Конспекты внеурочных занятий для младших школьников на экологическую тему
Занятие 1. Сказка «Там, на неведомых дорожках, или Полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу»
Оборудование: рисунки (фотографии) с изображением растений, которые упоминаются в сказке, презентация по теме сказки, карточки для игры «Лото».
Ожидаемые результаты:
Личностные: мотивация ребенка к познанию, развитие его эмоциональной сферы, образного мышления; освоение правил безопасного поведения в лесу.
Метапредметные: умение находить и использовать различные способы поиска и фиксирования информации, описывать отдельные объекты; овладение логическими действиями анализа и синтеза.
Предметные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы - съедобных и ядовитых растениях леса.
Сказка «Там, на неведомых дорожках, или полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу»
Случилась эта история во время летних каникул. Собрались как-то три закадычных друга - Вовка, Дениска и Андрейка и стали думать, чем бы им таким интересным заняться? Думали они, думали, да и решили в лес пойти по ягоды. Сбегали домой за корзинками, мазь от комаров припасли и пошли в дальний лес. Дорога-то была не близкой, да и солнце припекало сильно, пока шли, притомились ребятки.
Решили они для начала немножко отдохнуть. Только на отдых устроились, смотрят, из лесу к ним старушка выходит.
- Что, касатики, притомились на солнышке? - спрашивает их старушка.
- Ой, притомились, бабуля, - отвечает ей Дениска. - Ну да ничего. До леса мы уже дошли, так что всё страшное позади. Сейчас вот отдохнем маленько, от комаров мазью намажемся и в лес пойдем. А вы кто будете?
- Зовут меня, деточки, Хранительница-Спасительница. Местная я жительница. Сказительница - потому, что сказывать- рассказывать о многом умею. А Хранительница - потому, что мои сказы-рассказы пользу большую имеют, помогают людям здоровьице, а то и саму жизнь сберечь! Вот и вам могу кое-чего присоветовать.
- А чего нам советовать? - удивился Андрейка. - Мы уже и сами не маленькие.
-То-то оно и видно, что не совсем еще большие. Вон как притомились, пока до лесу-то дошли. Но вы хорошо сделали, что для начала в тенечке отдохнуть решили. Отдохнуть хорошенько - это наипервейшее для здоровья дело! Только вот лес- то вы знаете? В лесу много всяких опасностей человека подстерегает.
- Это вы про диких зверей, что ли? - подключился к разговору Вовка. - Так в нашем лесу их отродясь не было. Что-то вы, бабушка, путаете. Лес для здоровья - самое безопасное место. Это вам каждый ребенок скажет. Мы про это с самого детства знаем.
- Знаете, да, видать, не всё. Скажу вам по секрету - поселилась в нашем лесу моя двоюродная тетушка, Бабелла- Ягоделла. Очень недобрая женщина. А вместе с ней очень недобрые растения. Если их не знать, то запросто можно до смерти отравиться, а в лучшем случае получить сильное отравление и надолго в больницу попасть. Вы-то хоть знаете такие растения?
- Да нет, - растерялся Вовка. - Нам всегда говорили, что растения для человека очень полезны - и еду дают, и кислород для дыхания, и еще много чего.
- Полезны, да не всегда, - ответила ему Хранительница- Сказительница. - Иной раз растения и навредить здоровью могут. Вот послушайте меня. Я вам сейчас про опасные растения нашего леса расскажу да покажу их. А вы слушайте, смотрите и запоминайте. Если в лесу или еще где такие растения встретите, то стороной их обходите, руками не трогайте, не нюхайте да в рот не кладите!
- А может, их наоборот, лучше с корнем вырвать, чтобы не росли у нас больше, раз они такие опасные? - предложил деятельный Дениска.
- Ни в коем случае! Даже самые ядовитые растения в природе нужны. Может, они для каких животных и полезны! Да и для человека многие ядовитые растения не только опасны, но и полезны - обладают лечебными свойствами. Только использовать их нужно осторожно да знаючи. Давайте-ка слушайте меня да на ус мотайте! Вот смотрите: до этих растений даже дотрагиваться нельзя. При соприкосновении с ними на коже могут появиться сильные ожоги: крапива, борщевик Сосновского, волчье лыко (кора), красавка белладонна, лютик едкий. А вот растения, с которыми опасно долго находиться рядом. Их ядовитые вещества выделяются в воздух и при длительном вдыхании таких паров можно получить сильные отравления: багульник, дурман вонючий, папоротник. Чаще всего отравления вызывают ядовитые ягоды: ландыш майский, вороний глаз, волчье лыко, крушина, красавка белладонна, паслен сладко-горький, купена лекарственная. Нельзя брать в рот листья, стебли, корневища таких растений, как: белена черная, болиголов крапчатый, аконит, вех ядовитый (цикута), дурман вонючий, крушина, паслен. И вообще, незнакомые растения, ягоды в рот брать не надо!
Если вы меня внимательно слушали да на ус мотали, можете смело в лес идти, а если сомневаетесь, то лучше подобру- поздорову домой возвратиться, да про прогулки в лес и думать забыть. А уж если все же в лес пойдете да тетушку мою встретите - Бабеллу Ягоделлу, тут уж и вовсе ухо востро держите. Не верьте, чему она вас учить будет, а сами соображайте, что к чему.
- Спасибо, бабушка, за добрый совет, - поблагодарил Сказительницу Дениска. — А где же вы живете?
- В лесу я живу, сыночек. Иногда на глаза людям показываюсь, вот как вам сейчас. У меня в лесу и помощники есть: Ученый Кот, Старичок-Лесовичок да Мудрая Сова. У них, конечно, силенок-то поменьше моего будет, ну да ничего, в трудную минуту и они вам сгодятся. А сейчас — ступайте, молодцы, в добрый путь. Только слова мои не забывайте!
Сказав такие слова, старушка незаметно растворилась в воздухе, словно ее здесь и не было. Переглянулись ребята друг с другом и пошли в лес.
Учитель предлагает учащимся запомнить, как выглядят перечисленные растения.
Игра «Лото».
Учащимся раздаются тематические карты «Ядовитые растения» (возможны как индивидуальная, так и групповая форма работы) с изображениями растений. Ведущий берет маленькие карточки, на одной стороне которых изображено растение, на другой - его название, и спрашивает: «У кого есть растение с признаками...» (Перечисляет признаки.) Учащиеся стараются по признакам узнать «свои» растения и заполнить имеющиеся у них тематические карты. В результате дети не только запоминают растения, но и учатся описывать их.
Занятие 2. Сказка «Там, на неведомых дорожках, или Полное опасностей и приключений путешествие по почти сказочному лесу»
(продолжение)
Только в лес вошли - смотрят, навстречу им другая старушка идет.
- Явились не запылились, - сварливо заговорила она с ребятами. - Небось, ягодок лесных захотели? Ну-ну. Сейчас как раз самое время — в лесу много всяких ягодок поспело. Только, я гляжу, не перегрелись ли вы на солнышке-то? А вот есть у меня одна травка на примете - борщевик Сосновского называется. Вы ее сорвите да на головку-то и положите, чтоб ее остудить маленько!
Только она эти слова сказала, как из-за кустов Ученый Кот выскочил.
— Погоди-погоди, Бабелла-Ягоделла, так нечестно, — заговорил он человеческим голосом. - Пусть ребята сами выбирают, какое растение можно от солнечного удара использовать, а какое — нет. Я ведь тебя знаю: сейчас насоветуешь на свою голову, а вдруг с ребятами что плохое случится, кто отвечать будет? Пусть уж лучше сами выбирают, и если что — сами и виноваты будут!