«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Краткосрочное планирование урока грамоты

Предмет: грамота

Тема: В.А.Сухомлинский "Стыдно перед соловушкой"

Через анализ поступков героев рассказа учащиеся определяют свое отношение к охране окружающей среды

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Краткосрочное планирование урока

Класс: 1

Учитель: Харитонова Татьяна Николаевна

Предмет: грамота

Тема: «Внеклассное чтение: В.А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Пишем слоги»

Цель: через анализ поступков героев рассказа учащиеся определят своё отношение к охране окружающей среды.

Задачи

Как будут реализованы

учащиеся напишут под диктовку слоги и слова; будут знать содержание рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»; будут рассуждать на тему: «Бережное отношение к природе»; будут учиться слышать и слушать учителя и друг друга; будут учиться бережному отношению к окружающей природе

через самостоятельную работу в тетради ;

через вдумчивое и осознанное чтение рассказа;

через определение темы и идеи произведения;

через устные полные ответы на вопросы учителя



Ход урока:


  1. Побуждение.


Письмо под диктовку.

Лист, шумит, сосна, шуршит, лиса, тишина, ау, нора, роса, лоси.


-Какое правило применили при написании слов шуршит, тишина?

-Почему в русском языке есть данное правило?

-Что означает слово «ау»?

-Что такое роса?

-Что объединяет все эти слова? Что вы представляли, когда их писали?

-Кто из вас был в лесу?

-С кем вы были там?

-Чем занимались?

-Как собирались домой?

-Какие деревья летом?

-Посмотрите на наше деревце. Оно загрустило. Чтобы порадовать его, надо вернуть на его веточки листья. Каждый раз, когда вы будете давать полные, хорошие ответы на мои вопросы, я буду прикреплять листок на ветку. Посмотрим, какое деревце станет у нас в конце урока.

  1. Реализация.

- Вы рассказали о том, как вы отдыхали в лесу. Сейчас мы прочитаем произведение, герои которого тоже отправились в лес. Что там произошло, мы сейчас узнаем.

Учащиеся самостоятельно читают текст.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.


Чтение текста вслух учениками.

Беседа по содержанию.

-Кто пошёл в лес? Как звали девочек?

- Что сделали девочки, когда устали?

-Кто запел недалеко от них?

-Чем были очарованы девочки? Что значит очарованы?

-Соловей на вид очень простая серенькая птичка, похожа на воробья. Любит прятаться в густых зарослях, часто колючих, кустарниках. Соловей может поселиться и в городском парке, но все равно выберет место максимально скрытое от посторонних глаз. Поэтому, его не часто удается встретить и хорошенько рассмотреть.


-А мы сейчас не только увидим соловья, но и послушаем его пение. (Видеозапись).


- Очарованы ли вы пением соловья?

- Что сделала Лида после того, как соловей перестал петь?

-Что посоветовала Оля Лиде?

-Как вы считаете, правильно надо вести себя в лесу только ради кого-то?


-Чем закончилась история, мы узнаем позже.

-Сейчас вместе с весёлым мышонком отдохнём. Физминутка.



-Как вы думаете, чем закончилась история?


Чтение учителем.

-Стыдно…перед соловушкой,- тихо ответила Лида.



-Почему так ответила Лида? (Соловей своим пением доставляет всем окружающим радость. А Оля хотела оставить мусор в лесу, тем самым загрязняя лес, в который приходят отдыхать. Девочки тоже придут туда ещё не один раз).

-Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

-Было ли вам когда-нибудь стыдно? За что вам было стыдно?

-Это произведение сказка, рассказ или стихотворение? Почему?

-Какое название вы бы дали рассказу?

- Этот рассказ написал Василий Александрович Сухомлинский. (Портрет). Он по образованию и призванию учитель. Более тысячи сказок,  рассказов, легенд, написано Сухомлинским.  Рассказы и сказки очень просты, но с хитринкой.

А назвал свой рассказ Сухомлинский « Стыдно перед соловушкой».


-Как бы вы поступили на месте девочек?

-Вспомните ещё раз свою поездку в лес. Убрали ли вы за собой мусор?


3. Рефлексия.


-О чём заставил нас задуматься автор? (Беречь и охранять окружающий нас мир- это долг каждого человека на земле).

-Посмотрите на наше деревце. Какое оно стало весёлое и красивое. После ваших правильных ответов на нём зашелестела листва. Я уверена, что каждый из вас будет бережно относиться к природе и поступать так, как поступила Лида.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее