Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Класс: 4, Тема: «Я и мои права»
Студент: Багаева С.Ю.
Методист: Ванюшина Е.Е.
Оценка за урок: ______________
Методист:
Ванюшина Е.Е.
Астрахань, 2023 г.
Тип внеурочного занятия:
Цель: учить применять права и обязанности в повседневной жизни.
Задачи: 1) познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников», 2) развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности; 3) воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
Планируемые результаты:
Личностные
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Познавательные :
- умение искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания.
Регулятивные:
-постановка учебной задачи, оценивание собственного вклада в деятельность группы, проведение самооценки уровня личных учебных достижение.
Оборудование: словарь Ожегова С.И., Конституция РФ, презентация.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
| -Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: - Что люди могут делать и чего не могут?; - На что люди имеют право и на что не имеют?; - Есть ли права у детей? -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Юрьевна и внеурочное занятие сегодня проведу у вас я.
| Эмоционально настраиваются на урок.
|
| - То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо. -Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги. - А кем является каждый из нас? - Каждый из нас – гражданин России. - Кто такой «Гражданин»? - В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: Гражданин 1 .лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; 2. взрослый человек, а также форма обращения к нему. -Разберем сначала первое определение. - Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? - Что значит «постоянное население»? - Что значит «наделённое правами и обязанностями»? -Объясню вам, что значит второе определение. Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
|
-Гражданином России.
Ответы детей
-человек
-люди, которые живут здесь всегда -иметь права и обязанности |
| - Скажите, гражданами какой страны мы являемся? - Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? - Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление». - А какие права мы имеем как граждане России? - У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).
-А теперь, зная эти права, мы поиграем. Игра называется “Путешествие в сказку”. - Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута. 1. «Айболит» К. И. Чуковский 2. «Золотой ключик» А. Толстой 3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. -Каждая команда получает жетон
| -России -Конституция РФ
Ответы детей
-Право на получение помощи врача -Право на образование -Право на труд |
| - Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России. - Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? - Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти. - Декларация – документ, который защищает наши права. - Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников. К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли «Декларацию о правах человека». - Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу в этом году? - - Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды. 1. «Учат в школе» 2. «Тяп – ляп» 3. «Песенка о лете» - Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …» - Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? В уставе нашей школы сказано: -обучающиеся Школы обязаны: -соблюдать Устав Школы; -добросовестно учиться; -бережно относится к имуществу Школы; -соблюдать Правила поведения учащихся. -Давайте разыграем сценку. Понадобится две девочки. В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:
Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными. С тех пор эта страна стала называться Правовой. - Что можно сказать о правах и обязанностях?
|
Ответы детей
-75 лет -Право на образование -Право на труд -Право на отдых Ответы детей
-Устав школы Права (разворачивает свиток и читает): -Жизнь, образование, труд, отдых. Обязанности (разворачивает свиток и читает): -Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся. Девочки говорят хором: -Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются! |
| - Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово. -А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. -Ребята, спасибо за занятие. До свидания!
| Ответы детей
Подведение итогов |