Тема урока: басня И.А. Крылова «Квартет».
Ход урока
1.Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Целеполагание.
- А сейчас вы должны отгадать фамилию нашего сегодняшнего гостя
Возьмите карточки и выполните задания.
1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р
2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч
3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Ё Ю Ы Я И
4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й
5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю
6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц
-Какое слово получилось?
- Крылов.
ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ -
ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ, писал В.Г. Белинской.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный
ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Одним из таких людей и был И. А. Крылов. Созданные этим человеком произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим.
6. Целеустановка
- Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова как баснописца.
- Вот что сказал о И.А. Крылове А.С. Пушкин «…во всех отношениях он был самым народным нашим поэтом».
Проблемный вопрос
- Можно ли И.А. Крылова назвать истинно народным писателем? – слайд 9
7. Знакомство с басней «Квартет» .Первичное чтение.
Прослушивание басни (аудирование)
- Сколько действующих лиц в басне «Квартет» ?
- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)
- Что такое квартет?
Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
-Назовите инструменты, которые озвучены в басне. (слайд 11)
- Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. (Альт, бас, прима, втора.)
- Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы.
- Удался ли квартет?
- Какие у зверей были планы?
- Какую часть речи использует автор, чтобы передать игру?
- В чём звери видели причину того, что «музыка на лад нейдёт»?
- Смогли ли звери договориться?
Словарная работа
Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд.
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора-(первый — второй голос)
Возьмите карточки
Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)
Проказница- Мартышка | упрямый, туповатый |
Козел | неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. |
Осел | существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, |
Косолапый Мишка | лишенный всяких музыкальных способностей |
(Проверка по слайду 12)
Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)
Осел - упрямый, туповатый
Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
А речь каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.)
Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.) Почему так считают?
Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? (Соловьиная песня очень красива, соловьи не только выводят замысловатые трели, но и умеют подражать другим птицам и животным; На Востоке пение соловья ценилось очень высоко, оно считалось предзнаменованием счастья, эти птицы жили во дворцах императоров и вельмож.)
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?
А) Парная работа
Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.
(Выполняют по колонкам в парах)
I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:
II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла
III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья
Обратите внимание, вам дана помощь как читать слова того или иного героя. (слайд 13)
I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд- читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
(прослушать по 1 чел с ряда)
Чтение подготовленным учеником наизусть.
8.Работа с текстом после первичного чтения.
- Найдите в басне мораль.
— За пороками животных мы видим человеческие пороки.
— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны баснописцем в образах животных. (расчётливость, неумение слушать друг друга, грубость, неумение договариваться ,хитрость)
— Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, грубость, хитрость)
- Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает неумение слушать друг друга, договариваться.)
- Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями?
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
- Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение?
- Верно, эту басню вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учёба. Слова эти перешли со временем в крылатые выражения и стали поистине бессмертными, дойдя и до наших дней.
Работа с карточками
- Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям.
Высказывание | Строчки из басни |
Покорять игрой весь мир | «Пленять своим искусством свет» |
Нет гармонии | «На лад нейдёт» |
Усесться важно | «Уселись чинно вряд» |
Спорить сильнее прежнего | «Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры» |
Пришлось прилететь на шум | «Случилось Соловью на шум их прилететь» |
Уделить некоторое время | «Возьми на час терпенье» |
Иметь музыкальный слух | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней» |
Закрепление материала
А сейчас вы должны будете выполнить кроссворд
-Какое слово получилось? ( Квартет)
Подходит ли к нашей с вами басне пословица:
Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь. ДА
11. Домашнее задание 1) Выразительное чтение басни по ролям (с. 130-131).
2) Выучить наизусть по желанию
ТЕСТ
Выберите правильный ответ
1. Басня – это:
А) краткий рассказ;
Б ) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера
2. Человека, который пишет басни называют
А) поэт
Б) писатель
В) баснописец
3. Басни писались с целью:
А ) высмеять пороки людей
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
4. Форма речи басни носит:
А) прямое значение
Б ) иносказательное значении
5. В басне:
А) есть вывод – мораль
Б ) вывода нет, каждый придумывает его сам.
В ) вывод не нужен.
6. В чём успех басен И.А.Крылова?
А ) Они высмеивают не людей, а животных.
Б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
В ) Они высмеивают только богатых людей.
7. Мораль басни И.А.Крылова « Квартет» такова:
А) «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Б) «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
В) «А вы, друзья, как ни садитесь,всё в музыканты не годитесь.»
Проказница- Мартышка | упрямый, туповатый |
Козел | неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. |
Осел | существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, |
Косолапый Мишка | лишенный всяких музыкальных способностей |
Высказывание | Строчки из басни |
Покорять игрой весь мир |
|
Нет гармонии |
|
Усесться важно |
|
Спорить сильнее прежнего |
|
Пришлось прилететь на шум |
|
Уделить некоторое время |
|
Иметь музыкальный слух |
|
— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны баснописцем в образах животных. (расчётливость, неумение слушать друг друга, грубость, неумение договариваться ,хитрость)
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 5 |
|
|
| ||||||
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
| |||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
Кто написал басню Квартет?
На каких инструментах играли звери?
Как Крылов назвал Мишку?
Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.
Что решили пленить своим искусством музыканты?
Чтоб музыкантом быть, что надобно…?
Как называется музыкальное произведение для четырёх исполнителей?
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 5 |
|
|
| ||||||
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
| |||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
Кто написал басню Квартет?
На каких инструментах играли звери?
Как Крылов назвал Мишку?
Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.
Что решили пленить своим искусством музыканты?
Чтоб музыкантом быть, что надобно…?
Как называется музыкальное произведение для четырёх исполнителей?