрических фигур. Если посмотреть внимательно вокруг, то и на земле, и под землей, и даже глядя на звездное небо можно увидеть множество линий, тайны которых и будут объектом изучения. Но эти тайны открываются не всем, а тем, кто внимателен и терпелив.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Вариант 1
Для этой цели можно выполнить задание 1 из учебника. В задании, где надо найти равные отрезки, даны также кривые линии и прямые. Таким образом, дети сначала классифицируют геометрические фигуры: линии, отрезки. На доске нужно вывесить наглядный материал: отрезки линии
Для пробного действия можно предложить дать название и измерить длину линии:
Вариант 2
Можно организовать беседу. Начнем с повторения знаний о некоторых геометрических фигурах. На каждой парте наборы карточек:
- Разложите перед собой все карточки. Какую фигуру нельзя измерить? (Точку Д.)
- Поднимите карточку, на которой изображена точка, покажите ее.
- Отложите эту карточку в сторону.
- Найдите рисунок, на котором изображен отрезок КЬ, покажите. Положите перед собой эту карточку. Какое задание, связанное с отрезком, вы можете выполнить? (Можем измерить его длину.)
- Вспомните, как измерить длину отрезка? (Надо взять линейку, совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу на линейке соответствует конец отрезка.)
- Чему равна длина отрезка на карточке? (4 см)
- Отложите карточку с отрезком в сторону.
- Что общего у всех оставшихся фигур? (Это ломаные линии.)
- Из каких фигур состоит любая ломаная линия? (Из отрезков.)
- На какие группы можно разбить все ломаные на карточках? (На незамкнутые и замкнутые ломаные линии.)
- Разложите карточки на две группы по этому признаку. Молодцы! Этап повторения закончен. Какой необходимый
материал вы повторили? (Как измерить длину отрезка.)
- Что мне необходимо сделать дальше? (Дать нам задание для пробного действия.)
- В чем особенность задания для пробного действия? (В нем есть что-то новое.)
- Возьмите карточку под 5. Как называется изображенная на ней фигура? (Незамкнутая ломаная линия.)
- Назовите ее. (Ломаная АВСБЕ.)
- В качестве задания для пробного действия я предлагаю вам найти длину этой незамкнутой ломаной линии. Что в этом задании для вас нового? (Надо найти длину незамкнутой ломаной линии.)
- Попробуйте выполнить задание.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти длину незамкнутой ломаной линии.)
- У кого есть ответы, вы можете назвать эталон, которым вы воспользовались?
- Что вы не можете сделать? (Я не могу доказать, что мой ответ верный.)
- Затруднение вы зафиксировали. Что дальше? (Надо понять причину затруднения.)
III. Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Какое задание вы выполняли? (Находили длину незамкнутой ломаной линии.)
- Почему возникло затруднение при нахождении длины незамкнутой ломаной линии? (Нам неизвестен способ нахождения длины незамкнутой ломаной линии.)
После того, как выяснится, что дети не знают название и правило нахождения длины ломаной линии, учитель поможет поставить цель урока и наметить план выхода из затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний).
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
Сообщить название «ломаная линия» может учитель, а вот вывести правило нахождения длины ломаной могут учащиеся. Для этого учитель может предложить шаги данного правила (алгоритма) в неправильном порядке. Дети должны установить верную последовательность шагов или предложить составить эталон нового знания.
1. Определи сколько звеньев (отрезков) у ломаной линии.
2. Найди и запиши длину каждого отрезка (звена).
3. Найди сумму длин всех звеньев (отрезков).
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действий.
Чтение правила и алгоритма нахождения длины ломаной линии.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
Задание 2 учебника или задание в тетради - найти длину ломаной линии среди предложенных и эталон для самопроверки.
Измерь отрезки и найди длину ломаной АВСБЕ
Эталон может выглядеть так:
VII. Включение нового в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Упражнение 3
1. Найди длину звеньев. Узнай длину красной и зеленой линии.
Остальные упражнения учебника включаются учителем в зависимости от уровня готовности класса.
VIII. Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Данный этап проводится на каждом уроке, и приемы его проведения отбирает учитель. На этом уроке могут быть заданы вопросы:
Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Построить способ нахождения длины незамкнутой ломаной линии.)
- Достигли цели? Докажите.
- Как найти длину незамкнутой ломаной линии? (Надо измерить длину каждого звена ломаной, а потом сложить длины всех звеньев.)
Оцените свою работу как ученика. Учитель использует свою систему оценки - лесенка успеха, карта достижений и т.п.
- Какие трудности испытывали?
Домашнее задание: найти длину ломаной. И задания на закрепление ранее изученного материала из учебника.