ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми
образовательными потребностями г. Смоленска”
Конспект занятия
курса по выбору
“Тайны орфографии и грамматики”
Тема урока: “Фразеологизмы”
3 класс
Учитель:
Язенина О.А.
29.11.2017 г.
Смоленск
2017 г.
Тема занятия: “Орфограммы”
Обучающийся: В. Сергей.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель: формирование понятия “устойчивые обороты речи”, знакомство с творчеством юбиляра Э.Н. Успенского.
Задачи:
1. Показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов.
2. Развивать образное мышление, речь, память, познавательные способности, расширять словарный запас.
3. Продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды через привлечение героев произведений Э.Н. Успенского, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: электронная тетрадь, отрывок мультфильма “Трое из Простоквашино”
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности обучающегося к уроку, эмоциональный настрой на работу.
2. Мотивация учебной деятельности обучающегося.
- На наших занятиях стало доброй традицией помогать героям мультфильмов, которые попали в беду, или у которых возникли какие-то проблемы. Сегодня как раз настало время поработать спасателем. Угадай, кому нужна твоя помощь.
Любит есть он бутерброд
Не как все - наоборот.
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажи мне, как?
- Да, правильно. Это кот Матроскин из трилогии “Трое из Простоквашино”. А каких ещё героев из этого произведения ты знаешь? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, почтальон Печкин, галчонок)
- А знаешь ли ты, кто придумал этих героев? (Эдуард Николаевич Успенский)
- Эдуард Николаевич родился 22 декабря 1937 года. То есть в декабре он будет отмечать 80-летний юбилей. Именно этой дате и посвящена Неделя Начальной Школы, которая проводится в нашем Центре.
Ещё в школе, будучи старшеклассником, Эдик был вожатым в младших классах, с тех пор прирос к малышне всем сердцем. Он всегда был заводилой, организатором, лидером. В школе Эдик учился неважно, но мечтал стать академиком или министром. Конечно, академиков-неучей не бывает, и Успенский-школьник каждый раз обещал себе начать учиться с понедельника. Но по-настоящему учиться он стал после случая, когда он не слишком обдуманно спрыгнул с крыши. С переломом ноги Эдик попал в больницу. Вот тут-то он испугался, что станет двоечником, и попросил маму принести учебники. В больнице он стал упорно заниматься и в результате после школы с лёгкостью поступил в институт, который с отличием окончи. Кстсти, в институте Успенский был активным КВН-щиком... Окончив институт стал инженером - 3 года строил самолёты. Но потом понял, что занимается не своим делом. Подумал и стал детским поэтом, прозаиком, сценаристом, драматургом. Самое первое произведение, которое он написал для детей, принесло ему популярность. Это был “Чебурашка и крокодил Гена”.
- Позже появились мультфильмы “Пластилиновая ворона”,
- “Дядя Фёдор, кот и пёс”.
- Успенский - на редкость весёлый писатель и, к тому же, удивительно добрый человек. А его герои получили всенародное признание и завоевали всеобщую любовь... А теперь давай узнаем, какая же помощь понадобилась Матроскину. Печкин принёс письмо от дяди Фёдора. Кот Матроскин - очень гостеприимный хозяин: напоил почтальона чаем.
- После чаепития Печкин отдал письмо Матроскину.
- А в письме дядя Фёдор написал, что очень хочет приехать в Простоквашино, но родители его не отпускают, так как он не может разобраться с одной очень сложной темой и выполнить некоторые задания.
- Матроскин сначала расстроился, а потом вспомнил про тебя. Ведь он уже не раз обращался к тебе за помощью и ты никогда не подводил.
- Ну что - ты же не откажешь Матроскину? Ты же хочешь, чтобы дядя Фёдор приехал к нему в Простоквашино?
- Ну что ж, тогда давай познакомимся с трудной темой, с которой дядя Фёдор не смог разобраться, и поможем выполнить задания.
3. Подготовительный этап к восприятию темы. Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока.
Задание 1.
- Заруби себе на носу, что тебе сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок… Всё ли тебе было понятно из того, что я сказала?
- Значит, как мы будем работать?
- Объясни смысл фраз, которые я употребила в своей речи:
Заруби себе на носу (Запомни навсегда)
Работать, засучив рукава (Работать правильно, не ленясь)
Не падай духом (Не расстраивайся)
Возьми себя в руки (Соберись с силами)
Сложа руки (Ничего не делая)
Не успеем оглянуться (Очень быстро)
- Как ты думаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна, о выражениях, которые являются сокровищем русского языка, о высказываниях, которые передаются поколениями. Знаешь ли ты, как называются такие устойчивые фразы, обороты речи, которые всегда употребляются в речи в одном и том же смысле? (Фразеологизмы)
- Какие цели мы поставим на уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, для чего они нужны в речи)
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Что же такое фразеологизмы?
- “Фразис” - выражение, “логос” - слово, понятие.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, часто употребляемые в речи выражения. Например:
Потерять голову, повесить голову, клевать носом, провалиться сквозь землю, вешать лапшу на уши...
- В таких устойчивых выражениях нельзя заменять слова и менять их местами. Они извлекаются из памяти целиком. Почти все фразеологизмы можно объяснить одним словом. Они нужны в речи для того, чтобы сделать её более образной, интересной, разнообразной…
- Тебе всё понятно в этой теме?
- Ты разобрался с тем, что такое фразеологизмы?
5. Первичная проверка проверка понимания.
Задание 2.
- Давай проверим, как ты понял. Перенеси фразеологизмы в таблицу к той строчке, где, как ты считаешь, объяснение этого фразеологизма.
Повесить голову На ночь глядя
Клевать носом На один зубок
Вешать лапшу на уши За тридевять земель
Держать язык за зубами Хоть глаз коли
| Далеко |
| Мало |
| Темно |
| Расстроиться |
| Обманывать |
| Молчать |
| Засыпать |
| Поздно |
Физкультминутка.
- Я буду тебе давать команды только с помощью фразеологизмов, а ты их будешь выполнять.
- Встань ровно, как будто аршин проглотил.
- Согнись в три погибели.
- Хватай звёзды с небес.
- Попрыгай, как заяц.
- Дай задний ход.
- Побъём (друг другу) челом.
- Разведём руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.
- А так как в ногах правды нет, занимай своё место.
6. Первичное закрепление.
Задание 3.
- Угадай фразеологизмы по картинкам:
Два сапога - пара Водить за нос Зима на носу
Щёки горят За двумя зайцами Купить кота в мешке
- Как ты понимаешь смысл этих устойчивых выражений?
- Придумай с одним из них предложение.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что такое фразеологизмы? (Устойчивые выражения)
- Зачем в речи нужны фразеологизмы? (Украшают и разнообразят речь)
- Как ты сегодня работал: спустя рукава или засучив рукава?
- Бил баклуши?
- Информация, которую ты получил на уроке в одно ухо влетала, в другое вылетала?
- Ловил мух и считал галок?
- Ты держал ушки на макушке?
- Ну что ж, давай посмотрим, помог ли ты дяде Фёдору с заданиями.
https://www.youtube.com/watch?v=gPyEKzXVzVg - фрагмент м/ф Простоквашино (приезд дяди Фёдора в Простоквашино 0,14 сек.)