Конспект урока по русскому языку.
Тема :«Парные звонкие и глухие согласные на конце слова».
УМК « Перспектива»
Тема «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.
Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.
Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова и составлять алгоритм проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.
2.Актуализация знаний.
Цели: повторить знания о звонких и глухих согласных, необходимые для открытия нового, выявить затруднение в индивидуальной деятельности.
-А теперь обратите внимание на ленту букв. Назовите буквы обозначающие гласные звуки;буквы, обозначающие один звук;буквы, которые обозначают два звука. буквы, которые обозначают согласные звуки;буквы, обозначающие звонкий согласный, глухой согласный звук; назовите буквы, которые звука не имеют.
Закрепим знания ,прочитаем правило на стр.106(« Узелки на память»)
3.Минутка чистописания. Работа в тетрадях
Упр. 1 стр. 55
Сейчас мы увидим, как каждый из вас красиво может писать буквы.
( На работу отводится 1 – 2 минуты вместе с проверкой задания) Взаимопроверка
Упр.2( один у доски).Проверка
.Вывод: замена одного согл. звука менят смысл, приводит к появлению другого слова.
4.Работа в парах
Посмотрите на карточки со словами. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. Какая пара сделает работу, поднимает руки.
(Карточки со словами: зайка, сайка, Дима, Тима, жили, шили, вата, фата, гости, кости, бочка, почка, луг, лук разложены на парты до начала урока.)
По какому признаку вы объединили слова в пары?
(В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.)
Где они стоят?
(Они стоят в начале слова)
Учитель: Что же еще вы заметили?
(Одна пара луг-лук не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.)
Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока и со своими друзьями словами.
5.Определите тема нашего урока.
(Написание парных звонких и глухих согласных в конце слов.)
6.Определяем цели( находить слова с парной согл., п проверять их ,правильно писать слова с парн.согл.)
7.А сейчас послушайте сказку о парных согласных.
Жили- были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п , г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие - немножко сердитыми. Чуть что -сразу шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Они часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)?
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили - кто лучше с этой работой справится.
СА(Д)?(Т)?
Неподалёку строился дом. Последний этаж остался незаконченным . Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.
ЭТА(Ж)?(Ш)?
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С)? УЛО(В)?(Ф)? СТО(Г)? (К)?
Шёл мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: « В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».
Так и сделали: столбы – столб , сады – сад , этажи - этаж , арбузы – арбуз. Уловы - улов, стога - стог.
Всё встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова.
Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать слова с парн.согл.
8.Работа с правилом Стр. 109
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
9. Первичное закрепление
-Работа по учебнику упр.214( в группах)
-Самостоятельная работа упр.4 ( в тетрадях) Самопроверка
Отгадывание загадок
-Записать отгадки, подчеркнуть парные согласные, подобрать проверочные слова.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек;
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Зимой в поле лежал,
А весною в реку убежал.
(Снег)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног ,ни рук,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук да стук.
(Гвоздь)
10. Рефлексия
Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.
Чему учились сегодня на уроке?
Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?
Какие слова называются проверяемыми?
(Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук.)
Какие слова называются проверочными?
(Это такие слова, в которых после согл. стоит гласн.)
Оцените свою работу