ТУНДРА
Цели: формирование целостного представления о природе тундры; развитие личностных качеств и способностей; воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Оборудование: компьютер, энциклопедии, рисунки с животными, видеоролик, учебник А.А. Плешакова, макет Красной книги России.
Ход урока:
Организационный момент.
В путешествиях можем многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас всех –
И опять на экскурсию отправляется мы.
Актуализация знаний.
Вставьте слова в логическую цепочку: лес………пирог (ягоды, начинка).
- Лес – наше богатство. Но есть территории в нашей стране, где лес не растет.
Где это? (В Арктике.)
Проверка домашнего задания.
А) По описанию отгадать животное (карточки с описанием расположены на доске, обучающиеся по очереди выходят к доске берут карточку и зачитывают, остальные должны отгадать что это за животное).
- Какие из этих животных занесены в Красную книгу России? (Обучающиеся называют и подписывают рисунки животных в макет книги).
Б) Графический диктант.
Учитель читает предложения. Если высказывание верное, обучающиеся пишут «да». Если высказывание неверное, пишут «нет».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2.Территория Арктики не имеет коренного населения.
3.В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4.В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5.В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6.Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7.Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: – + + – ++ ++ – .
Обучающиеся проверяют работу друг у друга, затем оценивают.
Физкультминутка (музыкальная)
Изучение нового материала.
Из букв, указанных цифрами на карточках, сложите слово, и мы узнаем тему нашего урока. (Тундра)
Это слово в переводе с финского означает «бесплодная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С.
Давайте, прочитаем еще интересные факты об этой зоне в энциклопедии. (2 ученика зачитывают)
-Как вы думаете такая температура отражается на почве? (ответы учеников)
Просмотр видеоролика о почвах и природы тундры.
-Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?
Растительный мир беден.
-Рассмотрите иллюстрацию на с. 88–89 учебника. Назовите растения тундры.
Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.
Демонстрация гербария: карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники.
-Какая у них наземная часть? Почему?
Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.
-В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые.
-Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень. (Девочки подготовили сообщения о некоторых животных и птицах).
Заслушиваются сообщения.
(Лиза) Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
(Ариадна) Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.
(Маша) Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще и подшерсток.
(Милана) Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
-Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?
Самостоятельно прочитайте статью в учебнике на с. 93-95.
Закрепление изученного материала.
Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».
Учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное. (работу выполняют на карточках в парах)
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Работа нашей экскурсии в тундре закончилась. Спасибо всем!
Домашнее задание.
С. 87–97. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполнить задание 3 (с. 96).