Проект урока
«Перенос слов»
Учебный предмет: Русский язык
Класс 1
УМК «Перспектива»
Автор учебника: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися новой информации – правила переноса слов
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение делить слова на слоги,
-переносить слова с одной строки на другую по алгоритму,
-развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
-развивать умение добывать новые знания, проявлять интерес к сотрудничеству;
-развивать умение выполнять логические операции: анализ, сравнение, обобщение на учебном материале;
-способствовать развитию речи учащихся;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению родного языка,
-формировать умение работать в группе,
-устанавливать связь с жизненным опытом ребенка,
-формировать умение адекватно оценивать свою деятельность,
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
уметь принимать и осваивать роль ученика,
проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу;
определять свою роль при работе в группе:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
соотносить учебные действия с изученным правилом;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
осуществлять контроль за процессом и результатом деятельности;
адекватно оценивать свои достижения, оценку своей работы учителем
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
формулировать свое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению;
строить монологические высказывания;
уметь участвовать в коллективном обсуждении;
проявлять согласованность усилий для достижения общей цели;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
проводить анализ учебного материала, на основе анализа делать выводы;
определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
извлечение информации, самостоятельное нахождение ее в материалах учебника, тетрадях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
структурировать полученные знания с помощью учителя;
производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале.
Оборудование:
учебник «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева;
рабочая тетрадь «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева;
ЭОР «Русский язык 1 класс» (приложение к учебнику), презентация к уроку;
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое обоснование |
1.Мотивация к учебной деятельности
| Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность:
|
Проговаривают девиз урока: «Знаешь-говори, не знаешь-слушай!» | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. Личностные УУД Уметь принимать и осваивать роль ученика, положительное отношение к учебной деятельности |
2.Актуализация знаний | Игра «Слоговые цепочки» Я-ша –ша-ры – ры-…. - ……… - …….. Как построена цепочка?
Как разделены слова в цепочке? Продолжи цепочку, добавив 2-3 слова Что общего у слов в цепочке?
Кто умеет хорошо делить слова на слоги? Какое правило нужно помнить?
Организует работу с ЭОР (к учебнику) Тема: «Перенос слов», анимационное упражнение «Распредели слова»
Чистописание Запишите цепочку из 5 слов, обратите внимание на соединения, подчеркните гласные в словах (работа в печатной тетради) Какое слово лишнее? Почему? Какое задание можно выполнить с этим словом?
Составьте предложение, используя два первых слова цепочки |
Последний слог является первым слогом следующего слова По слогам Предлагают варианты В словах по два слога
Проговаривают правило: Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый из учеников. Выполняют анимационное упражнение по делению слов на слоги, классифицируют по группам
Вспоминают правила посадки и положение тетради
Яша-это имя собственное Выполнить звукобуквенный анализ, составить предложение
Предлагают варианты | Познавательные УУД Проводить анализ учебного материала, на основе анализа делать выводы, умение классифицировать по признакам, умение ориентироваться в рабочей тетради Регулятивные УУД Развивать умение высказывать свои предположения, Личностные УУД Проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли |
3.Постановка учебной задачи | А вот какое предложение решил записать Совенок Яше купили воздушные шары. (Слайд 2)
Получилось у него сделать это на одной строке? Что предложим сделать Совенку? Как предлагаете это сделать? Как думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи мы перед собой поставим?
Итак, тема урока «Перенос слов» (Слайд 3)
Гимнастика для глаз |
Нет
Перенести слово Разделить на части О переносе слов Узнать правила переноса слов
Выполняют упражнения для снятия напряжения | Познавательные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, осознание познавательной задачи, построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные УУД Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей Регулятивные УУД Умение высказывать свои предположения, принимать учебную задачу |
4.Открытие нового знания | Работа в учебнике с текстом упр.123 О чем говориться в тексте? Придумаем заголовок. Обратите внимание, как автор написал слова, которые не уместились на строке? Как он делил слова?
Сделайте вывод (Слайд 4)
Организация работы в группах Прочитайте слова на карточках, обратите внимание на выделенные буквы, обсудите, как можно перенести данные слова, сделайте вывод
Слушаем результаты работы групп 1 группа: мальчик, коньки, подъём, объезд На что обратили внимание, какой сделали вывод? Учитель предлагает сравнить вывод группы с рисунком-схемой для данного задания
Ь - (Слайд 5)
Согласны с выводом группы?
2 группа: майка, зайка, лейка, чайка На что обратили внимание, какой сделали вывод?
Учитель предлагает сравнить вывод группы с рисунком-схемой для данного задания (Слайд 6) Согласны с выводом группы? 3 группа: Оля, юла, змея, фея На что обратили внимание, какой сделали вывод?
Учитель предлагает сравнить вывод группы с рисунком-схемой для данного задания (Слайд 7) Согласны с выводом группы? 4 группа: сон, конь, дым, дуб На что обратили внимание, какой сделали вывод? Учитель предлагает сравнить вывод группы с рисунком-схемой для данного задания (Слайд 8) Согласны с выводом группы? | Чтение вслух, анализ Предлагают варианты
Разделил черточкой и перенес
По слогам Слова с одной строки на другую нужно переносить по слогам
Обсуждают в группах, варианты переноса записывают на карточку, формулируют правило
Показ задания Маль-чик, конь-ки, подъ-ем, объ-езд Выделены Ъ,Ь . при переносе их нельзя отрывать от предыдущего слога
Показ задания, вывод группы: Слова с Й в середине слова переносим так: май-ка, буква Й не отделяется от гласной
Да Показ задания, вывод группы: Слог из одной буквы переносить и оставлять на строке нельзя
Да Показ задания, вывод группы:
Слова из одного слога переносить нельзя
Да | Регулятивные УУД Сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществление контроля процесса и результатов деятельности Познавательные УУД Извлечение информации, самостоятельное нахождение ее в материалах учебника, рабочих тетрадей, понимание информации, представленной в схематичной модельной форме, умение делать выводы о результатах совместной работы группы Коммуникативные УУД Формулировать свое мнение и позицию, обосновывать свою точку зрения, приходить к общему решению, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками с учетом конкретных учебно-познавательных задач, распределение работы
Личностные УУД Определять свою роль в группе, проявлять учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу
|
5.Обобщение знаний | Сколько правил открыли? Проговорим их еще раз, опираясь на схемы-модели Сравним наши выводы с правилами переноса, которые нам сообщит Иван Самоваров (ЭОР к учебнику) Составим алгоритм действий для переноса слов. Фиксирует на экране: (Слайд 9) 1.Читаем слово 2.Делим слово на слоги 3.Вспоминаем правило переноса для данного слова 4.Записываем Поможем Совенку записать его предложение
Физкультминутка | Проговаривают правила
Прослушивание и просмотр анимационного материала
Высказывают свои варианты, обсуждают
Записывают предложение с комментированием в рабочую тетрадь | Познавательные УУД Осуществление операции сравнения, формулирование обобщения, выводов Структурирование полученных знаний, Коммуникативные УУД Уметь участвовать в коллективном чтении и обсуждении сообщения о полученных знаниях, проявлять согласованность усилий для достижения общей цели, строить понятные для партнера высказывания Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия |
6.Первичное закрепление с проговариванием внешней речи | Применение знаний о переносе слов на практике Работа по учебнику упр.128
Удалось выполнить работу без ошибок? Почему?
Аня и Ваня тоже работали. Посмотрите, как они выполнили задание, обсудите в паре правильно ли они разделили слова для переноса. Какие правила они плохо запомнили?
Прочитайте правило переноса в учебнике. «Завяжите» себе «узелок на память» | Выполняют задание. Обосновывают свой выбор, опираясь на правила (фронтальная работа) Опирались на правила
Обсуждение в паре
Проговаривают правила
Чтение правила в учебнике в рамке «Узелки на память» | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы по результату работы учителя и класса, ориентироваться на страницах учебника Регулятивные УУД Осуществление контроля процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД Уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания |
7.Самостоятельная работа
| Организует дифференцированную работу в рабочей тетради, упр.7
Организует самооценку работы по плану: -Что нужно было сделать? -Удалось выполнить задание? - Сделали правильно или были недочеты? - Выполняли сами или с чьей-то помощью? | Выполняют тренировочные упражнения 1 уровень: работают над заданием с опорой на образец 2 уровень: работают по заданию, разделяя слова на группы 3 уровень: работают над заданием, разделяют слова на группы, дополняют в каждую группу по два слова Осуществляют самооценку работы по плану | Познавательные УУД Ориентироваться в тетради, проводить анализ учебного материала, сравнивать и группировать по признакам
Регулятивные УУД Умение выполнять самоконтроль и самооценку выполненной работы, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его самооценки и учета сделанных ошибок |
8.Рефлексия | Какое новое открытие мы сделали на уроке? Для чего нам нужны эти правила? Как нам удалось их открыть? Когда вы будете использовать новые знания? Что понравилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карт. (Слайд 10)
| Правила переноса слов Ученики формулируют свои высказывания
Показывают сигнальную карту | Личностные УУД Установление связи между целью деятельности и ее результатом, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные УУД Осуществлять самоконтроль, выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, адекватно оценивать свои достижения |
9.Домашнее задание | Расскажите дома, какие правила переноса вы открыли на уроке. Выполните упр.№10 из рабочей тетради Спасибо за урок! |
Записывают задание, благодарят за урок. |
|