«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия по литературе. 1 курс СПО. "Тема Родины в лирике С. А. Есенина".

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия среди студентов СПО при изучении поэтов, относящихся к "Серебряному веку" русской литературы.

Рассчитана на 2 академических часа (1 пара).

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

1 курс СПО.

Преподаватель: Корепанова С.С.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2 УЧЕБНЫХ ЧАСА)

Тема урока: Тема родины в лирике С. А. Есенина.

Методическая форма: проблемный урок.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель:

1) познавательный аспект: рассмотреть как показан образ Родины в лирике С. А. Есенина, какими художественными средствами пользуется поэт для воплощения этого образа.

2) развивающий аспект: развивать навыки выразительного чтения, умение сопоставлять и анализировать полученные знания; развивать умение работать в группе.

3) воспитательный аспект: воспитывать в студентах любовь к Родине, нравственные качества личности.

Задачи для учителя:

-познакомить обучающихся с поэзией С. А. Есенина, в которой отражение находит образ Родины.

-раскрыть типичные черты лирики С. А. Есенина.

-продолжить развивать умение анализировать поэтический текст.

-способствовать развитию навыков сравнительного анализа.

-способствовать развитию навыков монологической речи обучающихся.

-способствовать навыку работы в группе.

-способствовать развитию мышления студентов.

-способствовать развитию интереса к творчеству поэта.

Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, доска, сдоварики с объяснением устаревших слов, портрет С. Есенина, фото с. Константиново.

Ход урока

1. Предкоммуникативный этап

- Перед тем как приступить к изучению новой темы мне хотелось бы, чтобы вы прослушали стихотворение (ВКЛЮЧИТЬ ЗАПИСЬ СТИХ-Я "ГОЙ ТЫ, РУСЬ МОЯ РОДНАЯ..." В ИСПОЛНЕНИИ С. БЕЗРУКОВА).

-Какие чувства вызывает данное стихотворение?

-Как думаете, о чем сегодня пойдёт речь на занятии?

- С чем ассоциируется слово "Родина" для вас? (СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА АССОЦИАЦИЙ К ДАННОМУ СЛОВУ).

Наша с вами задача выяснить, что такое "Родина" для Есенина. С чем у него ассоциируется это понятие. А самое главное - понять как и почему тема родины менялась в стихотворениях поэта.

Давайте запишем тему урока и эпиграф к ней в тетрадях.

(Эпиграф: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём таорчестве" С. А. Есенин).

В своё время поэт и критик Винокуров о Есенине сказал следующее:

"Есенин - душа нации, великий художник - поэт, пользующийся безграничной любовью народа, но при этом сложный поэт, и нет человека, который бы до конца понял его творчество (нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии".

- Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству Есенина?

Сегодня на занятии мы попытаемся найти ответ на данный вопрос.

Итак, начнём наше путешествие.

2. Этап чтения и анализа

ПУСТИТЬ ПО РЯДАМ ФОТО, КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕГИЕМ С. КОНСТАНТИНОВО.

с. Константиново Рязанской губернии - родина С.Есенина.

Это было тихое, чистое, утопающее в многообразии зелени место. Основным его украшением была церковь, которая распологалась в самом центре села.

Ещё в раннем детстве узнал маленький Серёжа как трогательна и прекрасна окружающая его природа. Он часто любовался на водную гладь, в которой отражались стройные берёзки, величественная лазурь неба и пушисьые перины облаков. Любил наблюдать за поостыми работягами - крестьянами, которые, словно трудяги-муравьи ловко сновали на золотистых просторах полей или косили траву, по пояс утопая в этом зелёном великолепии.

Есенин и пришел в литературу как лирический поэт, воспевающий в своих стихотворениях русскую деревню, продолжая тем самым традиции крестьянской поэзии.

Главной темой его творчества стала тема Родины. Нельзя сказать, что на протяжении всей жизни поэта образ Родины был одинаков. Давацтп же вместе посмотрим какие очертания принимал данный образ в разные периоды творчества автора.

По сути, все его творчество можно разделить на 3 периода:

1. 1914-1916г.г. Переезжает в Москву, затем в Петербург. Рязанские просторы снятся ночами. Одолевает светлая тоска, но это становится новым стимулом жить и творить.

2. 1919-1921 г.г. Прошла револкото, от которой поэт ожидал многого. Хотел установления на землп мужицкого рая. Но итог разочаровал поэта. Вместо рая крестьяне голодали, страна была на грани краха, кругом царила нищета и разруха. Т.е. гибла родина, гибло все то, что так дорого поэту. Гибель Руси поэт воспринял как свою ссобственную, что естесственно нашло отражение в поэзии.

3. 1924-1925г.г. Последние годы жизни поэта. Над ним сгущаются тучи, власти страны не устраивает его излишняя прямота, шкмность. Для своего времени он оказывается слишком талантлив, слишком обаятелен - во всем слишком...

РАБОТА В ГРУППАХ (2 ГРУППЫ) ПО АНАЛИЗУ СТИХ-ИЙ ИЗ РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ ТВОРЧЕСТВА.

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

1. "Гой ты, Русь моя родная..." (1914 г).

2. "Я последний поэт деревни" (1920 г).

3. "Спит ковыль. Равнина дорогая" (1925 г). (По желанию можно это стих-е заменить на "Русь советская" )

КРИТЕРИИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ:

1. Тема

2. Осн. мысль

3. Настроение, которым проникнуто стихотворение

4. Лирический герой

5. Цвета

6. Звуки

7. Образ Родины.

СТУДЕНТЫ ЧЕРТЯТ ТАБЛИЦУ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ЦЕЛЕСООБРАЗНО ЗАПОЛНИТЬ ВМЕСТЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ. ЭТО БУДЕТ ОБРАЗЦОМ.

Эволюция темы Родины в лирике С. Есенина

Критерий для сравнения

1 период

2 период

3 период

1. Тема

Безграничная любовь к Родине



2. Основная мысль

Поэт дорожит своей Родиной настолько, что не готов её променять даже на рай



3. Настроение

Праздничное, восторженное



4. Лир. герой

Сравнивает себя с "захожим богомольцем", от начала и до конца восхищается родной землёй, находится в гармонии с природой.



5. Цвет

Синь, зеленый



6. Звук

Гул, звон девичьего смеха, крик



7. Образ Родины

Мир деревни своеобразный храм. В этом храме господствует гармония. Она видна в отношениях между человеком и природой, в соотнесенности земли и неба и т.д.

Русь - святыня.



ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ НАД ТАБЛИЦЕЙ КАЖДАЯ ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОСТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА. ПЕРЕД ТЕМ КАК ОЗВУЧИТЬ ЗАПИСИ В ТАБЛИЦЕ СТУДЕНТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ ОДНОГРУППНИКАМ, ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС: КАКИЕ ЧУВСТВА ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ ВЫЗВАЛО У ВАС? А ЗАТЕМ ПРИСТУПАЮТ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПУНКТАМ.

-Как показана Родина в есенинских стихах в разные периоды творчества поэта? Что меняется в описании природы? Что нового привносит поэт в стихотворения?

(Ответы студентов).

ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ ЗАНЯТИЯ. СПРАШИВАТЬ МОЖНО КАК ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ С ПРОСЬБОЙ РАЗВЕРНУТО ОТВЕТИТЬ, ТАК И КАЖДОГО СТУДЕНТА "ПО ЦЕПОЧКЕ".

3. Этап рефлексии

В самом начале занятия мы с вами писали саои ассоциации к слову "Родина". Скажите, совпадает ли есенинский образ с тем, что получилось у вас? Есть ли созвучие, перекличка с вашим пониманием словосочетания "малая Родина"?

Ответы студентов.

Вот вы сами и ответили на поставленный еще в начале занятия вопрос.

4. Д.з к следующему занятию

Выучить наизусть одно стихотворение С. Есенина (из любого периода), в котором бы отражался образ Родины.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее