Развитие мелкой моторики руки и ее влияние на речь ребенка
Что такое «мелкая моторика»? Зачем нужно её развивать? Как развивать? Почему говорят – «Речь на кончиках пальчиков»? Именно такие вопросы родители часто задают учителю-логопеду. И сегодня, я постараюсь объяснить закономерность между мелкой моторикой руки и речью.
Итак, в семье растет ребенок. Он совершенно здоров, но наблюдается задержка в развитии речи. У него нет ни нарушения слуха, ни поражения центральной нервной системы. Как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен большой заботой, где ему отдается масса времени? Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители задают вопрос: «В чем причина задержки речи?»
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с взрослыми: слушая чужую речь, ребенок подражает, а в процессе подражания он учится произносить слоги. И родители, получив такой совет, стараются больше разговаривать с ребенком как можно больше, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
У моих знакомых сын Саша (1 год 8 месяцев) - здоровый, крупный ребенок, он понимает довольно много обращенных к нему фраз (если его просят, показывает и приносит многие предметы, внимательно смотрит, когда ему объясняют содержание картинок), но сам говорит только «мама», «баба», «ням-ням», а в остальном пользуется жестами и звуком «ы-ы-ы». «Ы-ы-ы!».
Именно такие случаи, как с Сашей, когда ребенок здоров, имеет индивидуальный уход, с ним постоянно разговаривают, а он молчит и молчит, заставляют усомниться в том, что развитие речи малыша зависит от того, много или мало с ним говорят.
На этот счет учеными проведено множество исследований и наблюдений.
Однако достигнутые результаты были незначительны: через 3 месяца занятий у неговорящих детей появлялись слабые голосовые реакции («а-ах!», «у-у-у»).
Получается, степень речевого общения со взрослыми это конечно необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Может быть, мы забываем о какой-то «двери», которую нужно открыть?
Многие ученые, физиологи и исследователи занимались поиском основного и значимого условия, которое способствовало бы развитию речи.
Возникло предположение, что может быть двигательная активность повлияет на возникновение речи. Исследователи наблюдали за 2 группами неговорящих детей. Первой группе проводились доп.занятия по общей моторики в течение 20 минут. 2-я группа находились в обычных условиях, т. е. период бодрствования они проводили спокойно. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились занятия по развитию речи.
Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию в среднем на 7-й день, но голосовые реакции были слабыми - например, взрослый говорил: «ав-ав», «му-му», «га-га» и т. д., а ребенок на все это отвечал одним и тем же тихим звуком «а-а-а» или «у-у-у». Во 2-й группе голосовые реакции возникли вдвое позже.
Получается, что возможность проведение доп.занятий по общей моторики, которую имели дети 1-й группы, облегчила возникновение звуков. Однако успех был меньше, чем ожидалось. Очевидно, и это предположение не является основным условием успешного развития речи ребенка.
И поэтому исследования продолжались. Уайлдер Пенфилд - это канадский нейрохирург, он первый создал карты коры головного мозга и схематично изобразил части нашего тела пропорциональны зонам мозга. Обратите внимание на то, что проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. Это наглядно представлено на рисунке. Ученые предположили, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Для этой цели ученые вели наблюдения за 3 группами детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев.
В каждой группе занятия велись по плану: в первой группе – никаких дополнительных занятий.
Во второй группе – ежедневно по 20 минут дети свободно передвигались по полу.
В третьей группе – проводилась ежедневная 20 минутная тренировка пальцев в играх (нанизывание пуговиц на проволоку, складывание пирамидок и т.д.).
Вероятно, вы уже догадались, какие результаты были получены в группах? В 1-й группе звукоподражания появились на 20-й день, но они были слабыми. Во 2-й группе - на 6-й день. А 3-й группе, были неожиданны: голосовые реакции возникли уже на 3-й день, с 7- го дня — у 41%, а с 15-го дня — у 67% детей появилось правильное звукоподражание.
Исследования ученых доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.
В качестве доказательства приведу еще один пример. Давайте вспомним то время, когда ваши детки были совсем крохами.
В возрасте ребенка 3 месяцев малыш потихоньку начинает ощупывает пеленку, самое время давать ему в ручки лоскутки разной ткани: шелк, фланель, велюр, бархат и ребенок от разной фактуры ткани получает разные ощущения. До 5 месяцев у ребенка присутствует захват игрушек всеми пальцами. Около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим и захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м — появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.
На протяжении всего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи, так как на кончиках пальцев расположено огромное количество рецепторов, которые посылают свои импульсы в центральную нервную систему человека.
Когда же начинать работу по развитию мелкой моторики рук, с какого возраста?
Работу нужно начинать с самого раннего детства, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Из очень далеких времен к нам «пришли» такие потешки как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой» - ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут — пень тут — колода (показываем локоток), тут — холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, тем самым вызываем положительные эмоции). Такие игры всегда нравятся детям.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, а особенно это заметно у детей городских. Для общего комфорта сейчас ботинки — на липучках, куртки — на молниях. А всего 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше заниматься мелким ручным трудом: шнуровать, застегивать, помогали маме перебирать крупу, стирать белье, штопать, вязать, вышивать, пришивать пуговицы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать моторику пальчиков не только желательно, но и необходимо.
Хочу познакомить вас с играми, упражнениями, которые помогут развить мелкую моторику руки. Безусловно, что вы знакомы с многими играми и упражнениями, но возможно что-то вам понравится, что-то вы возьмете себе на заметку, а у кого-то выстроится стройная система работы по развитию моторики пальчиков:
1. Массаж кистей и пальцев рук:
Массаж ладоней и пальчиков рук
Возьмите ладошку ребёнка в свою руку и выполните поглаживание от кончиков пальчиков к запястью и обратно.
Тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на них.
Помассируйте ладони малыша круговыми движениями.
Легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
Возьмите две массажные щетки и проведите ими по ладоням ребёнка.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
Вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов.
"Покрути шишку" - возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях.
"Покатай шишку" - сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя.
"Поймай шишку" - возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх и поймать. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот.
"Грецкий орех" - покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
"Пересыпь орешки" - пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнений 1—2 минуты.
Самомассаж ладоней щёткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком "Травка"
Осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности "иголочек" касаются не только пальцы, но и ладони. Направление - движения - к себе.
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Самомассаж подушечек пальцев
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец) и тоже самое с другой рукой.
Самомассаж с прищепками
Бельевой прищепкой «кусаем» ноготки ребенка. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
-Но я же играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
2. Пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками:
Засолка капусты
Мы капусту рубим. (Ребром ладони показывается, как рубят капусту).
Мы капусту трем. (Кулак правой руки трет о ладонь левой руки).
Мы капусту солим. (Пальцами имитируется посыпание солью).
Мы капусту жмем. (Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки).
Гармонь
Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
- Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
- Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
- Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
3. Пальчиковые сказки: «На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала
кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице по две букашки и
по три мошки. Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (книжки-малышки) Я буду рада, …
4. Настольные игры с различными мелкими предметами (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки, бусинки, пуговицы, камешки, крышечки). Можно предложить разложить в определенной последовательности – по цвету, форме, размеру. Соревнование «Кто быстрее соберет и рассортирует», «Магазин», можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки (крышки от бутылок, пуговицы, буквы).
5. Игры с песком – можно перебирать пальчиками песок, пересыпать из одной емкости в другую, спрятать мелкие предметы и на ощупь их отыскивать, лепить, делать куличики.
Кинетический песок - трудно остановиться, когда начинаешь с ним играть. Он может очень здорово развлекать ребёнка долгое время, совершенно не токсичен, легко чистится, одежду не пачкает. Текстура кинетического песка настолько мягкая, что кажется шелковистой. Он бежит сквозь пальцы, он сухой, но лепится. И дети, и взрослые наслаждаются, перебирая его, наблюдая и ощущая, как он течёт через пальцы, а также приятно лепить из него разные формы и конструкции, это очень успокаивает. Он очень необычный на ощупь, словами ощущение передать трудно, нужно попробовать.
6. Игры с крупами, семенами, лапшой - крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет. Игра «Сварим кашу кукле».
Можно разнообразить эту игру - предложить определить, где какая крупа на ощупь, можно насыпать в тканевые мешочки и ребенок, помяв мешочек, называет крупу.
Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине. (6 гр. картина, ваза, буквы из круп)
Лапша – возможности использования лапши все видели на выставке (самолет)
7. Рисование – замечательный способ развития мелкой моторики у детей. Просто предоставьте малышу краски, карандаши, фломастеры, а остальное он сделает сам. Можно разнообразить рисование. Ребенок рисует бесформенное пятно, а вы помогаете малышу дорисовать в любой предмет. Потом наоборот. Рисовать можно не только карандашами и фломастерами, но и мелками, палочкой на песке, ладошками, пальчиками, и даже ножками.
8. Лепка из пластилина, теста, глины - замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.
9. Сухой бассейн - используется пластиковая коробка, наполненная фасолью, отыскивали спрятанную фигурку и на ощупь определяли, что было спрятано.
10. Нанизывание — для игры использовался материал совершенно разный, крупные бусины, мелкие геометрические фигурки, мелкий набор овощей, фруктов и животных с дырочкой нанизывались на шнурочки (бусы).
11. Шнуровки – отличное средство тренировки работы пальцев. Шнуровки можно сделать самостоятельно дома. Из картона вырезать по форме любой предмет. На равном расстоянии друг от друга сделать дырочки дыроколом. В эти дырочки ребенок должен продевать шнурок.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание.
12. Пазлы и мозаика — разной формы, из различного материала, мягкие и жесткие.
13. Раскручивание и закручивание крышек разного размера и диаметра. Можно предложить подобрать крышечки к баночкам, в бутылочку бросать мелкие игрушки и получится погремушка или шумовой музыкальный инструмент.
14. Многофункциональны бизиборд - За один вечер можно смастерить такую игрушку-тренажер для ребенка! Застежки, пуговицы, кнопки, шнурочки, липучка, петельки, шпингалеты, крючки, задвижки, выключатели.
15. Чудесный мешочек — на ощупь определяли спрятанную в мешочке игрушку и называли ее.
16. Игры с бумагой (выгладим платочки для мамы и для дочки). Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился. Затем то же самое можно сделать одной рукой.
Можно предложить мять бумагу – развитие силы рук, после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния. Аппликации из бумажных шариков и выкладывается силуэт или фигурку – кошка, барашек, тучка. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.
17. Конструктор Лего - любимое занятие детей и взрослых по всему миру. Это возможность создать целый мир, имея в своем распоряжении всего лишь набор разноцветных кубиков со специальным креплением. Кроме мелкой моторики развивает память, мышление, воображение, фантазию.
18. Игры с веревочками и резиночками - отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме, браслетиков.
19. Игры с прищепками разных цветов. Для таких игр надо подготовить разные шаблоны и приделать ежу иголки, добавить лучики солнышку. Предложите ребенку сделать бусы из прищепок, украсить ведерко или коробку, развесить кукольную одежду на веревку. Прищепки могут быть конструктором. Сделайте из них домик, космолет, суперпеленгатор.
20. Игры со спичками и ватными палочками. Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания: выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке,(фото) складывание в коробочку. Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней.
21. Вырезание ножницами - вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Можно придумывать сказки, вырезать картинки и вклеивать в книжку-малышку. Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура – снежинки, елочки.
22. Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины, взбить венчиком. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге.
23. Отработка графических навыков - на этапе подготовки детей к школе быстро овладеть навыками письма.
Развитию графических навыков помогут такие упражнения, как:
24. Рисование линий, фигурных дорожек.Ребенка просят провести прямую, фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
25. Штриховка - это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями, узорная штриховка
Можно задания усложнить:
В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим.
Заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Учитесь вести штриховку сверху вниз и слева направо, если вы правша и наоборот, если левша.
Не спешите!
26. Раскрашивание - простой и эффективный способ подготовки руки к письму. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
27. Обводка - очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
28. Повторение рисунка по клеточкам - для такого задания нужны тетрадки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки. Рекомендуется использовать тетрадки с крупной клеткой. Усложнение – нарисовать вторую половинку рисунка.
29. Графические диктанты - выполняются на листочках в крупную клетку. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.
Уважаемые родители! Ежедневно предлагайте детям такие игры! Заниматься развитием мелкой моторики рук необходимо регулярно, по 10 – 20 минут в день. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает моторику пальчиков, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. И не забывайте, что игры и задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Сложность заданий должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.