______________________________________________________________________________
Раздел «О совести и долге»
Контрольная работа № 8
Вариант 1
Прочитай текст.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
- Да нет! – закричали ребята. – Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)
1. Теперь, после прочтения текста, ты знаешь, что
1) не только человеку требуется извинение;
2) животные не всегда понимают поступки людей;
3) человек должен руководствоваться только своими интересами;
4) животные и люди мало понимают друг друга.
2. Панкрат объяснил коню, что Филька
1) всегда прав; 3) не злой человек;
2) умный мальчик; 4) сердитый человек.
3. Какими словами можно заменить в тексте сочетание слов «я вам коня представлю в натуре»?
1) покажу рисунок коня;
2) покажу коня;
3) представлю чертёж коня;
4) изображу коня.
4. Какие из утверждений соответствуют содержанию текста?
А)Филька и раненый конь помирились, потому что Филька понял свою ошибку и извинился перед конём.
Б) Филька и конь всегда были друзьями.
1) Верно только А. 3) Верны оба утверждения.
2) Верно только В. 4) Оба утверждения неверны.
5. Как в тексте названы тучи, бегущие по небу?
1) большие; 3) синие;
2) тёмные; 4) рыхлые.
6. Какое сочетание слов в тексте показывает, что раненый конь простил Фильку?
1) Помотал головой.
2) Подумал, потом осторожно вытянул шею.
3) Хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай.
4) Съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза.
7. Почему Филька заплакал, когда конь не взял хлеба? Напиши об этом 2 – 3 предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Представь, что ты неправильно поступил по отношению к животному. Что ты предпримешь? Напиши об этом 2-3 предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Если бы ты был художником, какую иллюстрацию к отрывку текста ты бы нарисовал. Опиши словами, что бы ты изобразил на рисунке.
______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10. Какие художники рисовали животных? Напиши их фамилии.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Раздел «О совести и долге»
Контрольная работа № 8
Вариант 2
Прочитай текст.
На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Лёле:
- Завтра, когда ваши родители уедут в город, а мая мамаша пойдёт на речку стирать, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год. Лёля сказала:
- А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?
- Что касается индейцев, - ответил Стёпа, - то индейские племена мы будем брать в плен.
- А которые не захотят идти в плен? – робко спросил я.
- Которые не захотят, - ответил Стёпа, - тех мы и не будем брать в плен.
Лёля сказала:
- Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.
Стёпка сказал:
Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.
Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далёких путешествий. Мы положили в мешок хлеб, и сахар, и кусочек сала, потом положили разную посуду – тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стёклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.
Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески. (М. Зощенко «Великие путешественники»)
1. Теперь, после прочтения текста, ты знаешь, что
1) Стёпка, Лёля и рассказчик всегда слушались родителей;
2) Стёпка, Лёля и рассказчик собрались в путешествие тайно от родителей;
3) Стёпка, Лёля и рассказчик собрались в школу;
4) Стёпка, Лёля и рассказчик много читали.
2. Стёпка объяснял ребятам, что
1) путешествие продлится три дня;
2) путешествовать можно на самолёте или поезде;
3) во время путешествия они будут идти напрямик до тех пор, «пока не вернёмся сюда обратно»;
4) в путешествие надо пригласить родителей.
3. Какими словами можно заменить в тексте сочетание слов «глиняный рукомойник»?
1) вещи для мытья рук;
2) принадлежности для умывания;
3) глина и мыло;
4) умывальник из глины.
4. Какие из утверждений соответствуют содержанию текста?
А) В большой мешок из-под муки ребята стали собирать всё, что решили взять с собой в путешествие .
Б) Стёпка устроил общее собрание путешественников.
1) Верно только А. 3) Верны оба утверждения.
2) Верно только В. 4) Оба утверждения неверны.
5. Как в тексте названы вещи, которые складывали ребята в большой мешок?
1) вещи первой необходимости; 3) важные вещи;
2) вещи, нужные для далёких путешествий; 4) любимые вещи.
6. С какими эмоциями ты читал отрывок текста?
1) с грустью;
2) с улыбкой;
3) с одобрением;
4) с негодованием.
7. Почему Стёпка считал, что деньги в путешествии понадобятся только на покупку семечек и конфет? Напиши об этом 2 – 3 предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Представь, что ты решил отправиться в путешествие. Что ты возьмёшь с собой? Напиши об этом 2-3 предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Если бы ты был художником, какую иллюстрацию к отрывку текста ты бы нарисовал. Опиши словами, что бы ты изобразил на рисунке.
______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10. Какие художники рисовали шуточные (весёлые) рисунки? Напиши их фамилии.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________