Государственное учреждение образования
«Специальный детский сад № 145 г. Минска»
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте
для воспитанников 6 –7 лет
с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Гласные звуки»
Подготовила:
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Специального детского сада № 145 г. Минска
Левина Инна Ерофеевна
Минск, 2024 г.
Цель: закрепление знаний о гласных звуках.
Оборудование: схема «Времена года», указка, схемы «Ухо – глаз – нос – язык»», красные перчатки по количеству детей с наклеенным двойным скотчем на каждом пальце и набор схематических изображений гласных к каждой перчатке, «магическая» книга, игрушка – паучок, «волшебная» палочка, муляж «заколдованный лес», набор «Осенний ежик» (прямоугольники из бархатной бумаги и мохеровые нитки к ним), «волшебный мешочек», карточки – «кочки», «зеленая кочка» - коробка с сюрпризом (печенье в виде грибочков), шпажки, мягкая игрушка – чертик, красные фишки для выкладывания схемы «гриб».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель – дефектолог:
– Посмотрите на наши схемы «Времена года» («Время года» – «Месяц» – «День недели» – «Часть суток») и расскажите, где мы находимся. Предполагаемые ответы:
– Сейчас осень, ноябрь, вторник, утро.
Учитель – дефектолог:
– Молодцы, самое время поиграть. Игра «Наоборот». Вот правила: подобрать только грустные «осенние» слова: радостный – (печальный); светлеть – (темнеть); сухой – (мокрый); часто – (редко); ясный – (пасмурный); солнечный – (дождливый).
II. Основная часть.
1. Учитель – дефектолог:
– Я все-таки сомневаюсь, что сейчас осень, поэтому хочу, чтобы вы доказали, что на улице осень (выйти в рассуждениях детей на то, что осенью в лесу собирают грибы).
Учитель – дефектолог:
– Замечательно, я поверила, что на дворе осень и хочу пригласить вас в лес за грибами.
Выполняют движения со словами:
Мы в лес пойдем (шагают),
Грибы найдем (сгибаются),
В корзину соберем (перекрестные движения рук с похлопыванием по плечам),
Домой принесем (шагают, размахивая руками).
2. Учитель – дефектолог:
– Дети, а знаете, почему здесь так тихо? Это лес не простой, а заколдованный (появляется муляж «заколдованного» леса, в центре которого лежит «магическая» книга). В таком лесу надо быть очень внимательным, потому что на каждом шагу подстерегает опасность, надо помогать друг другу, т.к. из такого леса можно выбраться только командой. Ой, паук (появляется на книге), «сдуем» его (выполняют длительный выдох), чтобы книгу открыть. В этой книге задания, которые помогут нам вернуться домой. Берем «волшебную» палочку, дотрагиваемся до обложки и считаем «один-два-три...»
3. Открывается книга, а в ней лежат перчатки.
Учитель – дефектолог:
– Вот и первое задание: «Распредели гласные по своим домикам».
Дети надевают перчатки, достают символические знаки, обозначающие гласные, цепляют их на каждый палец (большой – звук «А», указательный – звук «О», средний – звук «У», безымянный – звук «Э», мизинец – звук «Ы», звук – «плакса» «И» помещаем в ладошку, т.к. его все «жалеют» – зажимают в ладошку).
Учитель – дефектолог показывает сочетание различных пальцев, а дети «громко – тихо» поют «заклинания» «АО», «АУ», «ОЭ», «УЫ». «АОУ» и др.
4. Беседа.
Учитель – дефектолог:
– Что мы пели?(– Звуки). Мы их видим?(– Нет, слышим ушами и произносим).
– Расскажи, для чего нужны другие органы артикуляции.
Появляется опорная схема «Ухо – глаз – нос – язык». Каждый ребенок с указкой проговаривает, для чего нужны это органы при говорении.
Учитель – дефектолог:
– А для чего нужна рука?(– Ощупывать предметы). Вот давайте сейчас и поиграем в «волшебный мешочек».
Дети достают предметы, называют их и говорят, какой гласный звук есть в названии предмета (сок, гриб, мак, дом, лук, лист). Последним достают картинку ежа без колючек.
Учитель – дефектолог:
– Ой, заколдованный еж, ему нужна наша помощь.
5. Дидактическая игра «Спасаем заколдованного ежа». Правила игры: на лист бумаги с изображением контурного ежа надо наклеить потерянные колючки в виде осенних листьев клена. Параллельно ведется работа по уточнению, из чего иголки (из листьев), с какого дерева эти листья (с кленового), какие иголки (кленовые, осенние).
6. Учитель – дефектолог:
– Дети, вы сказали, что листья осенние, значит наш ежик какой?(– Осенний еж). Надо помочь нашему расколдованному осеннему ежу сделать заготовки на зиму.
Задание каждому ребенку: «Выложить на бархатной бумаге мохеровой ниткой контур гриба, а под ним – схему из фишек слова «грибы».
7. Появляется игрушка – чертик и заявляет:
– Ежа-то вы спасли, а из леса не выбрались, потому что не перешли мое «болото». Прыгайте точно по кочкам и называйте «родственников» слова «гриб». (гриб – грибы – грибок – грибной – грибник). Какой гласный звук повторяется в каждом названном слове?(– Звук «И»).
III. Итог.
Учитель – дефектолог:
– Ура, мы выбрались из заколдованного леса. Но почему нам было так трудно? Просто вчера не все дети были дружелюбными, ругались, дрались. Вот эта необычная кочка подскажет нам, что надо делать, чтобы не попадать в «темные» истории.
Дети открывают кочку – коробку, а в ней печенье «Дружные опята».
Дети проговаривают, что надо быть такими же дружными, как эти опята, нанизывают на шпажки грибочки и, улыбаясь, уходят в группу.