Конспект внеурочного занятия
Тема: М. Пляцковский «Урок дружбы».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения.
Развивающая: способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения.
Воспитательная: воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.
Формируемые УУД:
Личностные:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
отстаивать при необходимости свою точку зрения;
выражать свое собственное мнение;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
планировать свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
анализировать поступки, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
допускать существование различных точек зрения.
Оборудование к уроку: учебник, презентация.
Ход урока
| Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||
| Организационный момент 1. Эмоциональный настрой. 2. Приветствие. | -Послушайте песню и скажите о чём она. (звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики») -О чем эта песня? -Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? -Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
| Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. | ||||||||||
| II.Актуализация знаний | -Как думаете, что такое «дружба»? -Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. - Какими качествами должен обладать друг? -Ребята, посмотрите на слайд, на слова. Прочитайте их, выберите те качества личности, которыми должен обладать настоящий друг. Слова: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. -Прочитайте эти слова. -Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации, и имеет качества, которые вы выбрали. |
|
| ||||||||||
| III. Сообщение темы и цели урока | -Много сказок, много рассказов написано о дружбе. — Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал детский писатель Михаил Пляцковский.
|
|
| ||||||||||
| IV. Работа о теме урока
1.Биография М. Пляцковского
2. Первичное чтение
3. Вторичное чтение
4.Анализ произведения
| -Поэт-песенник (1935 -1991) родился в с.Енакиево Донецкой области. Окончил Московский литературный институт. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Поэт написал большое количество детских песен, которые стали «шлягерами» этого жанра – «Улыбка», «Настоящий друг», «Вместе весело шагать», «Дружат дети на планете»... -Кроме песен Пляцковский писал стихи, комедии, рассказы для детей. Все они пронизаны добротой, теплом, искренностью и, поэтому, очень любимы разными поколениями. К сожалению, рано ушел из жизни. Прожив всего 55 лет, оставил большой след в музыкальной и литературной культуре нашей страны. -Для чего мы учимся читать? -Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения.
-Давайте прочитаем слова на доске и попробуем догадаться, о чём будем читать? -Молодцы, все ответы верны. Мы с вами познакомимся с произведением, которое называется «Урок дружбы» -Послушайте это произведение. -Понравилось произведение? -Чем оно вам понравилось? - К какому жанру относится это произведение? -докажите? -Кто являются главными героями сказки? Физминутка Как по улице воробышек гуляет, (Ходим взад-вперед, руки в боки)
-А сейчас, мы послушаем сказку ещё раз и постараемся ответить на вопрос «В чем заключается Урок дружбы». -От кого пришла посылка Чику? -Что в ней было? -Почему Чик не сказал об этом своему приятелю? -А как к Чирику попали 10 зернышек? -Почему Чик отказывался от угощения Чирика? -Так в чем заключается «Урок дружбы» (ответы детей) -Кого можно считать настоящим другом и почему? - Чирика. Он поделился с другом). - Чему учит эта сказка?
-Понял ли Чик свою ошибку? -Найдите в сказке слова, доказывающие это.( Взял Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!) - Давайте охарактеризуем каждого из героев. Какие они? Для этого соединим стрелками качества, которые присущи каждому из них. -Ребята, у вас на партах лежат листы с заданиями. Охарактеризуйте каждого из героев. Какие они? Для этого соедините стрелками качества, которые присущи каждому из них. -Кто закончился, покажите посадкой.(проверка)
-А есть ли у вас в классе друзья? - За что вы называете другом? - Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? -А сейчас прочитайте пословицу на доске. «Дружба дороже денег» - Объясните ее смысл. - Подходит ли она к сказке? Докажите. - А знаете ли вы еще пословицы о дружбе? (дети приводят примеры пословиц) -Сам погибай, а товарища выручай -Старый друг лучше новых двух. -Не имей сто рублей, а имей сто друзей. -Нет друга – ищи, а нашёл – береги. -Один за всех, и все за одного. -Друзья познаются в беде. - Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга. | Слушают учителя, отвечают на вопросы.
-сказка -животн. разговар. -воробьи Чик и Чирик
- Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться -Да,понял |
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
| ||||||||||
| V.Итог урока
1.Итог.
2.Рефлексия.
3.Домашнее задание | -Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать. -С каким произведением познакомились - Что главное из этой сказки вы узнали для себя? -На память о сегодняшнем разговоре каждый получит рисунок «Домик дружбы», в котором вы поселите ваших друзей. Пусть в этом домике царит самые хорошие и добрые поступки. Он будет напоминать вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то вдруг поступит с другом неправильно, пусть посмотрит на этот домик и вспомнит, как надо поступить. Я желаю вам верных друзей и крепкой, настоящей дружбы!
Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были. -Домашнее задание сочинение о друге. Оценки за урок. | -«Урок дружбы» Михаила Пляцковского |
Р: осуществляют итоговый контроль.
|

не сказал приятелю)
«Себе ничего не останется»
Стало стыдно.

