«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Животные - живые существа"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: учебная лаборатория

Технология обучения: технология группового обучения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: русский язык.

Оборудование: видеоролик «Отношение человека к животным», слайдовая презентация, проектор, колонки, экран, таблицы для заполнения, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с названием чувств.

Мизансцена урока: учащиеся рассаживаются в группы по 4 человека

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Паспорт урока


ФИО учителя: Батищева Нина Юрьевна

ОУ: государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Похвистнево

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Животные – живые существа (организмы)

Цель урока: сформировать понятие « Животное – живое существо», расширить знания детей о питании животных , способах передвижения, внешних отличительных признаках.


Планируемые образовательные результаты:

предметные:

1. Умение наблюдать за живыми существами и выделять их отличительные признаки;

2. Умение характеризовать животных как живые существа;

метапредметные:

1. Умение подбирать основание для классификации живых существ и классифицировать их по признакам, находить их место в классификации;

2. Умение сравнивать живые существа и фиксировать сравнение в таблице, схеме;

3. Умение принимать учебные цели, организовать свою деятельность;

личностные:

1. Понимание учащимися значения живых существ для планеты Земля и бережного отношения к ним.


Программные требования:

  • характеризовать животное как организм;

  • составлять описательный рассказ о животном;

  • устанавливать зависимость между особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации.


Ведущая мировоззренческая идея урока: Животные -это составляющая природы, частью которой является и человек, поэтому необходимо бережно относиться к ним.


Основные понятия: живой организм, среда обитания, покров тела, способ питания, органы передвижения, способ размножение животных.


План изучения нового материала:

  1. Постановка проблемного вопроса.

  2. Работа в группах. Заполнение таблицы «Характерные признаки животных».

  3. Выступление групп. Защита исследовательских работ.

  4. Решение проблемной ситуации: «А кто мы?»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: учебная лаборатория

Технология обучения: технология группового обучения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: русский язык.

Оборудование: видеоролик «Отношение человека к животным», слайдовая презентация, проектор, колонки, экран, таблицы для заполнения, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с названием чувств.

Мизансцена урока:  учащиеся рассаживаются в группы по 4 человека

Домашнее задание:

отметка «3» - пересказ статьи учебника на с . 100 – 105;

отметка «4» - заполнить таблицу «Характерные признаки животных» ;

отметка «5» - понаблюдать за поведением домашнего животного и составить рассказ о нем.


















Технологическая карта хода урока



Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


- Здравствуйте ребята, покажите мне свою готовность к уроку окружающего мира.

- Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то очень интересном. Какое слово зашифровано здесь? Вы должны исключить одинаковые буквы и прочитать слово.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.


КжКиККвКотКнКые


  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Умение определять цель урока под руководством учителя


Приём «Словесный ребус».

  • Получилось слово «животные».

  • Итак, сегодня мы будем изучать животных.

  • Подберите родственные слова к слову «Животное»? Выделим корень.

  • Какой можно сделать вывод? Животные какие? (живые) И тема нашего урока «Животные — живые организмы».

  • Ребята, какие задачи мы перед собой поставим? Помогут вам в том слова на слайде

Знать…

Уметь…

Угадывают слово


Отвечают на вопросы учителя





Под руководством учителя определяют задачи учителя.



III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Умение наблюдать за живыми существами и выделять их отличительные признаки

  • Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. Понаблюдаем за ними и выясним, какие признаки говорят о том, что это живые организмы?

Приём «Кластер»

  • Составим кластер и выясним, что объединяет всех живых существ.

Игра «Живое-неживое»

  • Поиграем в хорошо вам известную игру «Живое – неживое». Если я называю живой организм, вы хлопаете в ладоши, если – что-то другое – топаете ногой.

- Лиса, скворечник, акула, солнце, речка, головастик, медведь, дверь, ученик, кукла, жираф, сокол, гвоздь.

Называют животных (черепаха, рыбки, попугай)

Наблюдают за поведением животных

Составляют кластер.


Животное: дышит, передвигается, видит, слышит, питается, стареет, размножается, растет, умирает.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Умение выделять признак классификации.



Умение работать по предложенному плану, описывать животное по заданным признакам





Умение описывать живые существа и фиксировать данные в таблице


        1. Постановка проблемного вопроса.

Подумайте, ребята, что помогает нашим животным ориентироваться в окружающей среде? При помощи каких органов чувств животные могут ориентироваться в окружающей среде? (схема на слайде)

- Ребята, давайте выясним, чем похожи и чем различаются животные. Ваша задача, работая в группе, описать животное по предложенному плану. Какие характерные признаки вы должны выделить?

План описания животного.

1. Среда обитания.

2. Покров тела.

3. Способ питания.

4. Органы передвижения.

5. Способ размножение.

2. Работа в группах.

Групповая работа.

-На подготовку ответа каждой группе дается 7 минут. Первая группа описывает по предложенному плану черепаху, вторая — рыбок, третья — попугая. Таблица «Характерные признаки животных»


  1. Физминутка.


-Ребята, вы поработали и нам следует немного отдохнуть. Встали из-за парт и повторяем за мной движения.

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят.

Называют органы чувств: глаза, нос, язык, уши.




Дети сравнивают животных, высказывают предположение.








Работают в группах, составляют описание животного по предложенному плану.




Повторяют за учителем движения



Умение составлять описательный рассказ о животном.




Умение выделять отличительные признаки человека







4. Выступление групп.

- Ребята, продолжаем работать. Слушаем друг друга внимательно, исправляем, дополняем, оцениваем.

Защита исследовательских работ.

- Ребята, какой вывод можно сделать исходя из таблицы?

5. Решение проблемной ситуации.

- Посмотрите друг на друга и подумайте, а мы люди относимся к животным? Давайте порассуждаем. Какая наша с вами среда обитания? (наземная)

-Посмотрите на свои руки и руки соседа. Что вы можете сказать о покрове тела? (волосяной покров) Чем мы питаемся? Значит, какой способ питания у людей? (всеядные)

-Встаньте, ребята, сделайте несколько шагов вперед, назад. С помощью чего мы передвигаемся? (ноги, конечности) Способ размножения у людей? (рождение живых детёнышей)

-А кто мне скажет, человек к какой группе животных относится? (млекопитающее)

-Итак, какой вывод можно сделать, после того как мы сравнили группы животных и человека.

Каждая группа представляет описание животного




Дети решают проблему, предполагают, сравнивают, делают выводы.











  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Умение выделять характерные признаки животных

















Умение устанавливать зависимость между особенностями поведения и условиями обитания животного

- Предлагаю выполнить разноуровневое задание, и вам нужно определиться с уровнем сложности выполняемого задания.

На отметку «3» необходимо выполнить тест, состоящий из 6 вопросов.

На отметку «4» - «5» - выполнить тест и дополнительно дать развернутый ответ на вопрос.

Разноуровневое задание

1. Выполните тест

1. Тело этого животного покрыто нежной влажной кожей.

а) лягушка б) щука в) змея

2. Эти животные вскармливают детенышей молоком.

а) млекопитающее б) рыба в) ласточка

3. Животные, которые питаются только растительной пищей.

а) рыбы б) растительноядные в) всеядные

4. Животные, имеющие органы передвижения — плавники.

а) утка б) осьминог в) рыба

5. Выберите живые организмы.

а) птица б) рыба в) солнце

6. Как называется мир животных?

а) фауна б) флора в) зоология

2. Ответьте на вопрос: Установлено, что животные, которых воспитывал человек, как правило, погибают на воле. Как вы это сможете объяснить? Приведи примеры.


Взаимопроверка теста по эталону (со слайда) Слушание ответов на вопрос нескольких учеников.




Выполняют разноуровневые задания




















Выполняют взаимопроверку теста

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

Понимание учащимися значения живых существ для планеты Земля и бережного отношения к ним.


- Просмотрите видеоролик и скажите, как должен человек относиться к животным?

-Что произойдет, если мы будем относиться к животным существам не- милосердно ? Они окажутся на грани исчезновения. Все эти животные занесены в Красную книгу. Как мы, люди, должны относиться к животным? «Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Что нового узнали вы сегодня на уроке? Чему научились?

Домашнее задание:

отметка «3» - пересказ статьи учебника на с . 100 – 105;

отметка «4» - заполнить таблицу «Характерные признаки животных» ;

отметка «5» - понаблюдать за поведением домашнего животного и составить рассказ о нем.


Смотрят видеоролик


Отвечают на вопросы учителя.




Оценивают свою деятельность на уроке

Записывают домашнее задание



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее