твердый согласный звук [ш] БУКВА Шш
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
1. Мобилизующая часть урока. Прозвенел уже звонок,
В мире много интересного, нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая разминка.
- Прочитайте задание. «Называй-ка».
Слайд 2 - Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
Слайд 3 – Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
3. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.
Слайд 4 - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.
- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.
– Проживает ли буква ш в ленте букв?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
Слайд 5 На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
Изучить … звук и …букву.
Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.
Изучаемый звук выделяется из слов:
шкаф карандаш
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.
Игра «Кто внимательный?».
Слайд 6 а) Назовите одинаковый звук в словах:
шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.
Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.
б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).
– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.
Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.
Слайд 7 Ш Е С Т Ё Р К А
Читается полученное слово.
Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.
Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).
Вывешивается карточка с буквой Ш ш.
4. Физкультминутка с заданием «Поиграй-ка»
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо ушки крошка шутка шиповник крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.
Работа по учебнику на с.16 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.
– На что похожа буква Ш? (Ответы детей.)
Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.
Чтение слов в столбиках, с. 17
Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
Дети рассматривают иллюстрацию, с. 140.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
Вопросы:
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки?
(Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
… … …
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
Физкультминутка «Шар»
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Разминка для глаз
«Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.
«Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмерок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
«Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.
Чтение текста на с. 17.
Вопросы:
– О каком времени года говорится в тексте?
– Куда пошли дети?
– Что они видели в лесу?
– Что собирали ребята?
- Как вы понимаете слово кисти «горели»?
Слайд 9 Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.
-Буква «ш» обозначает твердый согласный звук. После твердых согласных обычно стоят буквы а, у, ы, э, о , но буква «Ш» не слушается твердых командиров и подчиняется своему правилу .Что мы слышим [шы] , а пишем «ши» .Какое правило мы можем сформулировать , услышав то, что я вам рассказала?
Слайд 10 Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
Слайд 11 2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!
Соотнесите картинки со словами, с. 18.
Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.
Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки».
Вопросы:
– О ком говорится в тексте?
– Объясните значение слова «распетушились».
Чтение текста на с. 19
Вопросы:
– Каким был дед?
– Что он не смог сделать?
– Кто еще был в избе?
– Как вел себя внук?
Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.
Игра «Звук заблудился».
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
Какие задания вызвали затруднения?
– Какие задания были особенно интересными?