ПЛАН-КОНСПЕКТ
интегрированного урока технологии и изобразительного искусства в 3 классе
тема:
«Изделие из картона. Пасхальное яйцо.»
Учитель нач. классов
Баева Людмила Максимовна
г.Владикавказ
2016-2017 уч.г.
Цели урока:
1.Изготовление пасхальной подвески из картона с использованием самостоятельно раскрашенных яиц.
2. Закрепление приёма рациональной разметки и вырезания деталей.
3. Обучение простым приёмам составления композиции.
4. Совершенствование навыков разметки по шаблону, работы с ножницами и клеем.
5. Развитие внимания, вариативности мышления, координации движений, мелкой моторики рук.
6. Воспитание уважения к религиозным взглядам других людей. На примере произведений искусства, сюжетов из Библии воспитывать преданность дружбе, доброту, чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
Предметные: читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать; выполнять разметку деталей по шаблону; вырезать детали по криволинейному контуру; создавать декоративную тематическую композицию на плоскости, используя элементы орнамента..
Метапредметные:
Регулятивные: организовывать свою деятельность при работе над изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
Познавательные: воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; анализировать и сравнивать образец изделия и способы работы; выполнять работу по графической инструкции; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Коммуникативные: обсуждать работу с одноклассниками, аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей; вступать в общение, распределять объём работы между участниками группы, соблюдая правила общения, проявлять доброжелательность и такт, слушая другого.
Личностные: проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; понимать смысл праздника.
Оборудование:
Доска.
Записи «Аве Мария» в исп. Р. Лоретти, пасхальные пения
3.Выставка рисунков:
-пасха, кулич, яйца;
-хороводы, качели;
-крестьянин, засеивающий поле;
-птенец;
-игра с яйцами;
-храмы (церкви и мечети); 7. яйца –работы Карла Фаберже (фото).
4. Репродукции:
Рафаэль «Сикстинская мадонна»;
Л. да Винчи «Тайная вечеря»;
Деонисий «Распятие».
Подарочные пасхальные яйца из фарфора, воска, стекла.
Материал:
1. Цветной картон.
2. Ножницы.
3. Клей.
4. Карандаш.
5. Фломастеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа.
-Кто знает, какой религиозный праздник люди начали праздновать в воскресенье?
Православный праздник «Пасхи Христовой»
Сегодня на уроке мы изготовим праздничную подвеску. Но сначала, я хочу, чтобы вы узнали, что это за праздник. Что же такое религия? Почему на свете много религий?
Представьте себе гору, к вершине которой можно взобраться разными путями. Если гора большая, по ней непременно проложат много путей к вершине, потому, что одни восходящие пойдут одним путем, другие выберут другой.
Пройдут года, и выясняется, что некоторые пути протоптаны более основательно, это те, по которым идет большее количество людей, поверив, что это надежный путь.
Так вот, представьте себе, что между нами и Богом - гора, разные маршруты к вершине - это разные религии: всего в мире их более 200, а три религии, у которых больше всего последователей - мировые религии: христианство, буддизм и ислам.
В каждой религии свои праздники, разные молитвы, но Бог один и тот же, просто его по-разному называют.
Те, кто хочет узнать больше, читают книги, ходят в храмы, (показ фотографий с изображением церкви, мечети). Главной книгой христиан является Библия. В ней рассказывается о том, что около 2000 лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос, которому было предсказано стать Спасителем людей. Иисус Христос прожил всего 33 года, но успел сделать очень много добрых дел: он лечил и учил людей, помогал им. Но было предсказано, что его предадут и в том числе его же ученики. Так и случилось.
Иисус Христос был схвачен. Его допрашивали, пытали, а потом распяли на кресте. На третий день Иисус воскрес.
С тех пор мы празднуем светлое Христово Воскресение - Пасху.
По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадет прямо туда.
Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить (яйцо - символ возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует наше возрождение кровью Иисуса Христа). Существует предание о первом пасхальном яичке.
Это предание связано с именем Марии Магдалины. Это она , захотела омыть израненное тело Христа, после того, как его распяли. Но она обнаружила камень, прикрывавший вход в то место, где оставили умершего Иисуса, отваленным, и Ангел сообщил ей, что Христос Воскрес.
Мария Магдалина , как и другие ученики Христа, стала странствовать из страны в страну и рассказывать людям о жизни и ученье Иисуса, о его воскрешении.
Однажды пришла Мария Магдалина во дворец в Риме. Её сразу пропустили к императору Тиверию. В те времена люди шли к императору с подношениями, подарками. Богатые несли драгоценности, а бедные- что могли. И вот Мария, у которой кроме веры в Иисуса Христа ничего не было, остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала:
-Христос воскрес!
Удивился император и ответил:
-Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это поверить также сложно, как в то, что это яйцо не белое, а красное!
И пока он говорил эти слова, яичко стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным.
Вот так со словами «Христос воскрес!» было подарено первое пасхальное яичко.
Кроме того, к субботе вместе с яйцами приготовлялась праздничная пасха и пеклись куличи, чтобы осветить их в церкви (рисунок).
Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Яйца катались с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь, из лежащих на земле, играющий забирал эти яйца себе. Повсеместно сооружались качели, водили хороводы (рисунки).
С приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания. Например, остатки пасхальной пищи - крошки, скорлупу - никогда не выбрасывали, а ,например, клали в зерно для посева и затем разбрасывали по огороду.
Всю пасхальную неделю слышался радостный колокольный звон и пасхальные песнопения.
III. Работа по изготовлению подвески
Сегодня на уроке и мы внесем свою лепту в празднование пасхи (показ образца).
Наша работа пройдет по следующим этапам:
вырезание деталей по шаблонам;
склеивание деталей основы;
раскрашивание яиц;
наклеивание яиц на основу;
Работа будет коллективной, поэтому успех результата зависит от слаженности каждой группы, тот того, как вы сможете распределить работу, помочь друг другу. Если будет необходимость, я с удовольствием буду вам полезной. Будьте внимательны, аккуратны, реально оцените свои силы и у вас обязательно все получится.
А сначала давайте посмотрим и вспомним, что за материал, с которым нам предстоит работать? (бумага)
Какие виды бумаги вы знаете?
Как нужно обращаться с ножницами?
С клеем?
Как расходовать материал?
Давайте приступим к работе. Подумайте, с какой работой вы лучше справитесь, распределите ее между собой. Помните, на каждого должно быть по одному яйцу.
ФИЗМИНУТКА
А разомнемся мы со стишком К.И. Чуковского
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
- Молодцы! А вы знаете, как птенцы вылупляются из яиц? Наступает момент, когда птенцам пора выбираться из яйца.
Продолбить его скорлупу совсем не просто. Но природа одаривает птенца яйцевым зубом и сильной затылочной мышцей. Без них птенцу не удалось бы справиться с такой работой. Яйцевый зуб- твердый нарост на конце клюва - он скоблит скорлупу изнутри до тех пор, пока она не станет совсем тонкой и ее будет легко расколоть.
Продолбив скорлупу, перебирая лапками и упираясь крылышками в стенки яйца, малыш выбирается наружу.
Вы собрали основу, у вас у каждого по одному яйцу. Представьте себя художниками, которые расписывают яйца. Сделайте свой узор.
Пока подсыхают ваши рисунки, я хочу рассказать вам о том, что религиозная тема вдохновляла многих людей на создание бессмертных произведений искусства. Одно из них звучало в начале урока: это песня Шуберта на слова В. Скотта «Аве Мария». Произведения живописи «Сикстинская мадонна», «Тайная вечеря», «Распятие» и т.д.(Презентация)
Когда-то при царском дворе работал в своей ювелирной мастерской француз Карл Фаберже. Он специально к Пасхе изготавливал изумительные ювелирные яйца, которые стали сейчас его визитной карточкой.(Иллюстрация) И сейчас это правило - дарить друг другу яйца-возрождается (образцы).
Ваши яйца высохли, а теперь разместите их на основе и приклейте.
- Молодцы! Все работы великолепны.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Что вы делали на уроке? Что нового узнали? Вам понравилось? Оцените свою работу.
- Наш урок я хочу закончить фразой, которая является золотым правило для всех религий, пусть она станет и для вас законом жизни: «Не делай другим того, чего не желаешь себе!». Спасибо за урок.