«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему: "Слова, близкие по значению. Практическое ознакомление с устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами)."

В ходе урока учащиеся продолжат знакомстсво с синонимами, на практике ознакомятся с фразеологизмами, будут учиться подбирать к ним синонимы, целесообразно использовать в речи наиболее употребительные устойчивые словосочетания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ТЕМА: Слова, близкие по значению. Практическое ознакомление с устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами).

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать представление о синонимах, как словах, близких по значению, на практике ознакомить учащихся с фразеологизмами (без введения термина), учить подбирать к ним синонимы; развивать умение правильно, целесообразно использовать в речи наиболее употребительные устойчивые словосочетания; воспитывать интерес к изучению устойчивых словосочетаний и богатств родного языка.

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Работа с карточками (отдельные ученики).

  2. Фронтальная проверка выполнения упр. № 225.

  3. Фронтальный опрос.

  • Как называются слова, близкие по значению?

  • Для чего нужны синонимы?

  1. Выборочный диктант.

  • Выписать слова, близкие по значению слову дорога.

Подумайте только, как много И путь каравана в пустыне,

Значений у слова дорога. И шаг альпиниста на круче,

Дорогой зовут автостраду, К вершине, упрятанной в тучах,

И тропку, бегущую рядом, И след корабля над волнами,

И шлях, что лежит на равнине, И синие выси над нами…

В. Остен

  1. Мотивация учебной деятельности.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Ознакомление с устойчивыми словосочетаниями.

В русском языке, как и в украинском, существуют такие словосочетания, в которых каждое слово не имеет собственного значения, но все вместе эти слова образуют устойчивые выражения с определенным значением. В таких словосочетаниях нельзя одно слов заменить другим. Отсюда их название – устойчивые.

А еще их называют крылатыми выражениями: они «перелетают» из предложения в предложение, не меняя своего состава. Такие крылатые выражения нужно запоминать. Ведь чем больше вы будете их знать, тем ярче, красочнее и выразительнее будет ваша речь.

2. Определение значений некоторых фразеологизмов в контексте. Работа с раздаточным материалом.

За домом, едва пожелтела трава, Один это делал спустя рукава.

Два брата рубили дрова. Другой – засучив рукава.

В. Викторов

  • Как вы понимаете значение подчеркнутых выражений?

  • Как работали братья?

Вешать можно на гвоздь И веревку, и тряпку…

Полотенце и трость, Но никогда и нигде

Лампу, плащ или шапку, Не вешайте носа в беде!

Ю. Коринец

  • Как вы понимаете значение выражения повесить нос? (Приуныть, загрустить).

  • Что советует автор стихотворения? (Никогда не грустить, не унывать).

  • В каком значении – прямом или переносном – употреблено выражение не вешайте носа?

VI.Закрепление и осмысление знаний.

  1. Работа с учебником. Выполнение упражнения № 221.

  2. Тренировка в подборе синонимов к фразеологизмам.

Работа в тетради. Упражнение № 3.

Слова для справок: обмануть, тесно, давно, быстро, молчать.

  1. Физкультминутка

  2. Упражнение – игра «Что это значит?»

  3. Дополнение предложений фразеологизмами.

Мы долго спорили и, наконец, … Бить тревогу.

Ручеёк высох, деревья засохли, и люди … Находить общий язык.

  • В каком столбике – правом или левом – записаны устойчивые словосочетания?

  • Замените каждое устойчивое выражение словом – синонимом. (Беспокоиться, договориться)

  • Спишите предложения, дополняя их подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.

VII.Обобщение и систематизация новых знаний.

  1. Составление диалогов с использованием фразеологизмами.

  2. Восстановление устойчивых словосочетаний.

  3. Работа с раздаточным материалом. Выборочное списывание.

VIII.Итог урока.

Беседа:

  • Почему рассмотренные нами на уроке словосочетания называются устойчивыми?

  • Помогите Незнайке объяснить значение словосочетаний из упражнения № 223.

  • Послушайте стихотворение. О каком устойчивом словосочетании идет речь?

  • Как вы понимаете значение выражения друзья не разлей вода? (Очень дружные, неразлучные.)

Домашнее задание.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее