«Зимний фестиваль знаний 2025»

Крылов И.А. "Квартет"

Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный

ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Одним из таких людей и был И. А. Крылов. Созданные этим человеком произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: басня И.А. Крылова «Квартет».

Ход урока

1.Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

Целеполагание.

- А сейчас вы должны отгадать фамилию нашего сегодняшнего гостя


Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

-Какое слово получилось?

- Крылов.

ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ -
ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ, писал В.Г. Белинской.


— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный

ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Одним из таких людей и был И. А. Крылов. Созданные этим человеком произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим.

6. Целеустановка

- Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова как баснописца.

- Вот что сказал о И.А. Крылове А.С. Пушкин «…во всех отношениях он был самым народным нашим поэтом».

Проблемный вопрос

- Можно ли И.А. Крылова назвать истинно народным писателем? слайд 9

7. Знакомство с басней «Квартет» .Первичное чтение.

Прослушивание басни (аудирование)

- Сколько действующих лиц в басне «Квартет» ?

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

- Что такое квартет?

Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.

-Назовите инструменты, которые озвучены в басне. (слайд 11)

- Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. (Альт, бас, прима, втора.)

- Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы.

- Удался ли квартет?

- Какие у зверей были планы?

- Какую часть речи использует автор, чтобы передать игру?

- В чём звери видели причину того, что «музыка на лад нейдёт»?

- Смогли ли звери договориться?

Словарная работа

Пленять – увлекать.

Чинно – строго по правилам.

Уселись чинно в ряд. 

Лад – согласие, порядок.

Прима — втора-(первый — второй голос)


   Возьмите карточки

Дайте характеристику этим животным.  На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с  его особенностями)


Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

(Проверка по слайду 12)                                                      

  • Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

  • Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)

  •  Осел - упрямый, туповатый

  •  Косолапый Мишка -  неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

 А речь каких животных звучит в басне?  (Cоловей, Мартышка, осел.)

Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.) Почему так считают?
Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? (Соловьиная песня очень красива, соловьи не только выводят замысловатые трели, но и умеют подражать другим птицам и животным; На Востоке пение соловья ценилось очень высоко, оно считалось предзнаменованием счастья, эти птицы жили во дворцах императоров и вельмож.)
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?

А) Парная работа
Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.

(Выполняют по колонкам в парах)

I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:

II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла

III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья

Обратите внимание, вам дана помощь как читать слова того или иного героя.                       (слайд 13)                                                           

I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд-  читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.        

                                                                         (прослушать по 1 чел с ряда)

Чтение подготовленным учеником наизусть.


8.Работа с текстом после первичного чтения.

- Найдите в басне мораль.

— За пороками животных мы видим человеческие пороки.

— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны баснописцем в образах животных. (расчётливость, неумение слушать друг друга, грубость, неумение договариваться ,хитрость)

— Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, грубость, хитрость)

- Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает неумение слушать друг друга, договариваться.)

- Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями?

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

- Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение?

- Верно, эту басню вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учёба. Слова эти перешли со временем в крылатые выражения и стали поистине бессмертными, дойдя и до наших дней.

Работа с карточками

- Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям.

Высказывание

Строчки из басни

Покорять игрой весь мир

«Пленять своим искусством свет»

Нет гармонии

«На лад нейдёт»

Усесться важно

«Уселись чинно вряд»

Спорить сильнее прежнего

«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»

Пришлось прилететь на шум

«Случилось Соловью на шум их прилететь»

Уделить некоторое время

«Возьми на час терпенье»

Иметь музыкальный слух

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»

Закрепление материала

А сейчас вы должны будете выполнить кроссворд

-Какое слово получилось? ( Квартет)

Подходит ли к нашей с вами басне пословица:

Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь. ДА

11. Домашнее задание 1) Выразительное чтение басни по ролям (с. 130-131).
2) Выучить наизусть по желанию



















ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это: 

А)      краткий рассказ;

Б )     поучительный рассказ;

В)       краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет басни называют

   А)      поэт

   Б)       писатель

   В)    баснописец

3.  Басни писались с целью:

А )       высмеять пороки людей

Б)        научить правильному поведению

В)        показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

А)        прямое значение

Б )       иносказательное значении    

5. В басне:

А)        есть вывод – мораль

Б )       вывода нет, каждый придумывает его сам.

В )       вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

А )      Они высмеивают не людей, а животных.

Б)        Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

В )       Они высмеивают только богатых людей.

7. Мораль басни И.А.Крылова « Квартет» такова:  

А)        «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Б)        «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»

В)        «А вы, друзья, как ни садитесь,всё в музыканты не годитесь

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей



Высказывание

Строчки из басни

Покорять игрой весь мир


Нет гармонии


Усесться важно


Спорить сильнее прежнего


Пришлось прилететь на шум


Уделить некоторое время


Иметь музыкальный слух



— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны баснописцем в образах животных. (расчётливость, неумение слушать друг друга, грубость, неумение договариваться ,хитрость)









1






2










3















4











5








6








7







  1. Кто написал басню Квартет?

  2. На каких инструментах играли звери?

  3. Как Крылов назвал Мишку?

  4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.

  5. Что решили пленить своим искусством музыканты?

  6. Чтоб музыкантом быть, что надобно…?

  7. Как называется музыкальное произведение для четырёх исполнителей?









1






2










3















4











5








6








7







  1. Кто написал басню Квартет?

  2. На каких инструментах играли звери?

  3. Как Крылов назвал Мишку?

  4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.

  5. Что решили пленить своим искусством музыканты?

  6. Чтоб музыкантом быть, что надобно…?

  7. Как называется музыкальное произведение для четырёх исполнителей?





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее