Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образовательного
«Станция юных техников»
Конспект занятия.
Изготовление к Новому году
маски «Мышки»
в объединении
«Начального технического моделирования»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Захарова Тамара Григорьевна
г. Ханты-Мансийск
2019
Конспект занятия
на тему: Изготовление к Новому году маски «Мышки»
в объединении
«Начального технического моделирования»
Тема:
«Изготовление к Новому году маски «Мышки»
Цель:
Создание творческой атмосферы на занятии по изготовлению новогодней маски;
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с историей возникновения масок.
Учить изготавливать карнавальные маски по чертежу из бумаги.
Развивающие:
Развивать мышление, устойчивость внимания, художественный вкус, фантазию.
Совершенствовать координацию движения.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.
Инструменты:
Простые и цветные карандаши, фломастер, клей, линейки, ножницы, скрепки.
Материалы:
Альбомная бумага, цветная, калька, копировальная бумага, чертежи, резинка.
Эскиз доски: выставка готовых масок
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Сообщение нового материала.
Самостоятельная работа учащихся.
Игровая пауза.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог проверяет готовность детей к занятию: наличие необходимых материалов и инструментов.
2.Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?
Дети: 24 декабря
Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – какой?
Прежде чем ответить отгадайте загадку:
«Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник...» Новый год
3.Сообщение нового материала.
Ребята, а вы знаете, когда в России начали отмечать Новый год?
Дети: Нет.
Новый год – это Древнейший праздник. Раньше его встречали весной 1 марта. А теперь в наши дни почти во всех странах, в том числе и в России его отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января.
Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет.
А в тех странах, где ёлок нет или нет обычая связывать, с ней Новый год, украшают растения. Например, во Вьетнаме украшают ветку персика, в Японии – для новогодних украшений используют вместе с ветками сосны бамбук и ветки сливы.
Давайте вспомним - без чего не обходится новогодний праздник?
Дети: Без парада новогодних костюмов и масок.
Педагог: Правильно!
А чтобы весело встретить Новый год люди наряжались в разные костюмы и на лицо надевали разные маски.
Педагог:
- Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему новогоднему празднику – делать маски.
Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый, -
Собирается на бал!
Закружился клён с осиной,
Утки крячут над лозиной, -
Лес танцует… карнавал. ( «Лес» Вл. Приходько)
- Как удачно подметил поэт явление природы и сравнил осеннее разноцветье листопада, его яркие краски с маскарадом и карнавалом. Давайте попробуем определить – что же такое «маска»? Как вы это понимаете?
Учащиеся:
- Маска – это что-то скрывающее лицо.
- Маска – это нарядная накладка для лица.
- Маска накладывается на лицо и изображает какое-нибудь животное или разные лица людей.
Педагог:
- Молодцы. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее. Изготавливаются маски из различных материалов.
2. Рассказ педагога об истории возникновения масок
Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.
Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.
Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.
В древности маски изготавливались из разных материалов: древесной коры, дерева, кожи, травы, материи, кости, глины, гипса, золота и украшались драгоценными камнями. Но для изготовления театральных масок стали искать более лёгкие материалы, и в ход пошла бумага, картон, техника «папье-маше» и другие лёгкие материалы. Театральная маска заменяла мимическую игру лица, передавала разные душевные настроения актёра.
Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.
В Древней Руси в маски наряжались скоморохи, вспомните детский фильм «Русалочка». Там показано Средневековье и маски, выполненные из дерева. Скоморохи, которые выступали на ярмарке, прикладывали маски к лицам с весёлыми и грустными гримасами.
В 16-18 веках театральные маски носили комические персонажи итальянской комедии Дель - Арте. К 18 веку итальянский театр стал так популярен, что маскарадные спектакли переросли в целые праздничные шествия - карнавалы. Карнавалы сохранились в нашей жизни, и по сей день.
Особенно был популярен карнавал в Италии – в городах Риме, Венеции, в Германии, во Франции – в Ницце. Нынче очень популярны карнавалы в Латинской Америке, Испании, Китае.
В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года. Карнавалы с массовыми гуляньями, уличными шествиями, театрализованными играми, фейерверками остаются популярными и сейчас, особенно в Новогодние и рождественские праздники.
Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные.
В наше время в современном театре маски заменил грим. Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.
В современном театре маски используют периодически, например, в новогодних спектаклях.
И в наши дни сохраняется обычай пользоваться масками на праздниках и при совершении ритуалов, например, у коренных народов Севера России и Сибири.
Педагог: А сейчас отгадайте загадку. О каком ярком персонаже идет речь?
Маленький рост,
| Живет в норке, | Кто-то ловко юркнул в норку, |
Зёрна в норку собирает. | Воришка с длинным хвостиком |
|
Дети: О мышке!
Педагог: Конечно же, это мышь. И сегодня мы с вами будем изготавливать новогоднюю маску МЫШКИ
Сегодня я предлагаю изготовить своими руками маску МЫШКИ.
Маски изготавливаются из бумаги или картона, они могут иметь любую форму - круглые, прямоугольные, овальные. Сделать красивые и качественные маски из бумаги своими руками может любой человек, процесс достаточно прост. Для того чтобы изготовить праздничный аксессуар, понадобится бумага, ножницы и несколько элементов для украшения, включая цветную бумагу и краски. Маски из бумаги оформляются по-разному, с использованием красок, фломастеров, бисера и т.д., все зависит от вашей фантазии.
Объяснение практической работы.
Работа с чертежом: обвести чертеж маски мышки с помощью копировальной бумаги и кальки.
4.Самостоятельная работа по изготовлению маски.
Практическая работа.
5.Игровая пауза.
Кто больше назовет новогодних костюмов;
Назвать подарок к Новому году на букву «…».
Новогодние Загадки;
Собрать на время «Цветные узоры».
6.Практическая часть
Раскраска маски (показ образцов) вырезать маску ножницами
Т ехника безопасности с ножницами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Работай только исправным инструментом.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
Педагог: - На столах у вас находятся детали №1 – это «ушки», которые нужны для крепления резинки, чтобы маска тесно не прилегала к лицу, а находиться в ней было удобно. «Ушки» необходимо приклеить с левой стороны маски. Затем нужно проделать на каждом ушке по два отверстия, вставить «венгерку» и завязать её. Прежде чем работать с шилом, давайте вспомним правила обращения с шилом.
Учащиеся:
- Прокалывать предмет необходимо на подкладной доске.
- Прокалывая отверстие, нужно быть осторожным, не применяя излишних усилий, чтоб не соскользнула рука, чтобы не пораниться.
- Нельзя пользоваться неисправным шилом.
Педагог:
- Вы всё верно отметили. Я предлагаю вам сейчас подготовить «ушки», приклеить их, и пока они будут высыхать, продолжить оформление своих масок.
Педагог продолжает проводить индивидуальную работу: помогает приклеивать детали, проколоть шилом «ушки», завязать резинку на масках.
7. Игровая пауза
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Перед игрой педагог обращает внимание детей на маски, подготовленные для игры:
- Сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Кошки-мышки», но сначала обратите внимание на маски, в которых мы будем играть. Они сшиты из ткани, оформлены мехом и пуговицами, то есть полумаски можно изготовить и из ткани, таким способом.
Учащиеся играют в подвижную игру «Кошки-мышки».
6.Подведение итога занятия.
Педагог: Молодцы ребята! Сегодня на занятии мне понравилось, как вы работали: организованно, помогая, друг другу. Ваши работы выполнены аккуратно.
- Все ваши маски получились яркие, каждая со своей особенностью.
Педагог отмечает творческие находки учащихся, аккуратность в работе, оригинальное цветовое решение, другие особенности.
- Выставка ваших работ подтверждает мои слова. Думаю, что благодаря этим маскам новогодний праздник для вас действительно станет волшебной, доброй сказкой.
Давайте мы пригласим их к новогодней ёлке на парад карнавальных костюмов.
Педагог: Всем спасибо за работу. До свидания!
Список использованной литературы
Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 1995 год.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1980 г.
Захарова Т.Г. Наш любимый Новый год. Детская игротека. Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Москва, ТОО «Адам»- Издательство «Мария», 1994 г
Гальперштейн Л.Я., «Карнавал. Маски. Костюмы», М., РОСМЭН, 1997г.
«Карнавал», статья в Большой советской энциклопедии, том №11, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.
«Маски», статья в Большой советской энциклопедии, том № 15, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.
Использованные материалы и Интернет ресурсы
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-mysh.html
https://www.toysew.ru/karnaval/maska-myshki-svoimi-rukami.html#gallery-6
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-maska-ya-tebya-znayu-dekorativnoprikladnoe-tvorchestvo-rabota-s-bumagoy-tkanyu-dr-materialami-1648771.html