«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия: «Изготовление игрушки рыбки из бумаги» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Радуга творчества»

Цель занятия:

уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о красоте и разнообразии водного мира;

- расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания;

- дать учащимся сведения о технологии сборки по чертежу рыбки из бумаги;

- научить придавать изделию законченный вид;

- формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования

«Станция юных техников»











Конспект занятия:

«Изготовление игрушки рыбки из бумаги»

с детьми младшего школьного возраста в объединении

«Радуга творчества»















Составили:

педагоги дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Лыткина Оксана Владимировна,

Захарова Тамара Григорьевна











Ханты-Мансийск,

2019 г


Тема занятия:

«Изготовление игрушки рыбки из бумаги»



Цель занятия:

уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах;


Задачи:

 

Образовательные:

- дать представление о красоте и разнообразии водного мира;

- расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания;

- дать учащимся сведения о технологии сборки по чертежу рыбки из бумаги;

- научить придавать изделию законченный вид;

- формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.


Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление;

- развивать наблюдательность, произвольное внимание, фантазию;

- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей детей


Воспитательные:

- воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели;

- воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к родному краю;

- учить доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма занятия:

Комбинированное (традиционное занятие + практическое занятие, с использованием ИКТ).


Словарная работа:

плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

Оборудование:

Для педагога: Иллюстрации с изображением рыб, моря, водорослей, "Аквариум", образец игрушки, демонстрационное изделие.

Для учащихся: альбомная бумага, ножницы, клей, линейка, простые карандаши, цветные карандаши или фломастеры, нож канцелярский, шило, чертежи, копировальная бумага, калька;


Ход занятия:


1.Организационный момент (2-3 мин.).

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята!

Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
Руки на месте! 
Ноги на месте! 
Локти у края! 
Спинка прямая!  
Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку: 
Ходит город — великан на работу в океан. (Корабль).

2.Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.

Педагог: Сегодня мы поговорим о некоторых жителях подводного мира. Чтобы узнать о ком пойдёт речь, прошу отгадать загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Кто живёт в этой стране? (Рыбки).


Плаваю под мостиком-

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю. (рыба)

-Правильно, это рыбка.

Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
1 остановка «Встреча с умным крабом».
Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах. 

Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки. 
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд. 
Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле. 

А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.

Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.

2 остановка «Встреча с лягушкой».

Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
- Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
- Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
- Из чего выводятся мальки — детёныши рыб? (Из икры).
- Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.(прыжки на месте)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.(имитация)

То плавниками шевеля

Играют в прятки больше дня. (шевелить руками имитируя движения плывущего)

И никогда покоя

Не знает дно морское.(пожимание плечами)


3 остановка «Золотая рыбка».

Её задание: отгадать сложные — сложные загадки.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
2. У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в уху попала.
(Щука).

3. Колючий, да не ёж,
Кто же это? … (Ёрш).
4. В пруду или озере, больше нигде.
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, 
Вот именно там обитает …
(Карась).

Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Вот, сколько интересного, вы узнали о рыбках.

3.Постановка задачи:

Итак, тема нашего занятия: изготовление из бумаги по чертежу «Рыбки».

4.Творческая практическая деятельность.

1.Изготовление «Рыбки» по чертежу.

2.Последовательность работы с чертежом:


Последовательность перевода чертежа на бумагу:

  • На плотный лист бумаги положить копировальную бумагу;

  • На копировальную бумагу кладём чертёж;

  • На чертёж кладём кальку;

  • Все листы скрепляем скрепками с одной стороны;

  • Переводим чертёж с помощью карандаша и линейки

  • Проверяем, все ли линии переведены, снимаем скрепки;

  • Прорабатываем линии сгиба шилом;

6. Практическая работа. Под спокойную музыку дети приступают к выполнению работы.

(Педагог напоминает о правилах работы, технике безопасности и обращает на них внимание в ходе всей работы).

Техника безопасности при работе с ножницами:

  • Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.

  • Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.

  • При вырезании детали поворачивай бумагу.

  • Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.

  • При работе не держи ножницы концами вверх.

  • Не оставляй их в раскрытом виде.

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  • Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Правила обращения с шилом:

  • Не оставляй шило без присмотра, всегда убирай его в коробочку с инструментами;

  • Передавай шило ручкой вперед;

А сейчас, давайте отдохнём.

7.Игровая пауза. Пальчиковая гимнастика.

Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка) Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (снова изображают как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (снова показывают, как плывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Мы отдохнули, сейчас можем приступать к работе.

8.Продолжение практической работы. В процессе деятельности детей педагог поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, педагог оказывает ин­дивидуальную помощь. Дети прорабатывают линии пунктира шилом (сгиб), раскрашивают рыбку, собирают при помощи клея.

Педагог: Ребята, услыхала я, что Вы ведете разговор о нас - рыбах и захотелось мне рассказать Вам о морских и речных рыбах еще больше. Послушайте!

Жизнь в морях необыкновенно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб, они самые красивые и необыкновенные.

-Одной из представительниц морей является акула. Известно более 200 видов акул. Это опасный хищник, но на человека акула нападает редко, только когда не может добыть пищу в море. Питается акула рыбой. Она хороший охотник. (Показ иллюстрации).

-А каких Вы еще знаете морских обитателей (Дельфины, медузы, морской конек)

На земле много водоёмов с пресной водой – реки, озёра, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. Щука – хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбёшек, лягушек. Может весить до 12 кг.

Сом-представитель речных видов рыб. Это самая крупная речная рыба. Питается лягушками, моллюсками, мелкими рыбами. Может напасть на водоплавающих птиц, на собак, заходящих в воду.

-Назовите речных рыб (Щука, карась, окунь, лещ)

-Молодцы, дети! Мне пора в свои морские глубины.

-А сейчас, ребята, золотая рыбка Вам оставила еще и кроссворд! Отгадав его, Вы узнаете без чего все рыбы не могут жить.

1) Посмотрите дом стоит

До краев водой налит.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы (аквариум)

2) На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно (сом)

3) Что это у Галочки?

Палочка в руке, ниточка в воде (удочка)

4) Самая опасная для человека рыба (акула)

=====акВариум

======сОм

======уДочка

===акулА

(из выделенных букв получилось слово:вода)

-Ребята, какое слово получилось (Вода)

-Значит, без чего не могут жить рыбы (Без воды)

-Молодцы!


Следующая игра «Собери рыбку» (разрезные картинки)

8.Итоги занятия. Рефлексия.

Беседа , повторение пройденного материала:

-Где живут рыбы (В воде)

-Чем питаются рыбы (Другими рыбами,морскими растениями)

-В каких водоемах могут жить рыбы (В реке,озере,пруду,море,океане,аквариуме)

-А могут рыбы жить в болоте (Нет, там грязная вода)

-Каких Вы знаете рыб (В море-морские,в реке-речные,в аквариуме-аквариумные)

-Как называется детеныш рыбы (Малек)

-Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост)

Молодцы, ребята! Я увидела, какие красивые рыбки у вас получились. Вот какие вы волшебники! Выставка детских работ. Наше занятие подошло к концу. Дети, всем спасибо за работу!


Список использованной литературы:


1.      Н. Сотникова «100 загадок от А до Я», Издательство: Айрис-Пресс 2014

2.      Н. В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Издательство: Детство-Пресс 2011

3.      Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Издательство: Просвещение 1991

Список используемых интернет ресурсов


https://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-aleksevna-gorchakova/konspekt-besedy-o-rybah-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html


https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-chto-my-znaiem-o-rybakh.html

http://school250.ru/liulkina/fish.pdf














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее