Урок обучения грамоте (письмо) – 1 класс
Тема: Строчные буквы ъ и ь (разделительные)
Цель урока: формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, формировать навыки чтения и письма слов с данными буквами.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности.
-Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)
вюга, семя, друзя,
обяснить, подём, вехал
-Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.
- Кто может назвать тему урока?
-А кто сможет сформулировать цель нашего урока?
(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)
III. Чистописание
- Откройте рабочие тетради, запишите число.
-Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки (образец написания на карточках).
-Пропишите строку с буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.
-Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на доске:
пья, роъ, въе, зъё, ъпи, вьи, лье, дъю
Все ли из них можно встретить в словах русского языка? (роъ, ъпи)
-Объясните свой выбор. (Отмеченные буквосочетания стираются)
-Запишите оставшиеся буквосочетания.
IV. Работа по теме урока.
1.Игра «Замени одним словом».
(Читает учитель, ученики ищут слово в карточке и записывают в тетрадь в 2 столбика: с ь и с ъ знаками)
Вместимость чего-либо (объём)
У мамы два сына. Они друг другу ..? (братья)
Движение вверх (подъём)
Раздвоение железнодорожного пути (разъезд)
Женская цельная одежда (платье)
Заострённые палки (колья)
Место, где живут люди (жильё)
Потребление пищи (съел)
Физкультминутка.
2. Игра «Найти слова»: дети перемещаются по классу и отыскивают карточки со словами, в которых пишется разделительный ъ или ь. На месте ъ или ь в словах пропуск. Дети, найдя слово, должны в группе посовещаться и совместно принять решение о том, какой знак нужен в слове. Выигрывает команда, которая наберет большее количество слов.
1 группа – с разделительным ъ, 2 группа – с разделительным ь
Слова для игры: ружьё, копьё, хлопья, шьют, вьюнок, съёмка, объект, объятия, бельё, барьер, серьёзный, съедобный, объехать, подъезд, разъём, съёжился.
2.-Отгадайте загадку:
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъем,
Чтобы съехать вниз потом.
Назовите слова с разделительным ъ, которые вы услышали в стихотворении.
V. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.
Работа в парах.
-Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в парах. (задание на карточке.)
Лыжные соревнования.
Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.
Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.
(дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)
Проверка: один ученик от пары зачитывает получившийся текст, грамотность работы оценивает учитель.
V. Итог урока.
VI. Рефлексия
Работа по карточкам, самостоятельно образовать форму множественного числа и подчеркнуть в словах ь.
Друг - ……….
Воробей - ……….
Оценить свою работу на уроке.