«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия " Сергей Тимофеевич Аксаков"

Эта разработка о жизни и творчестве замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Она может быть полезна учителям начальных классов,

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Аксаковские места. С. Т. Аксаков – певец родной природы.

Цель: познакомить ребят с историей рода Аксаковых.

Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству С.Т.Аксакова;

2) развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающем мире, интерес к прошлому и настоящему своего края;

3) воспитывать у детей чувство любви к малой родине через творчество писателя, к природе родного края.

Создать условия для формирования УУД:

личностные - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

регулятивные - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия, оценивать результаты своих действий;

познавательные - знать биографию писателя Аксакова, его произведения, содержание сказки «Аленький цветочек», аксаковские места;

коммуникативные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; отвечать на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения – диалога.

Оборудование: выставка книг (произведения С.Т.Аксакова), презентация, фотографии села в прошлом и на современном этапе.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

II. Введение в тему.

- Ребята, скажите, что было изображено на первом гербе Бугуруслана? Что означали эти животные? На втором гербе? Что означали символы, изображённые на гербе? Почему на гербе изображён цветок красного цвета?

Постановка темы и цели занятия.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября 1791года в г. Уфе в старинной дворянской семье прокурора Тимофея Степановича Аксакова и аристократки Марии Николаевны Зубовой. Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М.Н.Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца.

Дом, в котором родился С.Т.Аксаков, находился в Голубиной слободке. К сожалению, этот дом не сохранился, он сгорел во время печально известного уфимского пожара в 1821 году. В настоящее время на месте дома стоит памятный знак.

Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

С детства Аксаков любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку «Аленький цветочек».

- Представьте себе, что вы представители знатного дворянского рода, что на ваш взгляд вызывало бы у вас чувство гордости и принадлежности к своему именитому роду?

- Конечно же, родословная рода и родовой герб. Так вот, у семьи Аксаковых, как и у каждого дворянского рода того времени, тоже был свой герб, на котором нашла своё отражение вся многовековая история данного рода.

- Посмотрите на герб Аксаковых, о чём он вам говорит? (Рассуждения ребят о гербе Аксаковых).

По преданию основателем рода Аксаковых был варяжский князь Симон Африканович, племянник короля норвежского Гокона Слепого, прибывшего со своей дружиной в 1027 году в Киев на службу к Великому князю Ярославу Мудрому, а затем и его сыновьям. О чём свидетельствует старинный герб, на котором отображена вся история древнего знатного рода Аксаковых? – В щите, имеющем серебряное поле, изображено сердце, пронзённое стрелой. Щит венчает рыцарский шлем с дворянской короной и страусовыми перьями. Поддерживают щит два воина в латах с копьями в руках. Древность дворянского рода была гордостью Степана Михайловича, деда Сергея, который обладал твердой волей, неизменной правдивостью, практической сообразительностью. Он требовал только должного (сообразно его понятиям) уважения, он благодействовал крестьянам в голодные годы, рассуждал, что благосостояние крестьян есть вместе и его благосостояние. Он так же вел родословную своего рода (хранившуюся у него в двухдонном, кованном ларце), тщательно внося в неё каждого вновь появившегося на свет потомка.

В 1801 году мальчика привезли в Казань, где определили в местную гимназию. Там с перерывами из-за болезни, он учился до 1804 года, после чего в возрасте 14 лет был переведен в, только что открывшийся Казанский университет. В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре и издавал рукописный «Журнал наших знаний». Еще в гимназии начал писать стихи, «вирши без рифм”, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Не окончив университет, переехал в Петербург, чтобы начать работать чиновником в комиссии по составлению законов. В 1808 г. Аксаков приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником.

В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа. В 1817 году у них рождаются дети: сын Константин, в 1819 дочь Вера, а в 1823 ещё один сын Иван, будущие писатели и общественные деятели, идеологи славянофильства. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину в село Надеждино (Оренбургской губернии, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые.

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.

Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.

- Последние годы жизни Сергей Тимофеевич провёл в подмосковном селе Абрамцево, он болел и жил здесь почти безвыездно, до самой смерти -1859 года.

И вот однажды приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..»

И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню Аксаково и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал… Но сказки – не было.

Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение – совершенно детское и гениальное в простоте своей:


Если Бог даст силы,                     Про малюток-птичек,

Ровно через год                           Про гнездо яичек,

Оле, внучке милой,                      Бабочек красивых,

Дедушка пришлет                       Мотыльков игривых,

Книжку небольшую                     Про лесного Мишку,

И расскажет в ней                       Про грибочек белый –

Про весну младую,                     И читать день целый

Про цветы полей,                         Станет Оля книжку…


Обещание свое дед исполнил, хоть и не через год, а немного позже, уже почти перед смертью. К тому времени он был очень болен и почти слеп, поэтому сам не писал, а диктовал дочерям свои воспоминания.

Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».

В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова - внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Хотя изначально она была названа «Оленькин цветочек» в честь внучки писателя. «Аленький цветочек» – одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в подзаголовке.

- Кем же была эта Пелагея?

Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В низовьях Волги стекались беглые крепостные и вольные казаки, приезжали купцы из Персии и Турции. Множество сказок жило в пестром скоплении выходцев из разных губерний России, из разных стран и переходило из уст в уста.

Пелагея слушала и рассказывала не только русские, но и восточные сказки. Отец скоро умер, Пелагея вышла замуж, овдовела, жила в наймах по купеческим домам, у купцов – персиян.

Однажды Пелагея проведала, что хозяин умер, а она по наследству перешла во владение Аксакова – помещика, как говорили «строгого, но справедливого», и вернулась на родину. В то время у царей, знатных вельмож, а нередко и у обычных помещиков были свои «бахари» - рассказчики сказок, забавных историй. Степан Михайлович болел, не спал по ночам. Пелагея стала в его доме не только ключницей, ведавшей кладовыми и следившей за ведением хозяйства в доме, но и бахаркой. Ночи напролет рассказывала сказки, за что и прозвали её русской Шехерезадой. Серёже особенно нравилась сказка про аленький цветочек, которую он слушал не один десяток раз и вскоре выучил её наизусть. С большим мастерством рассказывал её сам со всеми ужимками, прибаутками, оханьем и вздыханием, как это делала Пелагея. В повести «Детские годы Багрова - внука» С.Т.Аксаков рассказывает об этом так: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но ещё белая, румяная… села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…».

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?

На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча»».

- А на следующем занятии мы вспомним сказку…

Сергей Тимофеевич Аксаков умер 30 апреля 1859 г. в Москве. Похоронили писателя на погосте Симонова монастыря. Когда в советское время монастырь закрывали, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.

- Как мы с вами видим с. Аксаково прошло красной нитью по творчеству Сергея Тимофеевича.

В 35 км. к северу от города Бугуруслана, в тихом уголке, в стороне от больших дорог, стоит между живописными холмами старинное село Аксаково ( в прошлом Знаменское).

Основано оно было в 60-х годах 18 века Степаном Михайловичем Аксаковым, дедом известного писателя. В поисках хорошего места для усадьбы он побывал «на прекрасных берегах Ика и Дёмы», но «купил землю у помещицы Грязевой по речке Большой Бугуруслан, быстрой, глубокой и многоводной». Потом здесь жил отец писателя Тимофей Степанович и, наконец, Сергей Тимофеевич. По документальным данным, хранящимся в Оренбургском областном архиве, новая деревня была небольшой. В начале 70-х годов 18 века в ней было всего 10 дворов и 17 крестьян мужского пола. К 1895 году население деревни увеличилось до 100 человек, а количество дворов до 19.

Учитывая классический стиль построения деревенских дворянских усадеб 18 века, дом был построен в центре новоселившейся деревни. Огибаемый обширным парком, стоял, срубленный из огромных, привезённых из Бузулукского бора брёвен, помещичий дом с двумя симметрично поставленными крылечками. Из окон и веранды на солнечной стороне открывались чудесные картины - обкатанные веками склоны Челяевской горы, разлившийся в низине пруд, высокие вётлы Грачёвой рощи, липовая, сосновая, черёмуховая, акациевая аллеи, Кудринская гора. Напротив дома отцом писателя была построена церковь, названная в честь Знамения Божией Матери – Знаменской, но она, к сожалению, не сохранилась.

Рядом с домом, буквально в нескольких шагах под высоким берегом весело шумел один из рукавов Бугурусланки, как называли речку в селе. Между двумя руслами раскинулся просторный остров – тут были огороды. Дальше, в сторону пруда водяная мельница (которая в 1966 году была разрушена), облицованные камнем садки, в которых разводили рыбу. От угла дома на остров, где неподалёку дымила летняя кухня, был перекинут изящный мостик.

В начале 1960-х годов (1962г) дом сломали. Развалена построенная дедом старинная церковь, доведен до плачевного состояния некогда прекрасный парк. В 1971 году оренбургский облисполком принял решение о восстановлении усадьбы и «создании мемориального комплекса писателя С.Т.Аксакова в селе Аксаково».

По решению ЮНЕСКО 1991год был объявлен годом Аксакова. К 180 - летию писателя был открыт памятник писателю, продолжилось восстановление усадьбы…

Аксаковский дом восстановлен на месте сохранившегося фундамента. И чтобы создать наибольший эффект присутствия, сделали его таким, каким видел его С.Аксаков в детстве, одноэтажным.

Перед домом хорошо сохранившаяся акациевая аллея, где в аксаковскую бытность находилась беседка, обсаженная дикой виноградной лозой.

Прямо за домом начинается парк с тенистыми аллеями, где любил сиживать Аксаков, сохранилась липовая аллея.

Недалеко от Челяевской горы расположился аксаковский пруд. Правда сегодня он имеет несколько другие границы. Так же, как и 220 лет назад, отовсюду слышен птичий свист, писк, чириканье. Здесь, как и в аксаковские времена, гнездятся водоплавающие птицы, выводят птенцов, обучают их всем тонкостям птичьей жизни. По сей день прилетают по весне на аксаковский пруд лебеди. Пусть ненадолго, но радуют людской глаз своим посещением.

1 октября 2011 года, к 220 – летию со дня рождения С.Т.Аксакова в усадьбе Аксаковых закончилась реставрация дома-музея, липовой аллеи, восстановлено озеро Любви (на основании архивных документов).

Закрепление.

  • Когда родился Сергей Тимофеевич Аксаков?

  • В каком городе он родился?

  • Как звали мать Аксакова?

  • Как звали отца Аксакова?

  • Какие произведения он написал?

  • Как звали внучку Сергея Тимофеевича Аксакова?

  • Как первоначально называлась сказка С. Т. Аксакова?

  • Для кого он её написал?

  • От кого он услышал эту сказку?

  • Что за достопримечательность, связанная с С. Т. Аксаковым, находится в 30 км. от Бугуруслана?


Рефлексия.



  • Кому понравилось занятие, и кто всё понял – подняли руки вверх, как будто выросли цветочки.

  • Кому было что-то непонятно – опустят руки вниз.

  • У кого настроение не испортилось улыбнутся во весь рот.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее