«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ш] БУКВА Шш"

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

твердый согласный звук [ш] БУКВА Шш

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

1. Мобилизующая часть урока. Прозвенел уже звонок,

В мире много интересного, нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

2. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая разминка.

- Прочитайте задание. «Называй-ка».

Слайд 2 - Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

Слайд 3 – Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

3. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

Слайд 4 - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

– Проживает ли  буква ш в ленте букв?

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

Слайд 5 На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

  1. Изучить … звук  и …букву.

  2. Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

  3. Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.


1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.

Изучаемый звук выделяется из слов:

шкаф карандаш

Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.

  • Игра «Кто внимательный?».

Слайд 6 а) Назовите одинаковый звук в словах:

шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.

Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.

б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).

– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.

Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.

Слайд 7 Ш Е С Т Ё Р К А

Читается полученное слово.

Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.

Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).

Вывешивается карточка с буквой Ш ш.

4. Физкультминутка с заданием «Поиграй-ка»

-  Определение места  звука [ ш ] в словах.  Познавательная игра.

-  Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ]  в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

 

Шуба    крыша    карандаш     шалаш           хорошо ушки    крошка   шутка           шиповник    крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.  

Работа по учебнику на с.16 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

– На что похожа буква Ш? (Ответы детей.)

Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.

Чтение слов в столбиках, с. 17

Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

Дети рассматривают иллюстрацию, с. 140.

Рассмотри-ка все внимательно,

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Все слова на букву Ш.

(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)

Вопросы:

– Из какой сказки Шамаханская царица?

– Кто автор этой сказки?

(Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)

… Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

… … …

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала.

Физкультминутка «Шар»

            Я с утра сегодня встал.

            С полки шар воздушный взял.

            Начал дуть я и смотреть

            Стал мой шарик вдруг толстеть.

            Я всё дую – шар всё толще,

            Дую – толще, дую – толще.

            Вдруг услышал я хлопок.

            Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

  1. «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.

  2. «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение  3-4 раза.

  3. «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмерок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.

  4. «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

Чтение текста на с. 17.

Вопросы:

– О каком времени года говорится в тексте?

– Куда пошли дети?

– Что они видели в лесу?

– Что собирали ребята?

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

Слайд 9 Игра «Доскажите словечко».

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек).

Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.

-Буква «ш» обозначает твердый согласный звук. После твердых согласных обычно стоят буквы а, у, ы, э, о , но буква «Ш» не слушается твердых командиров и подчиняется своему правилу .Что мы слышим [шы] , а пишем «ши» .Какое правило мы можем сформулировать , услышав то, что я вам рассказала?

Слайд 10 Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.

Слайд 11 2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!

Соотнесите картинки со словами, с. 18.

Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.

Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки».

Вопросы:

– О ком говорится в тексте?

– Объясните значение слова «распетушились».

Чтение текста на с. 19

Вопросы:

– Каким был дед?

– Что он не смог сделать?

– Кто еще был в избе?

– Как вел себя внук?

Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.

  • Игра «Звук заблудился».

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

Какие задания вызвали затруднения?

– Какие задания были особенно интересными?


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее