«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия кружка "В мире информации" Тема: "Необычная азбука"

Занятие знакомит с необычными азбуками: Морзе и русской флажковой азбукой, содержит задания по кодированию и раскодированию информации.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Занятие кружка «В мире информации» в 3 классе

Тема: «Необычная азбука»

Цель: Знакомство с видами необычных азбук (Морзе и флажковой )

Задачи: 1. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

2. Учить адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

3. Формировать УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Оборудование: флажки 2 шт. ,тетради «В мире информации», презентация, цветные карандаши, видеоролик по теме.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Мы с вами снова вместе на занятии кружка «В мире информации».

II. Мотивация. Учитель сигналит с помощью семафорной азбуки слово «азбука».

- Что это было?

- Кто помнит, кто изобрёл русскую семафорную азбуку? (адмирал Степан Осипович Макаров)

- Чем необычна эта азбука? (сигналы подаются флажками, каждая буква – знак флажками)

- Кто смог прочесть мой сигнал? («Азбука»)

- Молодцы!

III. Постановка УЗ

- Как вы считаете, есть ли ещё какие-нибудь необычные азбуки?

- Давайте определим, какие задачи мы поставим на занятии? (Узнать о других необычных азбуках)

Слайд 1

Создание кластера

( Какие есть азбуки? Когда изобрели? Кто изобрел? Где используется? Для чего нужна? Люди каких профессий пользуются? Нужна ли нам?)

азбука













IV. Изучение нового материала

- Что это за звук? (Звучит сигнал азбуки Морзе)

  1. Знакомство с изобретателем. Работа с текстом с. 81 тетради

- Что узнали?

Слайд 2

  1. Просмотр ролика Слайд 3

- Какую информацию смогли извлечь из материала видеоролика?

- Как закодированы буквы в азбуке Морзе?

- Где используется эта азбука?

- Людям каких профессий нужно знать азбуку Морзе?

Слайд 4, 5

  1. Раскодирование информации

- Попробуйте раскодировать послание , отправленное с помощью азбуки Морзе. (Наш корабль плывет на юг)

  1. Кодирование информации. Работа в паре.

- А сейчас обратное действие: закодируйте слова на с. 81 тетради.

Слайд 6

- Ребята, кто знает самый известный сигнал азбуки Морзе? (SOS)

- Что это за сигнал? (SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. )

Много раз в фильмах мы видели, как к терпящим бедствие людям устремляются поисковые суда — водные и воздушные. Хорошо, когда это происходит в кино, но бедствия случаются и в жизни.

Не стоит думать, что сигнал SOS касается только моряков. Это универсальный сигнал. На всякий случай его надо научиться подавать всем и каждому. Ведь никто не застрахован от того, когда приятная прогулка на природе, поход или поездка вдруг превращается в опасную ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. И сотовая связь далеко не всегда способна помочь. 

Этот сигнал может пригодиться даже в городе. Бывали случаи, когда заложникам и людям, которых удерживали взаперти преступники, удавалось обратить на себя внимание именно благодаря сигналу SOS, поданному светом, стуком или другими способами. (огнем, ветками, светом)

Слайд 7

  1. Флажковая азбука

- Переверните страницу. Ещё одна азбука – флажковая. С ней вас познакомит ваша одноклассница Ксюша.

Слайд 8 Рассказ ученицы

"Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. Первоначально свод состоял из 18 флагов. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 флагов, которые соответствуют буквам алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.
Сигнал может быть составлен из одного флага или нескольких.

Военно-морской свод сигналов России построен также, как международный. Полный набор флагов состоит из 59 флагов: 32 флага соответствуют буквам русского алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.

  1. Кодирование информации с. 82 по вариантам:

- А сейчас очень трудное задание: закодировать слова с помощью флажковой азбуки. Слова «победа, дружба» – 1 вариант, « знания, подвиг» – 2 вариант

Проверка Слайд 9



- Кто сможет прочесть девиз экипажа корабля «Смелый»? (Только вперёд)

- Можно ли этот девиз применить к нашей деятельности? Почему? (Мы учимся, развиваемся, двигаемся вперёд, становимся умнее и т.п.)

V. Итог занятия. Рефлексия.

-Ребята, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия?

- Какие из них мы смогли решить?

- Зачем нам нужно знать эти азбуки? (подать сигнал в сложной ситуации….)

- Как вы оцениваете вашу работу на уроке? (Закончи фразы : Было интересно…, было трудно…, я смог(ла)…, меня удивило…)

- Сегодня я предлагаю вам подвести творческий итог занятия: написать синквейн. Кто помнит, что это такое?

Слайд 10

Азбука

необычная интересная

изучали шифровали раскодировали

Мне было очень интересно!

Морзе

- Желающие, прочтите свой синквейн.

VII. Домашнее задание. Слайд 11

- Сегодня у нас было необычное занятие и необычная азбука. Домашнее задание тоже необычное: придумать свою азбуку и отправить послание своему соседу, зашифровав пословицу. С. 83, задание 3

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее