Тема: Вода. Её состав, свойства и применение (слайд №1).
Цель урока: расширить знания учащихся о воде, её роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам.
Задачи:
Знать состав и свойства воды.
Уметь проводить лабораторные опыты с применением воды.
Во время изучения свойств воды и проведения опытов с ней, формировать у учащихся интерес к предмету химия.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: групповая, индивидуальная(работа с карточками)
Методы работы: частично-поисковый, беседа, практическая работа
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Вода», планшет «Энштейн-Т», датчик рН, учебники, тетради, индикатор ( лакмус со шкалой), держатели, пробирки, склянки с реактивами: оксид фосфора (V) P2O5, оксид кальция CaO, C(активированный уголь), вода в двух агрегатных (жидкость и лед), термометры, карточки.
ХОД РАБОТЫ
Организационный момент. Приветствие (3 мин).
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Проверьте наличие на своих столах учебных принадлежностей.
- Староста класса, кто сегодня отсутствует (запись в журнал (1 мин)
- Сегодня при изучении темы вы будете работать в группах. В каждой группе есть сильные ребята по данному предмету, ребята со средним уровнем знаний и те учащиеся, которые с трудом усваивают материал по химии. Ваша задача сегодня работать по плану, который представлен на доске:
1. История открытия воды. Ее состав. (работа с учителем)
2. Физические свойства воды (сам.работа, демонстрация лаборанта) – вычислить массу воды, определить при какой температуре вода находится в трех агрегатных состояниях. Какая группа справится быстрее, записи делаются в рабочую тетрадь.
3. Способы получения воды (не менее трех (работа с учебником, презентацией). Какая группа справится быстрее, записи делаются в рабочую тетрадь.
4. Химические свойства воды (работа с учебником, с реактивами, с датчиком рН) Какая группа все сделает правильно и справится быстрее, записи делаются в рабочую тетрадь.
5. Применение воды и ее значение (работа с учебником). Какая группа справится быстрее, записи делаются в рабочую тетрадь.
II. Домашнее задание (2 мин).
Прежде чем, мы перейдем к изучению нового материала, откройте дневники и запишите домашнее задание на доске ( уч. 2008г параграфы 36-41 читать, № 4 стр.109; уч.2004 г параграфы 36-41 читать, № стр , уч. 2012г параграфы 36-41 читать,№ стр )
III. Изучение нового материала (30 мин).
- В тетрадях запишите число и тему урока.
- Цель и задачи нашего урока (слайд №2).
А теперь обратим внимание на план урока, как мы должны с вами поработать. Итак, мы переходим к изучению химического соединения, без которого не может существовать все живое на Земле – это вода.
- Работаем по плану:
История появления воды на планете.
Охлаждаясь, земная кора, рождала все больше пара. И вскоре, юная планета, оказалась вся окутанной облачным покровом, мчавшаяся в космическом пространстве со скоростью 30 км/сек.
Когда на поверхности земной коры создалась благоприятная температура, начала конденсироваться влага, насытившая первичную атмосферу, и на Землю обрушились дожди. Проливаясь на поверхность Земли, вода заполнила впадины и котловины рельефа. Образовались первичные океаны. Под воздействием ветра и воды начались процессы эрозии и размыва, вместе с геологическими смещениями земной коры, это постоянно и очень сильно меняло рельеф и облик планеты. Дно старых морей и океанов, поднималось, превращаясь в сушу, а на месте суши образовывались новые моря.
Состав воды: H2O
Структурная формула: H-O-H
В конце XVII века было сделано открытие: вода является сложным веществом. Она была получена искусственным путем при сжигании газообразного водорода в кислороде. Так было доказано, что вода состоит из 2-х элементов – водорода и кислорода. Приблизительно в то же время сложность воды доказали обратным путем – разложением воды на составные части.
В XVIII веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы. В н.у масса 1 см3 равна 1 г = плотность воды равна 1гр/см3. (5 мин)
Физические свойства воды (работа с учебником параграф 39)
Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с учебником. Откройте параграф 39, раздел физические свойства воды. Ваша задача сделать в тетрадях краткую характеристику воды: вкуса, запаха, агрегатного состояния воды, температура плавления льда и кипения воды. У вас на столах в стаканах находится вода в 2-х состояниях, сделайте замеры термометром. При какой темп. вода явл-ся льдом, а при какой жидкостью. (4 мин)
Получение воды (3 слайд)
Запишите подзаголовок « Получение воды».Перед вами на доске написаны 3 способа получения воды, ваша задача сейчас решить данные уравнения на скорость и правильность. Кто быстрее решит, то идет к доске.
Ca(OH)2+ CO2 CaCO3+H2O
Cu(OH)2 CuO+CO2
Cu(OH)2+2HCl H2O+CuCl2
Укажите типы данных реакций(5 мин)
Химические свойства воды (работа с параграфом 40)
Ваша задача из параграфа 40 выписать не менее 3-х уравнений, показывающих химические свойства воды:
CaO+H2OCa(OH)2- щелочь (рН от голубого до синий цвет лакмуса)
C (актив.уголь)+2H2O CO2 + H2
P2O5+3H2O2H3PO4 (рН от розового до малинового цвета)
На столах имеются реактивы. Ваша задача провести реакции между водой и соединениями, по которым вы написали. (13 мин)
Значение и применение воды (работа с параграфом 40) (4 мин)
IV. Рефлексия и выставление оценок.(4 слайд)
Мне понравилось..
Я познакомился с ...
Было непросто ...
Я добился ...
У меня получилось ...
Мне запомнилось ...
Хотелось бы ...
Я попробую ...
Выставление оценок: командный метод
задание | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Физ.св |
|
|
|
|
|
Пол. |
|
|
|
|
|
Хим |
|
|
|
|
|
Зна.реф |
|
|
|
|
|