«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения"

Целью урока является создания условий для интеграции экологических знаний в грамматической основе предложения. Задачами являются актуализация знаний о роли предложения в речи; закрепление навыков правописания словарных слов; формирование навыков грамотного и каллиграфического письма; развитие потребности общаться с природой, наслаждаться её красотой и величием.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Ф.И.О. учителя:Зимнюкова Марина Васильевна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место работы: «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 Центрального района Волгограда»

Волгоградская область, 400131, г.Волгоград, ул.Советская, д.24

Конспект урока разработан для учащихся 2-го класса.

Цель работы- познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения.


Тема: Грамматическая основа предложения.

(2класс, УМК «Школа 2100)

Цель: создать условия для интеграции экологических знаний в грамматической основе предложения.

Задачи: 1.актуализировать знания о роли предложения в речи;

2.развивать умения находить грамматическую основу в предложении;

3. закрепить навыки правописания словарных слов;

4. формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;

5.развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и

величием;

6. Организовывать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего образования.


Планируемый результат обучения

Личностные:

-проявлять  интерес к процессу письма, к способам  решения   новой частной задачи;

-проявлять  желание учиться;

-положительно относиться к школе;

-обнаруживать  настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Познавательные:

- называть признаки предложения;

-отличать предложение от группы слов, записанных как предложение;

- составлять схемы предложений и предложения по схемам;

-составлять предложения из слов;

- списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Регулятивные :

-определять и  формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- организовывать своё рабочее место и работу

- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать  её по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные:

-оформлять  свою мысль в устной и письменной речи;

-обосновывать  высказанное суждение;

-стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

-уметь  задавать уточняющие вопросы.


Основная мысль урока

Умение составлять и правильно оформлять предложения сделает детей грамотными и образованными.

Основные понятия

Грамматическая основа предложения

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, информатика.

Форма проведения

Урок с применением активных методов обучения


Оборудование: картины Лесовичка, птиц, деревьев, леса, карточки с заданием,

Ход урока

1.Организационный момент.

-К нам на урок пришел гость. Догадайтесь откуда он?

-Почему вы так решили?

-Правильно, это Лесовичок. Он живет в лесу. Лесовичок очень хочет красиво научиться говорить и писать. Давайте ему поможем.

2. Актуализация опорных знаний.

-Лесовичок вас спрашивает:

-Для чего нужна речь?

-Из чего она состоит?

-Что такое предложение?

3.Чистописание

-Давайте покажем Лесовичку, как мы умеем красиво писать.

-Откройте тетради для чистописанию на с.23 урок 52.

-Найдите закономерность и продолжите строчку.

Прочитайте предложение, запишите его и отметьте опасные места.

Игорь ищет Иринку у ивы.

-Что обозначает слово ива?

-Почему ее называют плакучей?

-Ива очень любит берег реки. Она так и тянется к воде, склоняя в глубоком поклоне свои «плакучие ветки».

4. Работа в тетрадях

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

-Послушайте загадку и отгадайте ее:

Есть у людей, зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он всем протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

-Верно, ребята, это лес

-Как выдумаете, о чем мы будем беседовать?

-А с какой темой мы продолжим работать по русскому языку?

-Еще раз послушайте текст и найдите слова-признаки.

-Запишите их и обозначьте орфограммы.

5.Словарно-орфографическая работа.

-Что такое лес? Что вы о нем знаете?

--Что за лес без деревьев и птиц?

-Сейчас с помощью загадок мы вспомним названия деревьев и птиц из словаря.


Клейкие почки, зелёные листочки, Что за дерево стоит- В сенокос горька,
С белой корой растут под горой. Ветра нет, а лист дрожит? А в мороз – сладка.

Что за ягода?





Окраска – сероватая, Сидит на суку тараторит, По дворам ныряет,

Повадкой – вороватая, Со всеми птицами спорит, Крохи подбирает,

Крикунья хрипловатая, - Всем птицам известна. По ночам кочует –

Известная персона. -Помнишь, где была? Коноплю ворует.

Кто это? -Далёко.

Кто это?


-Давайте проверим написание.

-Что вы знаете об этих деревьях? Птицах?

Прекрасно, а все ли эти деревья растут в наших лесах?

-А какие еще деревья растут в лесах?

-Чем прославились эти деревья?

-Береза – единственное дерево в мире с белым стволом. Она считается символом России. Очень вкусен березовый сок. Из березы делают мебель, фанеру

-Осина – дерево раннецветущее. Ложки из осины ценились выше березовых. А из тонких, мягких стружек осины делали корзины и шляпы.

-Люди ласково называют это дерево рябинушка. Особенно красива рябина осенью. Огнем загораю грозди на фоне листьев. В этих ягодах не только красота, но и большая польза. Очень много в ней витамин.

-Вот какие у нас деревья в лесу!

6.Работа по теме урока.

-Давайте поможем Лесовичку и расскажем, что такое предложение?

-Посмотрите на доску и выпишите в тетрадь только предложения:

Белка, рыжий, облако

В саду зреют вишни.

Она, землю, глаз

Летом мальчик жил в деревне.

Яркие лучи согрели землю.

-Прочитайте, что записали? Почему?

-Что же такое предложение?

-Назовите, какие члены предложения мы знаем?

-Подчеркните подлежащее и сказуемое. Чем они выражены?

-Проверим, правильно ли мы выполнили?

В саду зреют вишни.

Летом мальчик жил в деревне.

Яркие лучи согрели землю.

7.Физкультурная минутка.

Листок осенний желтый, Летел он очень долго.

На дереве висел, На землю тихо сел.

Но дунул сильный ветер, Тут ветер снова дунул,

И листик полетел. И листик вновь взлетел.


8.Работа по теме урока.

-Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?

-Один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес?»- размышлял он. Конечно деревья. Нарисовал березы, ели, осины, дубы. Да так похожи они получились.

-Но чего же не хватает в картине?

-Лес – это сообщество, где главными являются деревья. Но есть кусты, травы, грибы, птицы, насекомые, звери.

- Для чего нужны насекомые, птицы? Разве без них в лесу было бы плохо?

-Насекомые играют большую роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь насекомые опыляют цветы, птицы и звери распространяют плоды и семена этих растений.

9.Самостоятельная работа.

-У вас на столах лежат карточки. где записан текст о лесе.

- Найдите границы предложений, расставьте знаки препинания и запишите его в тетрадь.

Тайны.

Лес открывает людям свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа летают мохнатые пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок берегите природу леса

-Проверим работу.

-Вспомните, как называются предложения, в конце которых стоит точка?

-Как называются предложения, в конце которых стоит вопросительный знак?

–Как называется предложение, в конце которого стоит восклицательный знак?

-Как называется подлежащее и сказуемое в предложении?

-Найдите предложение, в котором говорится о насекомом?

Летают мохнатые пчелы.

-Для чего нам нужны пчелы, какую пользу они приносят?

-Найдите в предложении грамматическую основу, подчеркните ее.

-Чем выражены главные члены предложения?

-Какое слово еще осталось?

-Что можете сказать о нем?

-Наша природа удивительно красива, добра к человеку, и много дарит нам радости, здоровья.

-На какие группы можно разделить природу?


-Что относится к живой природе?

-Что относится к неживой природе?

-Все в природе взаимосвязано.

-Почему?

-Говорят , что в природе существует «равновесие».

-Что нужно делать, чтобы не нарушать это равновесие?

-Надо каждому живущему на Земле беречь и охранять природу.

10. Закрепление пройденного. Работа в парах.

На доске записан текст. Вставьте выпавшие слова-признаки и прочитайте получившийся текст.

Береза.

Выросла на поляне …береза. В … ветвях ее поселились птицы. Однажды пришли на поляну …ребята. Подошли к …березе и взмахнули топором. Дрогнула …береза, и упали на землю капельки … сока.


(Слова для справок: стройная, кудрявых, жестокие, сладкого, бедная, красивой).

-А ведь не только береза страдает?

-Какие правила охраны леса вы можете сформулировать?

-Найдите грамматические основы предложений.

11.Итог урока.

-Ребята, Лесовичок составил предложение и нашел его грамматическую основу.

-Давайте проверим, все ли правильно?

Лесовичок пришел в гости из леса.

-Что сегодня на уроке мы учились делать?

-Что относится к грамматической основе?

-Как надо относиться к природе?

-У вас лежит карточки на которых написан призыв всем нам. Очень хочу, чтоб он остался у вас и вы не забывали о природе:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

12.Домашнее задание.

Записать 3-4 правила охраны природы и выделите грамматическую основу.



























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее