Конспект урока по теме: "Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток", химия 8 класс

Конспект урока по теме: "Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток", химия 8 класс.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема 4. Соединения химических элементов

Урок № 26

Тема: «Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток»

Цель: Сформировать зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Оборудование: Периодическая система Д.И. Менделеева, коллекция «Металлы», «Неметаллы»: сера, графит, красный фосфор, кристаллический кремний, йод. Презентация «Типы кристаллических решёток», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмассы, стекла, пластилин, воск.

Содержание материала

В начале нашего урока я предлагаю вспомнить, в каких агрегатных состояниях могут находиться окружающие нас вещества.

Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое».

Я думаю, что вы удивитесь. Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

        Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока.

Различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов.

Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами.

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные), в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки.

Сейчас мы будем заполнять таблицу: «Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ». В ходе заполнения таблицы мы будем устанавливать взаимосвязь между типом решётки, видом связи между частицами и физическими свойствами твёрдых веществ.





Типы кристаллических решеток.

Вещества

Характеристики кристаллической решётки



Физические свойства


Тип химической связи

Частицы в узлах кристаллической решётки

Тип кристаллической решётки


Хлорид натрия

Ионная – связь прочная

ионы

ионная

Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток.

Алмаз

1.Ковалентная неполярная связь очень прочная.

атомы

атомная

Очень твердые, тугоплавкие, прочные,нелетучие, не растворимы в воде.

Вода

Между молекулами слабые силы межмолекулярного притяжения, а внутри молекул - прочная ковалентная связь.

молекулы

молекулярная

Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость.

Железо

Металлическая - разной прочности.

атом-ионы

металлическая

Ковкие, обладают блеском, пластичностью, тепло-и электропроводны

        Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем вывод: на что влияет тип кристаллической решетки?

        От типа кристаллической решетки зависят физические свойства веществ.




Закрепление материала

Тест

  1. Вещества, имеющие молекулярную кристаллическую решётку, как правило:
    a)Тугоплавки и хорошо растворимы в воде
    б) Легкоплавки и летучи
    в) Тверды и электропроводны
    г) Теплопроводны и пластичны

  2. Понятия «молекула» не применимо по отношению к структурной единице вещества:
    a) Вода
    б) Кислород
    в) Алмаз
    г) Озон

  3. Атомная кристаллическая решётка характерна для:
    a) Алюминия и графита
    б) Серы и йода
    в) Оксида кремния и хлорида натрия
    г) Алмаза и бора

  4. Если вещество хорошо растворимо в воде, имеет высокую температуру плавления, электропроводно, то его кристаллическая решётка:
    а) Молекулярная 
    б) Атомная
    в) Ионная
    г) Металлическая

  5. Укажите неправильное суждение:

а) вещества могут существовать в трёх агрегатных состояниях

 б) агрегатное состояние вещества может быть газообразным, жидким, твёрдым

 в) твёрдые вещества подразделяются на кристаллические и аморфные

 г)агрегатное состояние вещества не зависит от температуры

  1. Среди перечисленных веществ выберите вещества, которые имеют кристаллическое строение :

а) воск б) смола в) каменная соль г) алмаз

7. Вещества без определенной температуры плавления и закономерного расположения частиц называются: а) кристаллические б) аморфные

8. .Выберите вещества, имеющие атомную кристаллическую решётку:

а) графит б)сульфат меди в)вода г)алмаз

9. Очень тугоплавкими являются вещества с решёткой: а) металлической б) молекулярной в) атомной г) ионной

10. Пластичностью обладают вещества с решёткой: а) металлической б) ионной в) молекулярной г) атомной


Домашнее задание: Параграф 22, упр.1


Ключи:1)б 2)в 3)г 4)в 5)г 6) в,г 7) б 8)а,г 9)в,г 10)г


Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:                                                                                        определения понятиям "кристаллическая решётка", "аморфное вещество" , "кристаллическое вещество";  основные типы кристаллических решёток (с конкретными примерами веществ); определять тип кристаллической решётки и описывать физические свойства веществ по типам кристаллических решёток;  различать два вида твёрдых веществ.

Метапредметные результаты:

  1. продолжить развивать умение формирование гипотез,

  2. продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

  3. продолжить развивать умение работать в группах.

  4. продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации                                                 

Личностные результаты:                                                                                                   1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее