КОНСПЕКТ
занятия в ИЗО-студии «Радуга»
у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
младшего школьного возраста
Тема занятия: Выполнение композиции «Зимний пейзаж» (смешанная техника выполнения пейзажа: мятой бумагой и освоение новых способов нанесения краски кисточкой)
Цель занятия: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования, новым способам рисования кисточкой и желание действовать с ними;
расширение знаний детей о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;
Задачи:
Образовательные:
Учить детей рисовать, используя нетрадиционную технику рисования мятой бумагой и новыми способами нанесения краски кисточкой;
Научить передавать в рисунках основные признаки зимнего пейзажа;
Научить составлять законченную композицию по эскизам;
обогащение словаря и развития речи учащихся.
Развивающие задачи:
Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовое восприятие, формообразование, речь детей, образное мышление;
Развивать мотивы и умения управлять своей познавательной деятельностью;
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать, получать удовлетворение от труда;
Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
Воспитание умения слушать педагога, выполнять инструкции, формировать эстетический и художественный вкус, любовь к природе.
Тип занятия: изучение новых знаний.
Вид занятия: комбинированный.
Планируемые результаты.
Личностные:
- иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте природы в зимний период.
- стремление к самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом.
- работать индивидуально;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Оборудование: акварель, гуашь, листы бумаги, кисти плоские (по одной у каждого), кисти круглые (одна круглая средняя - щетина, другая тонкая - пони, белка), ватные палочки, салфетки, иллюстрации картин русских художников.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод: перед учениками на экране репродукции картин, педагог на закрепленном листе показывает основные приемы рисования.
3. Практический метод: учащиеся пробуют, повторяют, сравнивают, рисуют.
4. Репродуктивный метод. Работает самоконтроль и обратная связь ученика с педагогом. Педагог побуждает и организует детей к деятельности, предлагаются правила и порядок действий.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать значение слова «пейзаж»;
- уметь анализировать объекты;
- уметь передавать форму крон деревьев (хвойных и лиственных);
- знать цвета зимы.
Метапредметные:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие чувства прекрасного;
- воспитание эстетического вкуса.
Познавательные:
- освоение техники выполнения рисунка мятой бумагой и нового способа нанесения краски кисточкой;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- уметь высказывать суждения по результатам сравнения, аргументировать свое мнение.
Организационный момент.
Педагог. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем плодотворной работы всем нам и хорошего настроения. (Раздаю детям альбомные листы, мягкие бумажные листы для рисования облаков и сугробов, проверяю наличие нужных кистей, красок, тряпочек, салфеток, непроливаек с водой; слежу, чтобы у всех детей были надеты фартуки, нарукавники.)
Целеполагание.
Педагог. - Сегодня у нас необычное занятие. Почему оно необычное вы узнаете позже. А сейчас вместе определим тему нашего занятия, послушайте стихотворение замечательного русского поэта А. С. Пушкина. (Демонстрирую детям репродукции картин А. Васнецова «Зимний сон» и И. Шишкина «Зима»)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Педагог - О каком времени года идет речь?
Дети. О зиме.
Педагог Стихотворение, которое вы прослушали, называется «Зимнее утро».
Введение в тему урока.
Педагог. Скажите, какие слова вам подсказали, что это - зима?
Дети. Снег, иней, речка подо льдом.
Педагог. Какие признаки зимы вы можете еще вспомнить?
Дети. Холодный ветер, мороз, вьюга…
Педагог. Зима - холодное время года. Хочется спрятаться в тепле… Но зимой может быть и весело. Какие зимние игры и забавы вы знаете?
Дети. Можно кататься на санках с горки. Играть в хоккей, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки.
Педагог. Да, ребята, весело бывает зимой! Много прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме! Но писали о зиме и любовались ею не только поэты, но и художники. Посмотрите на эти репродукции картин: Ивана Шишкина «Зима» и Аполлинария Васнецова «Зимний сон». Толстым белым покрывалом укрыла зима землю, подарила шапки деревьям, кустарникам. Эти художники очень любили природу. В своих картинах они изображали и дремучие леса, и опушки, и поля, укрытые снегом.
Ребята, а как называется картина, на которой изображена природа?
Дети. Пейзаж.
Педагог. Вспомните, что такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это изображение природы.
Педагог. Правильно. Картины, что я вам сейчас показала, можно назвать пейзажем?
Дети. Да, потому что на них изображена природа.
Педагог. Рисовать мы сегодня будем…
Дети. Зимний пейзаж.
Педагог. Мы совершим увлекательное путешествие в мир творчества и фантазии. Узнаем много нового и интересного.
4. Применение ранее полученных знаний и навыков.
Педагог. Дети, альбомный лист перед собой надо расположить горизонтально. (Проверяю, все ли правильно сделали.)
Педагог. - С чего начинаем работу? Это мы уже с вами делали.
Дети. С нанесения фона.
- Хорошо. Начинаем рисовать акварелью, поэтому сегодня сначала возьмем тряпочки и намочим наши альбомные листы водой. Откройте акварель. Затем, берем толстые плоские кисти (практика показывает, что нашим деткам легче работать над фоном именно такими кистями), окунаем в баночки с водой и набираем краску сначала фиолетового цвета. Это будет верхний слой нашего рисунка. Рисуем быстро, пока не высох лист. Этот способ называется рисованием по мокрому.
Затем промываем кисть в баночке, берем другой цвет – синий. Наносим следующий слой краски под фиолетовым слоем. Небо, ближе к горизонту, становится светлее. Зимнее небо бывает очень красивым, не однородным по цвету: где-то ярко голубым, где-то серым, то с малиновым отблеском, то с зеленым, то с желтым или оранжевым, например, на закате. Вот почему мы с вами сейчас снова промоем нашу кисточку, окунем - кто в желтую, кто в малиновую краску, а кто и в голубую, - продолжим раскрашивать наше небо до середины листа, до горизонта.
Теперь надо подумать, вспомнить, как нам изобразить снег?
Педагог. Какого цвета бывает снег?
Дети. Белого, голубого серого.
Педагог. А еще - синего в тенях или вечером, фиолетового - ночью, желтого - на солнце или в отблеске света из окна. И даже слегка изумрудного оттенка.
Поэтому вспомните, о каких цветах мы с вами говорили, и точно таким же способом, каким мы закрашивали небо, будем закрашивать землю, вторую половину листа. (Подхожу к каждому ребенку, проверяю, правильно ли и ровно они сидят, помогаю, подсказываю, как надо наносить краску по листу, какие движения рукой должны делать дети, слежу, чтобы переходы цвета были плавные, показываю, как надо размывать водой резкие границы цвета.)
- Теперь, когда фон для нашего пейзажа готов, мы промоем наши толстые кисти в воде и уберем их – нам они больше не понадобятся.
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Мне хочется научить вас рисовать не только с помощью кистей, ватных палочек, но и с помощью смятой бумаги. Я уверена, что и у вас все замечательно получится. У каждого из вас на столе есть листочки бумаги, которые мы сейчас помнем сначала в ручках, а потом сформируем из мятой бумаги комочек, который будет удобно держать в руке. (Этот процесс, смятие бумаги, – своего рода пальчиковая гимнастика, смена деятельности для рук детей.)
- Листы наши еще не высохли, поэтому мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»:
Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? В ладошке вода?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
(перевернуть ладошки вверх вниз)
Как видно ладошки мои горячи.
(потряхивания расслабленными ладонями).
- Молодцы, а теперь разотрем ладошки. Как будто они замерзли.
- Вот теперь наши руки снова готовы к рисованию.
6. Усвоение новых знаний и способов действий.
Педагог. Сейчас мы возьмем гуашь белого цвета, откроем баночку, в одну руку возьмем наш бумажный комок, в другую – кисть (если у ребенка работает только одна ручка, то заранее готовлю тарелочку с белой краской, в которую легче окунать бумажный комок). Окунем кисть в краску и смажем бумагу. Затем, стороной комочка с краской, прикладываем к небу – это будут наши облака. Немного, два или три облачка. А теперь добавим еще белой краски на смятую бумагу и нарисуем снежные сугробы. (Предварительно показываю, как это надо сделать на своем листе, закрепленном на доске. Затем подхожу к каждому ребенку и помогаю правильно наносить отпечатки бумагой.)
-Молодцы! Какие красивые облака и снег у вас получаются! Но пейзаж будет скучным, если мы не оживим его деревьями.
-Какие деревья зимой, дети?
Дети. Голые - без листьев, укрыты снегом.
Педагог. Правильно. И только елки, сосны стоят зелеными.
Сейчас мы нарисуем несколько деревьев и елку необычным способом, но с помощью кисти. Мы ее практически не будем мочить (излишки воды оставляем на салфетке). Только окунем в краску и будем вот таким способом (показываю на своем рисунке) наносить мазки. Кисть держим вертикально к листу, легким тычками наносим краску.
Приготовим гуашь зеленого цвета. Теперь берем наши вторые кисти (щетина, круглые, средние), слегка смочим их водой, промокнем о салфетку, окунаем в баночку с зеленой краской и рисуем елочку в правой половине нашего листа; не забываем, что елочка не летает, а растет на земле, значит, начинать рисовать надо где-то с середины нашего снежного фона: нижний ярус веток большой и длинный, а к вершине ели ярус веток уже (показываю, как надо рисовать елку). (Подхожу к каждому ребенку, помогаю и слежу за правильной техникой выполнения рисунка ели.) Кисточки хорошо промойте от зеленой краски. Они нам еще понадобятся.
- Елочке одной скучно на нашем рисунке, давайте, нарисуем ей двух подружек, только уже не елочки, а лиственные деревья. Зимой они, конечно, без листьев, как вы правильно говорили, одни голые ветки и стволы. Мы нарисуем их заснеженными, все веточки будут в белом инее.
- Тем же способом, что мы рисовали елочку, нарисуем заснеженные кроны деревьев: одно будет в центре, а другое – чуть левее.
Педагог – Крона у дерева на моем рисунке какую напоминает форму? (Показываю на свой рисунок на доске)
Дети Отвечают.
Подсказываю, если нет правильных ответов: овальная форма. (Показываю, каким образом рисовать почти что сухой кистью вертикальными тычками)
- Оставляйте «воздух» (промежутки) между тычками. Это уже не густая хвоя, как у елки, а полупрозрачная заиндевелая крона деревьев. Поэтому надо правильно распределять мазки кисточки по кроне дерева.
- Теперь взяли наши промытые кисточки и окунем в белую гуашь, слегка, не погружая всю кисть в баночку с краской. Легкими вертикальными движениями наносим краску, рисуем крону центрального дерева, овальной формы. Сначала намечаем овал, затем слегка заполняем его краской. Не забывайте о просветах, не густо кладите краску. (Подхожу к детям, слежу за правильным нанесением краски, помогаю по мере надобности.)
- Точно таким же способом рисуем крону второго дерева. Оно будет располагаться слева на листе.
- Пока сохнет крона, этой же кистью с белой краской нарисуем белый снег на еловых лапах. Здесь же можно краску класть густо, не забывая, что часть зеленой хвои должна остаться видимой. (Демонстрирую на своем примере рисунка.) После окончания этой работы хорошенько промойте кисть от белой краски и уберите ее.
- Пока сохнет снег на елке, мы с вами завершим работу над другими деревьями. Берем кисти тонкие (круглые). Обмакнем кисть в воду, затем о салфетку снимем излишки воды, наберем фиолетовую краску и проведем вертикальные линии стволов у наших деревьев, начиная от нижней части кроны. Затем легкими, деликатными движениями наметим еле видные сквозь иней веточки. (Показываю сначала на своем рисунке. Затем - каждому ребенку, как правильно вести вертикальные линии, как держать кисть, нанося легкие мазки веточек.)
- Теперь осталось только ватными палочками нанести белый падающий снежок. (Слежу, чтобы дети правильно – вертикально – держали ватные палочки, нанося точки, распределяя равномерно по всему рисунку снег.)
7. Рефлексия.
Выставка работ
Предлагаю полюбоваться на рисунки, отметить интересные, удачные моменты в каждой работе.
- Придумайте название картины. Расскажите, какое настроение дарит вам картина.
Выступление детей.
Педагог. Ребята, понравилось ли вам рисовать необычными способами?
- Что мы рисовали?
- Вспомните что такое пейзаж?
- С репродукциями каких картин мы познакомились? Назовите авторов этих картин?
Оценивание работ
Ребята, сегодня вы научились рисовать смятой бумагой и необычным способом полусухой кистью замечательные картины. Вы нарисовали прекрасные зимние пейзажи.
(Благодарю за хорошее настроение, которое мы подарили друг другу, за работу и старание детей.)