«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Консультация для педагогов "Методы и формы формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности"

Данный материал будет полезен для учителей и воспитателей образовательных учреждений.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Методы и формы формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности


Коммуникативные умения можно разделить на три группы:

коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

коммуникация как кооперация (наиболее важная составляющая – умение согласовывать усилия для достижения общей цели);

коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи данных другим людям и развития рефлексии. Наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативных умений является школьный возраст. На начальном этапе у ребенка преобладает социальный смысл, поэтому главное условие для формирования коммуникативных умений, инициативы, самостоятельности, мотивации достижения является создание оптимальных условий. Теоретическими предпосылками природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных умений (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.). Учебно - коммуникативные

проблемы, с какими встречаются школьники, пересмотрены в работах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др. В количестве методов преодоления различных проблем теории ученые именуют особую организацию общения школьников. Эту проблему поднимали Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин. Теоретические исследования формирования коммуникативной деятельности школьников в начальной школе более цельно презентованы в труде Гришановой И.А.Вложение создателя заключается в исследованию и абстрактном обосновании характеристик, критериев,

степеней коммуникативных умений молодых подростков.


К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

•проектирование совместной работы с преподавателем сверстниками — установление целей, функций соучастников, методов взаимодействия;

•постановка вопросов — активное совместная работа в отыскивании и сборе данных;

•разрешение конфликтов — обнаружение, распознавание трудности, отбор и анализ других методов дозволения столкновений, утверждение постановления и его осуществлении;

•управление поведением партнера — надзор, корректировка, анализ его операций;

•умение с необходимой полнотой и правильностью высказывать собственные идеи в согласовании с вопросами и критериями коммуникации;

•владение монологической и диалогической выступления в согласовании грамматическими и общепризнанными мерками дорогого стиля.


На внеурочную деятельность согласно по стандарту 2-го поколения в начальной школе отводится 10 часов недельной нагрузки.


Направленность внеурочной деятельности:

1. Спортивно – оздоровительное: экскурсии, подвижные игры, спортивные акции, тематические беседы о здоровом образе жизни «Что такое питание»;

2.Общеинтеллектуальное: экскурсии, викторины, урокам, доклады, сообщения, знакомство с библиотекой;

3.Социальное: творческие акции, экскурсии, конкурсы, выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся, тематические беседы по культуре поведения и речи, концерты;

4.Общекультурное: творческие акции, экскурсии, выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся, тематические беседы по культуре поведения и речи, концерты;

5.Духовно-нравственное: творческие акции, экскурсии, конкурсы, выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся, тематические беседы по культуре поведения и речи, концерты.


Для осуществлении в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественно-эстетическое творчество;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая

деятельность);

- трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.


Формирование коммуникативных умений вне класса потребует применение

различных методов. В младших классах наибольшее использование обретают вербальные, наглядные, репродуктивные и практические методы, а так же игра. Психологи Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, И.А. Махмутов, З.И. Калмыкова и др. предлагают методы так называемого проблематичного преподавания в его различных модификациях.

В согласовании с образовательными задачами внеурочной деятельности, преподаватель способен подобрать наиболее рациональный комплекс методов поэтапного занятия организационно учебно - познавательной деятельности, таким образом всегда в один и тот же момент применяется несколько конкретных методов. Подбор способа подразумевает учет уровня развития, темперамента детей, особенностей характера, их склонностей и интересов, уровня коммуникативный умений.

Более эффективным способами формирования речевых умений и навыков правильного речевого поведения считается прогнозирование и проигрывание реальных ситуаций общения через практические методы, которые имеют в основе моделирование проблемных ситуаций в контексте речевого общения, ролевые тренинги, дидактические

игры, игры - упражнения, и конечно, сюжетно - ролевые игры.

Существует ряд дополнительных путей, имеющих своей целью формирование разговорной речи, это «работа с закрытой картинкой», «беседа о просмотренном кино или диафильме», «беседа по прочитанному рассказу», «беседы об интересных событиях, о выполненной работе, о проведенном выходном дне и празднике».

Чем же мотивировано общение ребенка? Исследователи полагают, что детям в общении необходимо чувствовать что-то новое, необычайность предмета или явления. Работа в этом направлении активизирует речевую деятельность детей.

В начальных классах, при обучении коммуникативной деятельности используется большое количество методических приемов. Перечислим некоторые из них:

1)создание ситуации, требующей использования определенного слова, словосочетания;

2)использование создавшейся ситуации;

3)игры;

4) игровые приемы.

Данные методы базируются на заинтересованности детей, связанной с тем, что дети должны угадать, какой предмет спрятан.


Во внеурочной деятельности ситуации общения имеют место в естественной ситуации (в процессе живого ситуативного общения) или на занятиях. Иногда ситуации общения возникают в столовой, в библиотеке, во дворе, в парке, на спортивной площадке, в классе, в актовом зале и т. д. где необходимые речевые ситуации могут специально создаваться учителем для закрепления и усовершенствования речевого общения, либо используются естественно возникшие речевые ситуации.

Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника, период в течении которого, ребенку необходимо усвоить программу каждого учебного предмета, но и научиться занимать активную позицию в процессе обучения, а именно стремиться самому узнать что-то новое. На протяжении всего периода становления системы общего

образования в России всегда отмечалась исключительная ответственность учителя

начальных классов, а в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает.

Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Учебный план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,

формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Школьная воспитательная система базируется на взаимосвязи внеурочной деятельности с учебно-воспитательным процессом. Данная взаимосвязь является одним

из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся закрепляют и расширяют знания, которые приобрели на уроках. Знания, полученные на уроках являются фундаментом внеурочного образования.

Результатом внеурочной деятельности должно стать создание условий для неформального общения учащихся в школе и за ее пределами, для того, чтобы учащиеся проявляли активность, инициативу и самостоятельность, а также ответственность и

искренность. Педагог должен добиваться повышения интереса у учеников к внеклассной деятельности, не каждой из ступени школьного образования.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее