«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока Вулканы

Конспект урока Вулканы Конспект урока Вулканы

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вулканы Земли









  1. Цель урока:создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;

обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава.

9.Планируемые результаты:

предметные

знать строение вулкана, их виды;

уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

объяснять причины возникновения вулканов;

приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;

определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

личностные

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные

умение находить в разных источниках и анализировать информацию

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы

  1. Тип урока урок открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная


  1. Необходимое техническое оборудование персональный компьютер, мультимедийный проектор


  1. Структура и ход урока


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.







Подготовка класса к року.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо под рукой!

Сядьте правильно все за парты свои,

Ведь урок географии  начинаем мы!




Обучающиеся готовят своё рабочее место.








Учебно- познавательный интерес к географии

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом









2.

Мотивация к учебной деятельности

- Земные недра человечеству практически недоступны.

И поэтому они таят в себе

очень много загадок,

которые люди стремятся разгадать.

Но есть на Земле места,

где можно заглянуть

в земное “нутро”

и даже потрогать вещество,

только что поднятое из глубин Земли.

Учитель предлагает обучающимся

совершить

путешествие в глубины литосферы

- Сегодня мы начнём знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав загадки.

Учитель загадывает обучающимся загадки.

1. Носит бабка

Снежную шапку

Каменные бока,

Закутанные в облака.

(гора)

2. В огне горы родился –

От огня убежал

С огнем разлучился

И в небе пропал.

(дым)

3. Жевать – не жую

А все поедаю, сжигаю.

(огонь)

4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Следовательно ,

Тема нашего урока “Вулканы”

- Скажите, а что вы знаете о вулканах?

Обучающиеся, отгадывая загадки,

формулируют тему урока

































Понимание роли и значения географических знаний

Определять явление природы по просмотренному видеосюжету

Умение сформулировать тему урока








3.

Определение цель и задач урока.

-Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются?

Какую же цель мы с вами поставим на урок?

- А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель?



Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности..

Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана

2 задачу: Узнать типы вулканов.

3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма )

Понимание важности изучения данной темы урока

Ставить цель урока и задачи.

Умение ставить цель урока под руководством учителя

4

Актуализация знаний

- для начала мы с вами узнаем откуда произошло название «вулкан»?


Посмотрим на сайте Википедия


Учебно- познавательный интерес природному явлению

Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан»

Умение мыслить ассоциативно

5.

Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»?

-Что вы представляете когда слышите слово вулкан?(записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….)

- Давайте сами попробуем дать определение слову вулкан.


- Сверьте свое определение с определением,

которое дано в учебнике в

словаре терминов (стр. 153).

Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да)

- Далее что нам предстоит выяснить?

(строение вулкана)

Вулкан, ребята, имеет особое сторение.

Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет, после которого вам предстоит выполнить задание.

Смотрим внимательно.

Задание нарисуй

схему строения вулкана

выполните это задание и

используя учебник стр. 35

дайте определение каждой части вулкана.


Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах.


Понимание значимости изучения природного явления

Знать признаки вулкана и его отличительные черты

Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника



- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да)

- Опрелили строение вулкана? (да)

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание в рабочей тетради на стр. 19 (нарисуйте схему, показывающую строение вулкана)

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана

Умение работать с тестом и рисунком в учебнике


- Переходим к решению второй задачи.

Для этого я вам предлагаю сесть группами.


- Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.

После просмотра видеоролика «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание.

1 группе: заполнить схему формы вулканов.

2группе: заполнить схему типы вулканов по активности.

- И найти примеры вулканов в атласе.

- При работе с атласом с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? ( как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы)

- А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои таблички.(Ключевская Сопка,Эльбрус, Этна,Килиманджаро, Везувий и др.)

Физкультминутка

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен

Покружили головой

Не пора ли нам домой

Потянулись вверх друзья

Пробежались, но слегка

Развернулись все кругом

И работать вновь начнем

Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов.

Работают в контурных картах.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать типы вулканов, их обозначения на карте

Умение работать со схемой и атласом


- Иногда, ребята, потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Брюллова «Последний день Помпеи».

-Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях?


  • Да ребята при извержении вулканов

гибнут люди, растения и животные;

  • разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб;

изменяется рельеф Земли


Это отрицательное воздействие вулканов.

- Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.

- Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу?

Положительное:

  • вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;

  • образуются месторождения полезных ископаемых;

продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.


Итак, решили мы с вами вторую задачу? (да)


Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения.


Ужас, страх, желание спастись

Высказывают предположение.



СООБЩЕНИЕ уч-ся о вулкане Везувий.





Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов

Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи


Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находиться вулканов на планете Земля?

Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?»

-А почему как вы думаете именно здесь?

Давайте посмотрим ёщё один видеоролик «размещение вулканов»


-Решили мы с вами третью задачу? (да)

Используя рис. на стр. 39 п.7 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения.

Понимание роли и значения географических знаний

Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана

Выявлять причинно- следственные связи



-Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры..(Демонстрация видео о гейзерах)

Демонстрация видеосюжета о гейзерах. В россии этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол- ве Камчатка.


Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения

Понимание роли гейзеров в жизни людей

Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера

Выявлять причину образования

гейзера

6

Контроль за сформированностью знаний.

Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары»

Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров

Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого

7

Рефлексия

-

Прием «Закончи фразу»

  1. На уроке я работал (активно \не активно).

  2. Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

  3. Урок мне показался (коротким/длинным)

  4. Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен)

Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось)


Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение выражать отношение к уроку

8

Домашнее задание дифференцированное


Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания:

1. Прочитать п. 7 , выполнить вопросы 1-3

2. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере

3. Сделать макет вулкана.

Обучающиеся записывают домашнее задание

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение планировать выполнение домашнего задания


Список использованной литературы.

  1. Учебник – А.А.Летягин «География. 5 класс» изд-во Вентана –Граф,


Интернет-источники

  1. видеофрагмент о Кроноцком заповеднике(http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9)

  2. видеофрагмент «Вулканы и гейзеры-формы вулканов » http://www.youtube.com/watch?v=eoXp7kUbnOI&feature=related



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее