«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия на тему: Изготовление к Новому году маски «Мышки» в объединении «Начального технического моделирования»

Тема:

«Изготовление к Новому году маски «Мышки»

Цель:

Создание творческой атмосферы на занятии по изготовлению новогодней маски;

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения масок.
  • Учить изготавливать карнавальные маски по чертежу из бумаги.

Развивающие:

  • Развивать мышление, устойчивость внимания, художественный вкус, фантазию.
  • Совершенствовать координацию движения.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образовательного

«Станция юных техников»









Конспект занятия.

Изготовление к Новому году

маски «Мышки»

в объединении

«Начального технического моделирования»















Подготовила:

педагог дополнительного образования

Захарова Тамара Григорьевна









г. Ханты-Мансийск

2019


Конспект занятия

на тему: Изготовление к Новому году маски «Мышки»

в объединении

«Начального технического моделирования»



Тема:

«Изготовление к Новому году маски «Мышки»


Цель:

Создание творческой атмосферы на занятии по изготовлению новогодней маски;

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения масок.

  • Учить изготавливать карнавальные маски по чертежу из бумаги.

Развивающие:

  • Развивать мышление, устойчивость внимания, художественный вкус, фантазию.

  • Совершенствовать координацию движения.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.


Инструменты:

  • Простые и цветные карандаши, фломастер, клей, линейки, ножницы, скрепки.

Материалы:

  • Альбомная бумага, цветная, калька, копировальная бумага, чертежи, резинка.

  • Эскиз доски: выставка готовых масок


Ход занятия


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Сообщение нового материала.

  4. Самостоятельная работа учащихся.

  5. Игровая пауза.

  6. Подведение итогов занятия.


Ход занятия:

1.Организационный момент.
Педагог проверяет готовность детей к занятию: наличие необходимых материалов и инструментов.
2.Сообщение темы и цели занятия.

Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?

Дети: 24 декабря

Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – какой?

Прежде чем ответить отгадайте загадку:

«Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник...» Новый год


3.Сообщение нового материала.

Ребята, а  вы  знаете,  когда  в  России  начали  отмечать  Новый  год?

Дети: Нет.

Новый  год – это  Древнейший  праздник. Раньше  его  встречали  весной 1 марта. А  теперь  в  наши дни  почти  во  всех  странах,  в  том  числе  и  в  России  его  отмечают  в   ночь  с  31 декабря   на  1 января.

Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет.

А в тех странах, где ёлок нет или нет обычая связывать, с ней Новый год, украшают растения. Например, во Вьетнаме украшают ветку персика, в Японии – для новогодних украшений используют вместе с ветками сосны бамбук и ветки сливы.

Давайте вспомним - без чего не обходится новогодний праздник?
Дети: Без парада новогодних костюмов и масок.

Педагог: Правильно!

А чтобы весело встретить Новый год люди наряжались в разные костюмы и на лицо надевали разные маски.

Педагог:

- Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему новогоднему празднику – делать маски.

Полюбуйтесь – маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зелёный – мерит новый:

Жёлтый, красный и лиловый, -

Собирается на бал!

Закружился клён с осиной,

Утки крячут над лозиной, -

Лес танцует… карнавал. ( «Лес» Вл. Приходько)


- Как удачно подметил поэт явление природы и сравнил осеннее разноцветье листопада, его яркие краски с маскарадом и карнавалом. Давайте попробуем определить – что же такое «маска»? Как вы это понимаете?

Учащиеся:

- Маска – это что-то скрывающее лицо.

- Маска – это нарядная накладка для лица.

- Маска накладывается на лицо и изображает какое-нибудь животное или разные лица людей.

Педагог:

- Молодцы. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее. Изготавливаются маски из различных материалов.


2. Рассказ педагога об истории возникновения масок


Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.

Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.

Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.

В древности маски изготавливались из разных материалов: древесной коры, дерева, кожи, травы, материи, кости, глины, гипса, золота и украшались драгоценными камнями. Но для изготовления театральных масок стали искать более лёгкие материалы, и в ход пошла бумага, картон, техника «папье-маше» и другие лёгкие материалы. Театральная маска заменяла мимическую игру лица, передавала разные душевные настроения актёра.

Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.

В Древней Руси в маски наряжались скоморохи, вспомните детский фильм «Русалочка». Там показано Средневековье и маски, выполненные из дерева. Скоморохи, которые выступали на ярмарке, прикладывали маски к лицам с весёлыми и грустными гримасами.

В 16-18 веках театральные маски носили комические персонажи итальянской комедии Дель - Арте. К 18 веку итальянский театр стал так популярен, что маскарадные спектакли переросли в целые праздничные шествия - карнавалы. Карнавалы сохранились в нашей жизни, и по сей день.

Особенно был популярен карнавал в Италии – в городах Риме, Венеции, в Германии, во Франции – в Ницце. Нынче очень популярны карнавалы в Латинской Америке, Испании, Китае.

В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года. Карнавалы с массовыми гуляньями, уличными шествиями, театрализованными играми, фейерверками остаются популярными и сейчас, особенно в Новогодние и рождественские праздники.

Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные.

В наше время в современном театре маски заменил грим. Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.

В современном театре маски используют периодически, например, в новогодних спектаклях.

И в наши дни сохраняется обычай пользоваться масками на праздниках и при совершении ритуалов, например, у коренных народов Севера России и Сибири.


Педагог: А сейчас отгадайте загадку. О каком ярком персонаже идет речь?


Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки (Мышь)


Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышь)

Кто-то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку
Знаешь ты ее малыш ,
Это серенькая...
(Мышь)

Зёрна в норку собирает.
От котов злых убегает.
Всех пугается малышка,
Эта маленькая… (Мышка)

Воришка с длинным хвостиком
Ночами ходит в гости к нам.
Таскает из ведёрка
То сыр, то хлеба корку.
Наш кот узнал воришку.
Кого поймал он?…
(Мышку)



Дети: О мышке!

Педагог: Конечно же, это мышь. И сегодня мы с вами будем изготавливать новогоднюю маску МЫШКИ


Сегодня я предлагаю изготовить своими руками маску МЫШКИ.


Маски изготавливаются из бумаги или картона, они могут иметь любую форму - круглые, прямоугольные, овальные. Сделать красивые и качественные маски из бумаги своими руками может любой человек, процесс достаточно прост. Для того чтобы изготовить праздничный аксессуар, понадобится бумага, ножницы и несколько элементов для украшения, включая цветную бумагу и краски. Маски из бумаги оформляются по-разному, с использованием красок, фломастеров, бисера и т.д., все зависит от вашей фантазии.


Объяснение практической работы.

  • Работа с чертежом: обвести чертеж маски мышки с помощью копировальной бумаги и кальки.

4.Самостоятельная работа по изготовлению маски.

Практическая работа.

5.Игровая пауза.

  • Кто больше назовет новогодних костюмов;

  • Назвать подарок к Новому году на букву «…».

  • Новогодние Загадки;

  • Собрать на время «Цветные узоры».

6.Практическая часть

Раскраска маски (показ образцов) вырезать маску ножницами

Т ехника безопасности с ножницами.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

Работай ножницами только на своём рабочем месте.

Работай только исправным инструментом.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперёд.

Не оставляй ножницы открытыми.

Не играй с ножницами, не подноси к лицу.


Педагог: - На столах у вас находятся детали №1 – это «ушки», которые нужны для крепления резинки, чтобы маска тесно не прилегала к лицу, а находиться в ней было удобно. «Ушки» необходимо приклеить с левой стороны маски. Затем нужно проделать на каждом ушке по два отверстия, вставить «венгерку» и завязать её. Прежде чем работать с шилом, давайте вспомним правила обращения с шилом.

Учащиеся:

- Прокалывать предмет необходимо на подкладной доске.

- Прокалывая отверстие, нужно быть осторожным, не применяя излишних усилий, чтоб не соскользнула рука, чтобы не пораниться.

- Нельзя пользоваться неисправным шилом.


Педагог:

 - Вы всё верно отметили. Я предлагаю вам сейчас подготовить «ушки», приклеить их, и пока они будут высыхать, продолжить оформление своих масок.

Педагог продолжает проводить индивидуальную работу: помогает приклеивать детали, проколоть шилом «ушки», завязать резинку на масках.

7. Игровая пауза

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Перед игрой педагог обращает внимание детей на маски, подготовленные для игры:

- Сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Кошки-мышки», но сначала обратите внимание на маски, в которых мы будем играть. Они сшиты из ткани, оформлены мехом и пуговицами, то есть полумаски можно изготовить и из ткани, таким способом.

Учащиеся играют в подвижную игру «Кошки-мышки».


6.Подведение итога занятия.

Педагог: Молодцы ребята! Сегодня на занятии мне понравилось, как вы работали: организованно, помогая, друг другу. Ваши работы выполнены аккуратно.
- Все ваши маски получились яркие, каждая со своей особенностью.

Педагог отмечает творческие находки учащихся, аккуратность в работе, оригинальное цветовое решение, другие особенности.

- Выставка ваших работ подтверждает мои слова. Думаю, что благодаря этим маскам новогодний праздник для вас действительно станет волшебной, доброй сказкой.

Давайте мы пригласим их к новогодней ёлке на парад карнавальных костюмов.

Педагог: Всем спасибо за работу. До свидания!





Список использованной литературы


  1. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 1995 год.


  1. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1980 г.


  1. Захарова Т.Г. Наш любимый Новый год. Детская игротека. Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Москва, ТОО «Адам»- Издательство «Мария», 1994 г


  1. Гальперштейн Л.Я., «Карнавал. Маски. Костюмы», М., РОСМЭН, 1997г.

  2. «Карнавал», статья в Большой советской энциклопедии, том №11, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.

  3. «Маски», статья в Большой советской энциклопедии, том № 15, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.



Использованные материалы и Интернет ресурсы



http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-mysh.html


https://www.toysew.ru/karnaval/maska-myshki-svoimi-rukami.html#gallery-6


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-maska-ya-tebya-znayu-dekorativnoprikladnoe-tvorchestvo-rabota-s-bumagoy-tkanyu-dr-materialami-1648771.html


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее