«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект внеурочного занятия на тему "Я и мои права"

Конспект внеурочного занятия «Я и мои права»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»






44.02.02 Преподавание в начальных классах



КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Класс: 4, Тема: «Я и мои права»




Студент: Багаева С.Ю.


Методист: Ванюшина Е.Е.


Оценка за урок: ______________

Методист:

Ванюшина Е.Е.








Астрахань, 2023 г.



Тип внеурочного занятия:

Цель: учить применять права и обязанности в повседневной жизни.

Задачи: 1) познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников», 2) развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности; 3) воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

Личностные

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Познавательные :

- умение искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи, оценивание собственного вклада в деятельность группы, проведение самооценки уровня личных учебных достижение.

Оборудование: словарь Ожегова С.И., Конституция РФ, презентация.





Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент


-Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?;

- На что люди имеют право и на что не имеют?;

- Есть ли права у детей?

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Юрьевна и внеурочное занятие сегодня проведу у вас я.


Эмоционально настраиваются на урок.


  1. Актуализация знаний

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

-Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

- А кем является каждый из нас?

- Каждый из нас – гражданин России.

- Кто такой «Гражданин»?

- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

Гражданин

1 .лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2. взрослый человек, а также форма обращения к нему.

-Разберем сначала первое определение.

- Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся?

- Что значит «постоянное население»?

- Что значит «наделённое правами и обязанностями»?

-Объясню вам, что значит второе определение. Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.














-Гражданином России.


Ответы детей









-человек


-люди, которые живут здесь всегда

-иметь права и обязанности

  1. Беседа по теме

- Скажите, гражданами какой страны мы являемся?

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права?

- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».

- А какие права мы имеем как граждане России?

- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).

  • Каждый человек имеет право на жизнь.

  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.

  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.

  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

  • Гражданин России имеет право на отдых.

-А теперь, зная эти права, мы поиграем. Игра называется “Путешествие в сказку”.

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

1. «Айболит» К. И. Чуковский

2. «Золотой ключик» А. Толстой

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин.

-Каждая команда получает жетон




-России

-Конституция РФ




Ответы детей















-Право на получение помощи врача

-Право на образование

-Право на труд

  1. Продолжение работы по теме

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах?

- Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти.

- Декларация – документ, который защищает наши права.

- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли «Декларацию о правах человека».

- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу в этом году?

- - Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. «Учат в школе»

2. «Тяп – ляп»

3. «Песенка о лете»

- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

В уставе нашей школы сказано:

-обучающиеся Школы обязаны:

-соблюдать Устав Школы;

-добросовестно учиться;

-бережно относится к имуществу Школы;

-соблюдать Правила поведения учащихся.

-Давайте разыграем сценку. Понадобится две девочки.

В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:


Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?











Ответы детей



































-75 лет





























-Право на образование



-Право на труд

-Право на отдых





Ответы детей





-Устав школы

































Права (разворачивает свиток и читает):

-Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

-Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.













Девочки говорят хором:

-Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

  1. Рефлексия. Итог урока.

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

-А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях.

-Ребята, спасибо за занятие. До свидания!



Ответы детей













Подведение итогов




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее