Занятие кружка «В мире информации» в 3 классе
Тема: «Необычная азбука»
Цель: Знакомство с видами необычных азбук (Морзе и флажковой )
Задачи: 1. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
2. Учить адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
3. Формировать УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Оборудование: флажки 2 шт. ,тетради «В мире информации», презентация, цветные карандаши, видеоролик по теме.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Мы с вами снова вместе на занятии кружка «В мире информации».
II. Мотивация. Учитель сигналит с помощью семафорной азбуки слово «азбука».
- Что это было?
- Кто помнит, кто изобрёл русскую семафорную азбуку? (адмирал Степан Осипович Макаров)
- Чем необычна эта азбука? (сигналы подаются флажками, каждая буква – знак флажками)
- Кто смог прочесть мой сигнал? («Азбука»)
- Молодцы!
III. Постановка УЗ
- Как вы считаете, есть ли ещё какие-нибудь необычные азбуки?
- Давайте определим, какие задачи мы поставим на занятии? (Узнать о других необычных азбуках)
Слайд 1
Создание кластера
( Какие есть азбуки? Когда изобрели? Кто изобрел? Где используется? Для чего нужна? Люди каких профессий пользуются? Нужна ли нам?)
азбука
IV. Изучение нового материала
- Что это за звук? (Звучит сигнал азбуки Морзе)
Знакомство с изобретателем. Работа с текстом с. 81 тетради
- Что узнали?
Слайд 2
Просмотр ролика Слайд 3
- Какую информацию смогли извлечь из материала видеоролика?
- Как закодированы буквы в азбуке Морзе?
- Где используется эта азбука?
- Людям каких профессий нужно знать азбуку Морзе?
Слайд 4, 5
Раскодирование информации
- Попробуйте раскодировать послание , отправленное с помощью азбуки Морзе. (Наш корабль плывет на юг)
Кодирование информации. Работа в паре.
- А сейчас обратное действие: закодируйте слова на с. 81 тетради.
Слайд 6
- Ребята, кто знает самый известный сигнал азбуки Морзе? (SOS)
- Что это за сигнал? (SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. )
Много раз в фильмах мы видели, как к терпящим бедствие людям устремляются поисковые суда — водные и воздушные. Хорошо, когда это происходит в кино, но бедствия случаются и в жизни.
Не стоит думать, что сигнал SOS касается только моряков. Это универсальный сигнал. На всякий случай его надо научиться подавать всем и каждому. Ведь никто не застрахован от того, когда приятная прогулка на природе, поход или поездка вдруг превращается в опасную ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. И сотовая связь далеко не всегда способна помочь.
Этот сигнал может пригодиться даже в городе. Бывали случаи, когда заложникам и людям, которых удерживали взаперти преступники, удавалось обратить на себя внимание именно благодаря сигналу SOS, поданному светом, стуком или другими способами. (огнем, ветками, светом)
Слайд 7
Флажковая азбука
- Переверните страницу. Ещё одна азбука – флажковая. С ней вас познакомит ваша одноклассница Ксюша.
Слайд 8 Рассказ ученицы
"Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. Первоначально свод состоял из 18 флагов. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 флагов, которые соответствуют буквам алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.
Сигнал может быть составлен из одного флага или нескольких.
Военно-морской свод сигналов России построен также, как международный. Полный набор флагов состоит из 59 флагов: 32 флага соответствуют буквам русского алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.
Кодирование информации с. 82 по вариантам:
- А сейчас очень трудное задание: закодировать слова с помощью флажковой азбуки. Слова «победа, дружба» – 1 вариант, « знания, подвиг» – 2 вариант
Проверка Слайд 9
- Кто сможет прочесть девиз экипажа корабля «Смелый»? (Только вперёд)
- Можно ли этот девиз применить к нашей деятельности? Почему? (Мы учимся, развиваемся, двигаемся вперёд, становимся умнее и т.п.)
V. Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия?
- Какие из них мы смогли решить?
- Зачем нам нужно знать эти азбуки? (подать сигнал в сложной ситуации….)
- Как вы оцениваете вашу работу на уроке? (Закончи фразы : Было интересно…, было трудно…, я смог(ла)…, меня удивило…)
- Сегодня я предлагаю вам подвести творческий итог занятия: написать синквейн. Кто помнит, что это такое?
Слайд 10
Азбука
необычная интересная
изучали шифровали раскодировали
Мне было очень интересно!
Морзе
- Желающие, прочтите свой синквейн.
VII. Домашнее задание. Слайд 11
- Сегодня у нас было необычное занятие и необычная азбука. Домашнее задание тоже необычное: придумать свою азбуку и отправить послание своему соседу, зашифровав пословицу. С. 83, задание 3