ТЕМА: Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме.
ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить знании я учащихся о звонких и глухих согласных, повторить правила написания парных звонких и глухих согласных; развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их на письме, умение проводить звуко – буквенные сопоставления; воспитывать и формировать культуру устной и письменной речи.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся
Индивидуальный опрос.
Проверка выполнения упр. 49.
Индивидуальный опрос.
ПЛАН
Приведите примеры пар твердых и мягких согласных.
Какие согласные всегда твердые (не имеют мягкой пары).
Какие согласные всегда мягкие ( не имеют твердой пары).
Как на письме обозначается мягкость согласных?
Мотивация учебной деятельности
Лингвистическая задача-шутка
Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы и поговорим об этом замечательном свойстве русской фонетики – о парных звонких и глухих согласных, об их способности заменять друг друга.
Повторение и систематизация знаний
Беседа с опорой на «ленту букв».
Четко произнесите парами звонкие и глухие согласные.
Чем отличается звучание глухих и звонких согласных?
Какие звонкие согласные не имеют глухой пары?
Какие глухие согласные не имеют звонкой пары?
Работа с учебником . Упр. 51 (устно).
У каких согласных нет мягкой пары по звонкости-глухости? Почему? (У звуков [ж-ш] . Они всегда твердые)
Чтение «доброго совета» Знайки (с.22)
Что нужно сделать, чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных?
Работа с тетрадью.
Закрепление и осмысление знаний
Выборочный диктант.
Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама – зеленая. (Пруд) Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд) Лежал-лежал, а весной с горы побежал. (Снег) одна нога и шляпка, а головы нет. (Гриб) рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
Упр. 53
Творческий диктант
Записать предложения, дополняя их словами , противоположными по значению.
Волк – враг, а собака - … (друг). Дуб высокий, а шиповник … (низкий). Дорога широкая, а тропинка … (узкая). Лёд тяжелый, а снег … (лёгкий). Клюква кислая, а малина … (сладкая).
Упр. 54
Коллективный разбор, составление инструкции (устно) «Что нужно сделать?»
Самостоятельная работа. Упр. 2
Итог урока
Беседа:
Чем отличаются глухие согласные от звонких?
Когда вместо звонких согласных «на работу выходят» глухие согласные?
Как проверить их обозначение на письме?
Домашнее задание