ТЕМА: Слова, близкие по значению. Практическое ознакомление с устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами).
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать представление о синонимах, как словах, близких по значению, на практике ознакомить учащихся с фразеологизмами (без введения термина), учить подбирать к ним синонимы; развивать умение правильно, целесообразно использовать в речи наиболее употребительные устойчивые словосочетания; воспитывать интерес к изучению устойчивых словосочетаний и богатств родного языка.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.
Работа с карточками (отдельные ученики).
Фронтальная проверка выполнения упр. № 225.
Фронтальный опрос.
Как называются слова, близкие по значению?
Для чего нужны синонимы?
Выборочный диктант.
Выписать слова, близкие по значению слову дорога.
Подумайте только, как много И путь каравана в пустыне,
Значений у слова дорога. И шаг альпиниста на круче,
Дорогой зовут автостраду, К вершине, упрятанной в тучах,
И тропку, бегущую рядом, И след корабля над волнами,
И шлях, что лежит на равнине, И синие выси над нами…
В. Остен
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и задач урока.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Ознакомление с устойчивыми словосочетаниями.
В русском языке, как и в украинском, существуют такие словосочетания, в которых каждое слово не имеет собственного значения, но все вместе эти слова образуют устойчивые выражения с определенным значением. В таких словосочетаниях нельзя одно слов заменить другим. Отсюда их название – устойчивые.
А еще их называют крылатыми выражениями: они «перелетают» из предложения в предложение, не меняя своего состава. Такие крылатые выражения нужно запоминать. Ведь чем больше вы будете их знать, тем ярче, красочнее и выразительнее будет ваша речь.
2. Определение значений некоторых фразеологизмов в контексте. Работа с раздаточным материалом.
За домом, едва пожелтела трава, Один это делал спустя рукава.
Два брата рубили дрова. Другой – засучив рукава.
В. Викторов
Как вы понимаете значение подчеркнутых выражений?
Как работали братья?
Вешать можно на гвоздь И веревку, и тряпку…
Полотенце и трость, Но никогда и нигде
Лампу, плащ или шапку, Не вешайте носа в беде!
Ю. Коринец
Как вы понимаете значение выражения повесить нос? (Приуныть, загрустить).
Что советует автор стихотворения? (Никогда не грустить, не унывать).
В каком значении – прямом или переносном – употреблено выражение не вешайте носа?
VI.Закрепление и осмысление знаний.
Работа с учебником. Выполнение упражнения № 221.
Тренировка в подборе синонимов к фразеологизмам.
Работа в тетради. Упражнение № 3.
Слова для справок: обмануть, тесно, давно, быстро, молчать.
Физкультминутка
Упражнение – игра «Что это значит?»
Дополнение предложений фразеологизмами.
Мы долго спорили и, наконец, … Бить тревогу.
Ручеёк высох, деревья засохли, и люди … Находить общий язык.
В каком столбике – правом или левом – записаны устойчивые словосочетания?
Замените каждое устойчивое выражение словом – синонимом. (Беспокоиться, договориться)
Спишите предложения, дополняя их подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.
VII.Обобщение и систематизация новых знаний.
Составление диалогов с использованием фразеологизмами.
Восстановление устойчивых словосочетаний.
Работа с раздаточным материалом. Выборочное списывание.
VIII.Итог урока.
Беседа:
Почему рассмотренные нами на уроке словосочетания называются устойчивыми?
Помогите Незнайке объяснить значение словосочетаний из упражнения № 223.
Послушайте стихотворение. О каком устойчивом словосочетании идет речь?
Как вы понимаете значение выражения друзья не разлей вода? (Очень дружные, неразлучные.)
Домашнее задание.