Муниципальное бюджетное учреждения дополните6льного образования
«Станция юных техников»
Конспект занятия
«Изготовление лягушки-неваляшки»
Составил:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Захарова Тамара Григорьевна
Ханты-Мансийск,
2019 г
Конспект
занятия в объединении начального технического моделирования
на тему: «Изготовление лягушки - неваляшки»
Цели:
изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки;
обратить внимание на внешний вид, строение лягушки;
Задачи:
Научить поэтапному изготовлению лягушки-неваляшки.
Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Прививать художественный вкус.
Развивать пространственное мышление, творческие и логические способности.
Расширять кругозор учащихся.
Оборудование:
Демонстрационный материал – презентация.
Раздаточный материал:
Альбомная бумага;
Калька;
Копировальная бумага;
Чертежи;
Клей ПВА или клей «Момент» (прозрачный);
Инструменты для работы:
ножницы;
нож канцелярский;
шило;
линейка;
простой карандаш.
Цветные карандаши или фломастеры
Словарь: земноводное, линять, линька
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций в альбомах и энциклопедиях.
План занятия:
1. Opганизационный момент.
2.Введение в тему занятия.
3. Изучение нового с использованием презентации.
4. Опыт.
5. Практическая работа.
6. Итог занятия.
7. Рефлексия.
Ход занятия:
Opганизационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на очередном занятии «Начального технического моделирования». Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам земноводном обитателе …
2. Введение в тему занятия.
Педагог: Тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку:
ЗАГАДКА ПРО ЛЯГУШКУ:
Выпучив глаза сидит,
Не по-русски говорит.
По - блошачьи прыгает,
По-человечьи плавает.
Родилась в воде,
А живёт на земле…
Дети: Лягушка.
Загадка про лягушку
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!
Ответы детей. Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).
Педагог: Правильно. Какого цвета лягушка? Дети: Зелёного.
Педагог: Правильно. Послушайте стихотворение про лягушку.
Лягушка-квакушка
Улыбка до ушей!
Веселая подружка. И рыбок и мышей.
Попрыгает по суше -
Поплавает в воде,
Веселая лягушка. Не пропадет нигде!
И тут и там она своя,
Она же земноводная,
Ее люблю за это я,
Хотя она холодная.
Педагог: И сегодня я хочу рассказать вам немного о лягушках.
3. Изучение нового с использованием презентации.
Педагог: Ребята, в природе существует более 3500 видов лягушек, давайте рассмотрим лягушку и опишем её.
Дети: Форма тела лягушки – овальная, кожа зеленая, скользкая, мокрая, гладкая. Голова: ноздри, рот – во рту длинный, липкий и широкий язык. Глаза большие, ноги – передние короткие, задние длинные.
Педагог: Дети скажите, а где живут лягушки?
Дети: На суше. В воде. В болоте.
Педагог: Ребята, а вы знаете, как называются эти лягушки? Лягушка, которая живёт на суше - травяная, она бурого цвета. Лягушка, что живет в воде - водяная, прудовая, озёрная - зелёного цвета. А вы знаете, что лягушка меняет цвет кожи четыре раза в год.
Педагог: Скажите, пожалуйста, как называется детеныш лягушки?
Дети: лягушонок
Педагог: Совершенно верно. (Показ презентации). Посмотрите как много лягушат. А теперь давайте посмотрим, какие бывают лягушки: (педагог показывает на слайдах в презентации): лягушка-квакушка, прудовая лягушка, стеклянная лягушка, леопардовая, оранжевая, синяя.
Лягушки живут в реках, озерах, пруда. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
Педагог: Как вы думаете, а чем питаются лягушки (ответы детей)
Дети: Комарами.
Педагог: Правильно, и не только.
Еще они питаются мухами и насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара.
Послушайте еще одну загадку о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.
А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.
Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей). Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле. Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.
4. Опыт.
Педагог: Дети, а что, нужно чтобы жила лягушка в воде?
Дети: Воздух.
Педагог: Правильно. А теперь давайте, вдохнём глубоко. Чем мы дышим?
Дети: Воздухом.
Педагог: Совершенно верно воздухом, а какой воздух (ответы детей)
Дети: Прозрачный, не видимый, он окружает нас.
Педагог: А в воде мы можем увидеть воздух, как вы думаете?
Дети: Да.
(Педагог проводит с детьми опыт с воздухом: Ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляется много пузырьков воздуха).
Педагог: Ну вот, мы с вами и увидели воздух!
Дети: Да увидели.
Педагог: Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.
В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей). «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно.
К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье. А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!».
Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают в мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.
Про это даже загадка есть:
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).
Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.
Педагог: А теперь, дети, давайте немного отдохнём.
Физминутка: «На болоте 2 лягушки».
На болоте 2 лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт привет!
В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае, не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».
5. Показ слайдовой презентации.
Педагог: Сегодня мы с вами будем делать лягушку-неваляшку.
Выберете цвет бумаги. ( Выбор предсказуем - все выбирают однотонно зеленый).
6. Практическая работа.
(Педагог напоминает о правилах работы, технике безопасности и обращает на них внимание в ходе всей работы).
Техника безопасности при работе с ножницами:
Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
При работе не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй их в раскрытом виде.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Правила обращения с шилом:
Не оставляй шило без присмотра, всегда убирай его в коробочку с инструментами;
Передавай шило ручкой вперед;
При работе с шилом следи, чтобы не поранить руку при прокалывании плотной бумаги или картона, по возможности подкладывай кусок пенопласта или плитку ПХВ.
Практическая работа по изготовлению игрушки лягушки-неваляшки из бумаги.
Индивидуально, по ходу педагог оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями.
Творческая практическая деятельность.
1.Изготовление лягушки-неваляшки по чертежу.
2.Последовательность работы с чертежом:
Работа выполняется на листе плотной бумаги
На плотный лист бумаги положить копировальную бумагу;
На копировальную бумагу кладём чертёж;
На чертёж кладём кальку;
Всё скрепляем скрепками с одной стороны листа, тогда чертеж получится аккуратным.
Переводим чертёж с помощью карандаша и линейки
Проверяем, все ли линии переведены, снимаем скрепки;
Прорабатываем линии сгиба шилом;
Внимание! Шилом работайте только на подкладной доске, чтобы не испортить стол и не пораниться.
Раскрашиваем;
Вырезаем, склеиваем или собираем
Педагог: Лягушке нравятся слова, в которых есть 3 буквы – К В А.
Ребята, давайте хором 3 раза произнесём «Ква - ква- ква!».
7.Игровая пауза - соревнование «Чья лягушка первой прибудет к финишу».
Награждение победителей и всех участников.
8. Итог занятия:
Педагог: Время зря мы не теряли,
Все заданья выполняли,
Как вам это удалось?
Что же сделать вам пришлось? (Ответы детей.)
Педагог: Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.) А кого вы научились делать?
Дети: Лягушку.
Вопросы для повторения:
1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как люди относятся к лягушачьему пению?
6. Как появляются на свет лягушачьи детки?
7. Линяют ли лягушки? Когда?
8. Чем питаются лягушки?
9. Почему лягушки – земноводные животные?
10. Назовите врагов лягушек.
Педагог: Правильно, теперь вы можете сами делать весёлую лягушку и научите своих друзей и близких.
9. Рефлексия.
Рефлексия по методике «Эмоциональное письмо». Для этого вам необходимо выбрать из предложенных эмоций картинку, соответствующую вашему настроению, с обратной стороны напишите свои имена.
Веселый смайлик Равнодушный смайлик Грустный смайлик
Педагог: На этом наше занятие закончено всем спасибо за работу!!!
Литература
Леонтьев Д.П. Сделай сам. Детская литература. 1978г.
Маркуша А.М. А я сам… Детская литература. 1984г.
Тарасов Б.В. Самоделки школьника. Просвещение.1977г.
Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Просвещение. 1985г.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. Просвещение.1990г.
Весёлые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Грант-Пресс, АСТ-ПРЕСС. 1995. – 32 С.
Используемые интернет-ресурсы
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/lyagushka.html