Государственное учреждение образования
«Специальный детский сад № 145 г. Минска»
Конспект открытого занятия по развитию речи
для воспитанников 6 –7 лет
с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Осенняя сказка»
Подготовила:
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Левина Инна Ерофеевна
Минск, 2024 г.
Цель: формирование обобщающего понятия осень.
Оборудование: детские рисунки об осени (на шторах), пластилиновые листочки на картонках (сделанные детьми) на резинках, «волшебное» покрывало, украшенное натуральными осенними листьями, лист с написанными словами для игры «Назови ласково», веревочки для 3-х островов, знаки-треугольники к понятиям «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «дерево» с нанизанными такими же знаками, лист со словосочетаниями для игры «скажи наоборот», текст со стихами о лесе, две корзины, картинки с изображением грибов и лесных ягод, картинки для родственных цепочек «гриб» (грибной суп, грибок, грибы, грибник) и «лес» (леса, лесок, лесник, лесной зверь), 4 салфетки, набор картинок «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», текст к игре «Исправь ошибку», 4 коробки с условными обозначениями, черные и белые полоски – «ступеньки», небольшая условная лодка, яблоки по количеству детей для угощения.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Проходим вдоль детских рисунков, любуемся, здороваемся с гостями, отгадываем загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Учитель-дефектолог:
– О каком времени эта загадка? (Дети: – Об осени).
II. Основная часть. 1.Учитель-дефектолог:
– На ваших рисунках много красивых, разноцветных, осенних листьев. А вы хотели бы стать такими же красивыми листочками, чтобы вами все восхищались? (– Да). Тогда давайте превратимся в них. Закрываем глаза (в это время детям на руку надеваем пластилиновые листочки на резинке и набрасываем «волшебное» покрывало). Один, два, три! Чудо произойди! Вот вы и «листочки».
Вопросы к каждому ребенку:
– Листик, ты с какого дерева? (– С березы).
– Значит, ты какой листок? (– Березовый0 и т.д.
2. Учитель-дефектолог:
– Солнце пригрело, листочкам хорошо, весело. Они улыбаются, тянутся к солнцу, слегка шелестят, как будто разговаривают. (Дети выполняют соответствующие движения). И вдруг!
3. Учитель-дефектолог:
– Подул холодный, сильный ветер, поем-«завываем»: (– фффффф).
– Дует, дует ветер, дует-задувает, разные листочки с дерева срывает.
Дети выполняют движения (кружатся, вальсируют, летят).
– Такой танец называем...(дети договаривают: – листопад).
III. Учитель-дефектолог:
– Прячемся от ветра, летите все сюда, к лодке! (садятся в условную лодку). Еще один «порыв» ветра, лодка «качнулась» и «поплыла».
Учитель-дефектолог:
– Дети, эта лодка волшебная, она по реке «Осеании» доставит нас на сказочные острова, где нас ждут приключения. Вы готовы?
Учитель-дефектолог:
– Чтобы попасть на один из островов, надо всей командой выполнить задание: назвать слова ласково (дождь – ..., лужа – ..., ветер – ..., туча – ..., лист – ..., солнце – ... Ура! мы на острове «Трех знаков» (показываются треугольники-знаки: «предмет», «признак», «действие»).
Задания: А) «Подбери слова правильно» (показывается один из треугольников-знаков, а дети подбирают слова: предметы (лист), признаки (желтый), действия (падают)).
Б) Игра, аналогична первой, но ребенок самостоятельно выбирает знак. «Сорви с дерева лист-знак», подбери слово».
IV. Учитель-дефектолог:
– Мы прощаемся с этим островом, плывем дальше. Снова надо выполнить задание, чтобы попасть на следующий остров. «Скажи наоборот»:
Осень ранняя – осень поздняя.
День солнечный – день пасмурный.
День веселый – день грустный.
Облако белое – туча черная.
Погода жаркая – погода холодная.
Погода дождливая – погода солнечная.
V. Учитель-дефектолог:
– Вот мы и приплыли. Остров называется «Лесной». Значит, где он расположен? ( – В лесу).
1. Учитель-дефектолог:
– Мы с друзьями в лес пойдем.
Ягоды, грибы найдем.
Их в корзины соберем.
И домой их принесем.
Мы кричим в лесу: «Ау!».
Эхо там живет в бору.
Учитель-дефектолог:
– Дети, эхо бывает громкое и тихое, покажите голосом «громкое» эхо, а теперь – «тихое» эхо.
2. Учитель-дефектолог:
– А что собирают в лесу? (– Грибы, ягоды). Но все подряд собирать опасно. Давайте выясним, что съедобное, а что нет.
Дидактическая игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (Опенок, мухомор, брусника, подберезовик, волчья ягода, сыроежка, поганка, малина).
3. Учитель-дефектолог:
– Молодцы, теперь можно и в лес идти. Берем корзинки. Делимся на две команды: одна – «Ягодка», вторая – «Боровичок». Понятно, что собирает каждая команда?
Воспитанники собирают картинки с изображением грибов и ягод, соответственно названиям команд.
Проверяется правильность выполнения задания.
4. Учитель-дефектолог:
– Молодцы, а какие блюда можно приготовить из собранного урожая?
Дидактическая игра «Что приготовили?»
Из малины – малиновое варенье.
Из грибов – грибной суп.
Из клюквы – клюквенный сок.
Из грибов – грибной соус.
Из черники – черничное пюре.
5.Учитель-дефектолог:
– Ой, посмотрите, что под этой кочкой? Тут два конверта с картинками, надо быстро выстроить цепочки родственных слов для слова «гриб» и слова «лес» (выставляются картинки, дети проговаривают):
Гриб – грибок – грибы – грибной – грибник.
Лес – лесок – леса – лесной – лесник.
VI. 1. Учитель-дефектолог:
– Вот и еще один остров позади. Плывем дальше. Новое задание: «Я начну, а ты закончи»:
Осенью люди одеты (во что?) …
Школьники идут с портфелями (куда?) …
Листья на деревьях стали (какими?) …
Птицы улетают (куда?) …
Звери делают на зиму (что?) …
Люди собирают в садах, полях, в огородах (что?) …
2. Учитель-дефектолог:
– Вот мы и приплыли на остров «Урожайный». Название подсказывает, что мы будем собирать? (– Урожай). А вот урожай чего, надо отгадать (по мере отгадывания выставляются корзинки с надписями «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды»:
А) Они твердые и мягкие, бывают разного цвета и разной формы, кислые, сладкие, растут на грядках, в огороде (овощи).
Б) Они твердые и мягкие, чаще сладкие, растут в саду (фрукты).
В) Они растут в лесу под кустами и деревьями, иногда на пеньках, у них есть шляпка и ножка (грибы).
Г) Они растут и в лесу, и в саду, на кустах и веточках, их очень любят птицы (ягоды).
3. Учитель-дефектолог:
– Теперь надо быстро разложить эти картинки (лежали под салфетками) в эти четыре корзинки соответственно подписям.
4. Учитель-дефектолог:
– Разложили вы правильно, молодцы. А вот умеете ли вы слышать ошибки, сейчас проверим.
Дидактическая игра: «Исправь ошибку»:
Картофельное пюре приготовили из моркови.
Свекольный салат приготовили из чеснока.
Яблочный сок приготовили и лука.
Грушевое повидло приготовили из укропа.
Грибной суп приготовили из персиков.
Клюквенный морс приготовили из сыроежек.
VII. Итог. Учитель-дефектолог:
– Наше путешествие подошло к концу, мы проплыли все острова, и лодка причалила к началу нашего путешествия, надо спуститься на берег вот по этому трапу из черных и белых ступенек (выложены от «лодки» к условному «берегу»). Кто наступит на белую ступеньку – вспоминает, что у осени есть хорошего. На черную – называет, что плохого приносит осень. Вот мы и сошли на берег. Мы говорили, что осень приходит с урожаем. Частичку урожая осень подарила нам (дает корзину яблок). Скажите всем: «До свидания!» и пойдем мыть руки, чтобы угоститься осенним урожаем.