Технологическая карта урока
Дата проведения: |
|
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 3 класс |
Тип урока: | Урок формирования и первичного закрепления новых знаний |
Вид урока: | Практическая работа |
Тема урока | Состав слова. Окончание. |
Цель урока: | Формирование навыка разбора слова по составу, определение окончания. |
Задачи урока:
| Определить место и роль окончания в слове в процессе практической работы; научиться отличать однокоренные слова от форм слова; введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”; на основе алгоритма учиться выполнять морфемный разбор слов. Осуществлять поиск информации, пользоваться учебным текстом, высказываться в устной и письменной форме. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать свои действия. Воспитывать интерес к родному языку.
|
Основные понятия и термины темы | Состав слова, корень, суффикс, приставка, окончание. |
Межпредметные связи (с указанием тем в смежных предметах) | Литературное чтение (жанр поэзия) |
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) | Учебник: Русский язык 3 класс, Полякова Л.В., Москва «Просвещение», 2007 - компьютер, проектор - мультимедийная презентация - учебные тексты. |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся | Парная, фронтальная, индивидуальная работа.
|
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Этап «Мотивации» | |||||||
Предлагает посмотреть слайд на интерактивной доске, прочитать эпиграф
|
|
| Произносят вместе слова: Справлюсь я с любой задачей И не может быть иначе. Верю в знанья, дайте срок Раз стремлюсь, так будет толк. | Слушать учителя, других учащихся, понимать значение эпиграфа. | Настраиваются на урок |
| |
Этап «Актуализации знаний» | |||||||
Организует работу над повторением необходимого материала. Задаёт вопросы: - Что такое корень, суффикс, приставка? - Какие слова называются однокоренными? Чистописание:-Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук. Расскажите всё про звук.
| Выполняют задание на актуализацию знаний
| Определяют необходимую для дальнейшей работы информацию
| Подтверждение правильности выбора ответа
| Умение слушать друг друга, обосновать правильность выбора
| Проверяют правильность своего выполнения задания
| Контролируют свое выполнение, сличая с эталоном (слайд), оценивают свою работу | |
Этап « Постановки цели и задач урока» | |||||||
1.Организует проблемную ситуацию через посмотр видеозаписи на интерактивной доске Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. Учитель: - О чем эта загадка? (о березе) -Словарное слово -Подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень. С помощью чего образовались эти слова? ---Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите , что получилось. _________ называют символом России. Русь моя, люблю твои _______! _______ воспета в произведениях русских поэтов . О _________ слагали песни. На _________ распустились почки. Под _______ нашли грибок. 2.Предлагает определить тему урока
| 1.Выдвигают предположения о теме урока, слушают, отвечают на вопросы | Понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать
| Интеракция (взаимодействие) с учителем во время фронтальной работы | Слушать учителя, других учащихся, понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Контролирует правильность ответов других учащихся, соглашается или обосновывать своё мнение | Внимательно слушать, принимать постановку цели, вносить необходимые дополнения, осознание того, что подлежит усвоить. | |
Этап «Осмысления нового материала» | |||||||
1.Организует работу в парах 2. Организует заполнение таблицы ЗХУ Цель: способствовать структуризации знаний: определить известное, понять то, что не известно. Сделать шаг к открытию нового 3. Организует работу в парах упр.118 Цель: формирование навыка выделения из текста форм слова, развитие коммуникативных и оценочных навыков.
Физминутка для глаз 4.Организует работу с учебным текстом упр.119 Цель: формирование навыка работы с учебным текстом, выделение необходимой информации 5.Организует творческое задание упр.121.
| Работают в парах, составляя предложения записывают, наблюдают за изменением форм слова. Определяют, что знают о частях слова, что необходимо узнать Работают в парах, выбирая формы слова
Работают самостоятельно, Выбирают нужную информацию.
Работают в парах, разделяют формы слова от однокоренных слов. Корректируют алгоритм, разбирают слова
| Поиск и выделение необходимой информации, умение строить предложение, используя слова, изменяя их по смыслу. Выделение нужной информации. Заполняют вместе с учителем столбики: знаю, хочу узнать Выбор слов по определённым критериям Выделение нужной информации.
| Работают в парах, обосновывают правильность составления предложения Взаимодействуют друг с другом, записывают собранное предложение. Отвечают на вопрсы, анализируют ответы друг друга Работают дружно в парах, четко взаимодействуя друг с другом, слушают друг друга.
Работа с письменной информацией, представление её в устной форме
| Умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие на элементарном уровне Умение слушать, прислушиваться к мнению другого, уважать мнение других, взаимодействии Умение работать в паре, сотрудничать.
Составление устных высказываний, умение подтвердить правильность выбора | В процессе работы проверяют друг друга, корректируют, оценивают себя В процессе заполнения контролируют, дополняют Проверка по слайду, самооценка
Проверка по слайду, самооценка
Взаимопроверка
| Контроль, самоконтроль, волевая саморегуляция, мотивация, коррекция Самоконтроль, коррекция, мобилизация своих сил во время прослушивания и заполнения Взаимоконтроль Систематизация материала, осознание значения изучаемого материала
| |
Заключительный этап «Рефлексия» | |||||||
Организует рефлексию деятельности на уроке: Окончания служат… Чтобы выделить окончание, нужно …. При изменении окончания, получаются… Мне было трудно……… Мне было интересно……
Даёт дифференцированное домашнее задание упр.124 Подводит итог самооценки, ставит отметки
| Отвечают на вопросы учителя, выражают отношение к уроку
| Умение анализировать свою деятельность | Подвести итог, закончить предложения с учётом своей работы на уроке, | Составить связанное высказывание по поводу достижения поставленной цели на уроке
| Вернуться к поставленной цели, определить выполнены ли поставленные на уроке задачи | Умение подводить итог самооценкиСоотнести результаты деятельности с планируемым результатом |