«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока "Железные дороги"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 классов. В коспекте прописаны все этапы урока, УУД, цели и задачи. Данная разработка поможет учителям начальных классов.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру,

Тема: Железные дороги.

Проведенного в 3 «А» классе «СОШ №8»



Практикантка: Сафронова С. В.

__________(подпись)

Учитель: Ромахова И.Р.

__________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

__________(подпись)

(Оценка за урок) __________



Астрахань, 2023

Предмет:

Окружающий мир (раздел Обществознание)»

Класс:

3 «А»

Учебник:

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока

«Железные дороги»

Цель

Создание условий для расширения знаний учащихся о железных дорогах, их возникновения, сформировать представления учащихся о значении железных дорог в жизни человека

Задачи

Образовательные: познакомить детей с тем, как возникли и развивалисьжелезные дороги в России, объяснить, что такое железные дороги, для чего они нужны.

Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи; развивать поисково – исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные; поддерживать интерес к истории, любознательность, воспитывать трудолюбие.


Планируемые образовательные результаты учащихся

Предметные: формирование представлений о железных дорогах.

Личностные:

-формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- формировать положительное отношение к уроку;

 - формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;

 - формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;

 - проявление самостоятельности в учебной деятельности.

  Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

   - проговаривать последовательность действий, вносить соответствующие коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-уметь высказывать своё предположение;

 - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- фиксировать индивидуального затруднения в пробном действии;

-уметь соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё мнение;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- уметь взаимодействовать с соседом по парте, уметь вступать в диалог.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;                   

-понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

- уметь использовать полученную информацию

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная, работа в парах

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал, карандаши.

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация, учебник, ТК урока, раздаточный материал.

Используемые учителем литература

Учебник окружающего мира 3 класс, Интернет-ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

13.04.2023





Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, 

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.


- Ребята, какими мы будем сегодня на уроке?

- Проверьте свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя.



Настраиваются на работу






-Любознательными, внимательными, активными

Проверяют все ли на месте.

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль; овладеть умением прогнозировать;

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

-Ребята, какой раздел из истории нашего государства мы сейчас изучаем?

-Что создавалось трудом ремесленника?



-Что такое ремесло?



-А ремеслом владели только взрослые?




-Скажите какие ремесла были в России в 17-18 веках?



-Уже в 16 веке в Москве было много слобод. Что такое слобод?

-Ребята, посмотрите на слайд.

-По названию слобод определите, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них. (Иконная, Оружейная, Плотничья, Гончарная, Кузнецкая).

-Молодцы!

-Раздел называется "Как трудились в старину "

-Трудом ремесленника создавалось все материальное и услуги, в которых нуждались.

-Ремесло - это труд человека по производству предметов, необходимых для жизни.

- Нет дети тоже помогали своим родителям (смотрели за младшими детьми, собирали грибы, ягоды, пасли коров, гусей)

-Скорняжное, строительные, ювелирные, производство продуктов, гончарное, обработка металла, обработка льна и т.д.

-Слобод - это место, где жили и работали ремесленники.

-Иконная(писали иконы), Оружейная ( делали оружия), Плотничья ( занимались с обработкой дерева), гончарная (лепили из глины посуду) кузнецкая( ковал сталь).

Познавательные:

-определять умения, которые будут сформированы на основе данного изучения данного раздела;

-представлять информацию в виде текста.

-структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свою мысль.

3. Усвоение новых знаний и способов действия

-Ребята, благодаря развитию заводов, фабрик, а также творчеству и изобретательности нашего народа стали появляться первые жизненно-важные изобретения. Сегодня вы узнаете об одном из важных технических изобретений человечества.

-Для того, чтобы узнать какая будет тема сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадки.

-Железные избушки, прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведёт всех за собой.

-Полотно, а не дорожка, конь не конь, сороконожка. По дороге той ползёт, весь обоз один везёт.

-С вокзала в живот свой собрала народ, по рельсам на дачи их быстро везёт.

-Я в любое время года и в любую непогоду, очень быстро в час любой, провезу вас под землёй.

-Я зашёл в зелёный дом, но недолго пробыл в нём, оказался этот дом, быстро в городе другом.

-Молодцы, ребята! (Все ответы на загадки появляются на слайде)

-Ребята, теперь послушайте аудиозапись и скажите мне, что объединяет все эти слова? (Включаю звук стука поездов)

-Верно.




-Как вы думаете, о каком изобретении будет идти речь на уроке? Назовите сегодняшнюю тему урока.

(тема урока на слайде)


-Какую цель мы с вами поставим?


-Молодцы!











-Поезд.



-Тепловоз.


-Электричка.



-Метро.



-Вагон.





-Слушают аудиозапись.

-Все эти слова объединяет железная дорога, рельсы и то, что всё это транспорт.



-О железных дорогах.


-О первых железных дорогах в России.


-узнать, где была построена первая железная дорога и какое значение имело появление железных дорог в России.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

Познавательные:

-ориентироваться в системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.


4. Объяснение нового материала

-Железная дорога – это оборудованная рельсами полоса земли либо поверхности искусственного сооружения, которая используется для движения рельсовых транспортных средств. 1 ноября 1851 открылась железная дорога Санкт-Петербург – Москва. Именно эта дорога положила начало строительству в России сети железных дорог.

-Ребята, а вы когда-нибудь ездили по железной дороге на поезде?


-Железная дорога может состоять только из одного пути или может быть несколько путей?

-Верно, ребята.

-Появление железных дорог способствовало удешевлению перевозки товаров, росту товарообмену. Территория России стала единым экономическим пространством. По пути следования железнодорожного полотна строились новые города, заселялись отдаленные пустынные области.


-Ребята, откройте учебник на странице 133 и посмотрите на изображение. (Фото на слайде)


-Здесь изображено прибытие поезда на станцию Царское село.

-Поезд прошёл расстояние от Петербурга до Царского села за 35 минут. Только за первый год Царскосельская дорога перевезла около 70 тысяч пассажиров. Железнодорожные билеты сначала были металлическими, при выходе из вагона их сдавали кондуктору. (Фото билетов на слайде)


-Ребята, похожи эти билеты на нынешние?


-Даже после того, как успешно заработала Царскосельская дорога, сомнения ещё оставались, нужны ли вообще дороги в России, а если нужны, то какую дорогу стоит построить в первую очередь. Большинство людей сходились во мнении, что дороги нужно строить между двумя столицами.


-А между какими столицами, мы узнаем из текста в учебнике.













(Ответы учащихся)



-Железная дорога может состоять как из одного пути, так и из нескольких путей.










-Открывают учебник.




-Слушают учителя.










-Нет, сейчас билеты бумажные.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Физминутка

- Я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем.

-Едет, едет паровоз (Ходьба на месте)

Много у него колёс (Руки в разные стороны)

Мчится паровоз по кругу (Повороты туловища влево и права)

Машем мы рукой друг другу (Помахать двумя руками)

Тра-та-та, тра-та-та (2 раза приседания)

Занимай свои места!




Выполняют упражнения


Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Работа по теме

-Ребята, откройте учебник на странице 132 и прочитайте текст.

-После чтения вам нужно будет ответить на вопросы.

-В каком году была построена первая железная дорога? Какой это век?

-Какова была длина железной дороги?

-Какие два пункта она связала?


-Между какими двумя городами была проведена железная дорога к середине 19 века?

-Сколько км составляла протяжённость железных дорог к концу 19 века?

-Молодцы!

-Работы начались одновременно с двух концов, прокладывались сразу две параллельные линии. На пути было множество препятствий: болота, реки, возвышенности, обширные леса. Руководили стройкой исключительно только русские инженеры. После 8 лет упорного труда железная дорога Санкт-Петербург-Москва с протяжённостью более 50000 км. Вступила в строй. Поезд преодолел это расстояние за 22 часа.

(Фото железной дороги на слайде)

-Ребята, посмотрите в учебнике на стр. 134 изображение. (Фото тоже на слайде). Это паровоз Черепановых.

-Историки считают днём Рождения железнодорожного транспорта 1 августа 1834 г. С тех пор в 1 воскресенье августа начали отмечать праздник День железнодорожника.

Давайте прочитаем текст и узнаем, кто же создал паровоз Черепановых. (Читаем по цепочке, по предложению).

-Ребята, вы прочитали текст. У вас на партах лежит лист с заданием. Вам нужно будет ответить на вопросы. В случае затруднения, вы можете обратиться к учебнику.

-Приступайте к работе.

-Теперь проверим, кто желает ответить?


1. В каком году произошло событие на уральском горном заводе?

2. Что было вместо упряжки лошадей?


3. Кто создал паровую машину?



4. Чем заменяли паровые машины и паровозы?

-Молодцы!

-Ребята, посмотрите на слайд (фото паровоза)первый паровоз был создан в 1838 году в Петербургском технологическом институте для Цаскосельской железной дороги. Он получил имя "Проворный".

- Железнодорожный транспорт начал активно развиваться стимулируя российскую промышленность. В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны. (Фото вагонов на слайде). Для изготовления паровозов и вагонов нужен был метал, кожа, резина и т.д.

-Читают текст на стр.132 в учебнике «О первых железных дорогах».


- В 1837 году.

-19 век.

-27 км.

-От С. Петербурга до Царского села.

-Между Санкт-Петербургом и Москвой.

-50.000 км.




-Слушают учителя.


















-Читают текст по цепочке.


-Открывают тетради, записывают число, классная работа.



-Отвечают на вопросы. Отвечают несколько желающих. Ответы появляются на слайде.


-В 1834 г.


-Железная бочка с трубой.

-Механики «железоделательного» завода на Урале отец и сын Черепановы – Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович.

-Конной тягой.








-Слушают учителя.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Первичное закрепление

-Ребята, у вас на столах лежит железная дорога, ваша задача нарисовать на этой железной дороге паровоз Черепановых. Для подсказки, у вас есть изображение паровоза в учебнике и на слайде.


- Приступайте к работе.

- Теперь, давайте проверим, как вы нарисовали паровоз. Ребята, выйдите и покажите свои работы.

- Молодцы!








Желающие выходят и показывают свою работу.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

- прогнозирование.

Итоги урока



- Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока.

-Что вы узнали на уроке?


-Что было интересного?


-Какие цели мы ставили на урок?




-Достигли мы их? Как вы считаете?



Ответы учащихся.


Ответы учащихся.


- узнать, где была построена первая железная дорога и какое значение имело появление железных дорог в России.

-Да достигли.

Познавательные:

-умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Домашнее задание

- Откройте дневник и запишите домашнее задание по окружающему миру: учебник стр.133– подготовить устный или письменный рассказ о первом паровозе в России, подобрать иллюстрации.


Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Рефлексия

- Ребята, ответьте на вопросы:

На уроке я узнал…

Мне было интересно…

- Если у вас не было затруднений, ваше настроение хорошее, поднимите палец вверх. Если у вас были какие-то затруднения, урок не вызвал интереса, то покажите большой палец вниз.

- Спасибо за урок, вы все большие молодцы. Урок окончен.

Отвечают на вопросы.



Оценивают свою деятельность.





Коммуникативные:

- способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке.

- умение выражать свои мысли



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее