______________________________________________________________________________
Раздел «О мужестве и любви»
Контрольная работа № 3
Вариант 1
Прочитай отрывок из текста.
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.
Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день бегает?
- Да кормить! – весело пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала, и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
1. Укажи название автора и текста.
1) В. И. Белов «Верный и Малька»
2) Л. Н. Толстой «Прыжок»
3) В. И. Белов «Малька провинилась»
2. О чём рассказывается в тексте? Напиши об этом кратко.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как правильно сказать? Это отрывок из:
1) стихотворения,
2) сказки,
3) рассказа.
Кратко объясни, почему ты так решил.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В какой фразе описано поведение Мальки после того, как хозяйка Лидия отнесла в соседнюю деревню одного из её щенков? Укажи правильный ответ.
1) «…с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают»;
2) «…всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет»;
3) «…бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу».
5. Как автор относится к поступку Мальки? Кратко напиши об этом и объясни, почему ты так думаешь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Объясни значение слова «впустую». Подбери к нему синонимы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как правильно сказать? Это:
1) прозаический текст,
2) стихотворный текст.
8. Выпиши слово, которым автор определяет, какой мамашей оказалась Малька.
___________________________________________________________________________
9. Что можно сказать о характере Мальки, прочитав данный текст? Напиши об этом кратко.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие ещё рассказы о Мальке ты читал? Укажи их название.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раздел «О мужестве и любви»
Контрольная работа № 3
Вариант 2
Прочитай отрывок из текста.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
1. Укажи название автора и текста.
1) В. П. Астафьев «Белогрудка»
2) Л. Н. Толстой «Прыжок»
3) И. С. Тургенев «Воробей»
2. О чём рассказывается в тексте? Напиши об этом кратко.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как правильно сказать? Это:
1) фольклорное произведение,
2) авторский текст.
Кратко объясни, почему ты так решил.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В каких фразах описано поведение старого черногрудого воробья, который упал с дерева перед самой мордой собаки? Укажи правильный ответ.
1) «…сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»;
2) «…весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти»;
3) «…смущённого, …удалился, благоговея».
5. Как автор относится к поступку старого черногрудого воробья? Кратко напиши об этом и объясни, почему ты так думаешь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Объясни смысл выражения: ТРЕПЕТАЛ ОТ УЖАСА.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как правильно сказать? Это:
1) прозаический текст,
2) стихотворный текст.
8. Выпиши слово, которым автор определяет то чувство, которое «сильнее смерти и страха смерти».
___________________________________________________________________________
9. Что можно сказать о характере старого черногрудого воробья, прочитав данный текст? Напиши об этом кратко.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Напиши названия произведений о любви животных к своим детёнышам, которые ты читал. Укажи их авторов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________