«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по русскому языку " Состав слова"

Формирование навыка разбора слова по составу, нахождение окончания слова.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Дата проведения:


Предмет: 

Русский язык

Класс: 

3 класс

Тип урока:

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Вид урока:

Практическая работа

Тема урока

Состав слова. Окончание.

Цель урока:

Формирование навыка разбора слова по составу, определение окончания.

Задачи урока:

  • образовательные;


  • развивающие;



  • воспитательные.

Определить место и роль окончания в слове в процессе практической работы; научиться отличать однокоренные слова от форм слова; введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;

на основе алгоритма учиться выполнять морфемный разбор слов.

Осуществлять поиск информации, пользоваться учебным текстом, высказываться в устной и письменной форме.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать свои действия.

Воспитывать интерес к родному языку.


Основные понятия и термины темы

Состав слова, корень, суффикс, приставка, окончание.

Межпредметные связи

(с указанием тем в смежных предметах)

Литературное чтение (жанр поэзия)

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Учебник: Русский язык 3 класс, Полякова Л.В., Москва «Просвещение», 2007

- компьютер, проектор

- мультимедийная презентация

- учебные тексты.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Парная, фронтальная, индивидуальная работа.





Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Этап «Мотивации»

Предлагает посмотреть слайд на интерактивной доске, прочитать эпиграф




Произносят вместе слова:

Справлюсь я с любой задачей

И не может быть иначе.

Верю в знанья, дайте срок

Раз стремлюсь, так будет толк.

Слушать учителя, других учащихся, понимать значение эпиграфа.

Настраиваются на урок


Этап «Актуализации знаний»

Организует работу над повторением необходимого материала. Задаёт вопросы:

- Что такое корень, суффикс, приставка?

- Какие слова называются однокоренными?

Чистописание:-Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук. Расскажите всё про звук.



Выполняют задание на актуализацию знаний




Определяют необходимую для дальнейшей работы информацию


Подтверждение правильности выбора ответа





Умение слушать друг друга, обосновать правильность выбора



Проверяют правильность своего выполнения задания



Контролируют свое выполнение, сличая с эталоном (слайд), оценивают свою работу

Этап « Постановки цели и задач урока»

1.Организует проблемную ситуацию через посмотр видеозаписи на интерактивной доске Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Учитель: - О чем эта загадка? (о березе)

-Словарное слово

-Подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень. С помощью чего образовались эти слова? ---Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите , что получилось.

_________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

Под _______ нашли грибок.

2.Предлагает определить тему урока


1.Выдвигают предположения о теме урока, слушают, отвечают на вопросы

Понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать



Интеракция (взаимодействие) с учителем во время фронтальной работы

Слушать учителя, других учащихся, понимать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Контролирует правильность ответов других учащихся, соглашается или обосновывать своё мнение

Внимательно слушать, принимать постановку цели, вносить необходимые дополнения, осознание того, что подлежит усвоить.

Этап «Осмысления нового материала»

1.Организует работу в парах





2. Организует заполнение таблицы ЗХУ

Цель: способствовать структуризации знаний: определить известное, понять то, что не известно. Сделать шаг к открытию нового



3. Организует работу в парах упр.118

Цель: формирование навыка выделения из текста форм слова, развитие коммуникативных и оценочных навыков.

Физминутка для глаз


4.Организует работу с учебным текстом упр.119 Цель: формирование навыка работы с учебным текстом, выделение необходимой информации




5.Организует творческое задание упр.121.








Работают в парах, составляя предложения записывают, наблюдают за изменением форм слова.

Определяют, что знают о частях слова, что необходимо узнать

Работают в парах, выбирая формы слова


Работают самостоятельно, Выбирают нужную информацию.







Работают в парах, разделяют формы слова от однокоренных слов.

Корректируют алгоритм, разбирают слова


Поиск и выделение необходимой информации, умение строить предложение, используя слова, изменяя их по смыслу.






Выделение нужной информации. Заполняют вместе с учителем столбики: знаю, хочу узнать





Выбор слов по определённым критериям







Выделение нужной информации.





Работают в парах, обосновывают правильность составления предложения

Взаимодействуют друг с другом, записывают собранное предложение.




Отвечают на вопрсы, анализируют ответы друг друга









Работают дружно в парах, четко взаимодействуя друг с другом, слушают друг друга.




Работа с письменной информацией, представление её в устной форме






Умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие на элементарном уровне








Умение слушать, прислушиваться к мнению другого, уважать мнение других, взаимодействии








Умение работать в паре, сотрудничать.







Составление устных высказываний, умение подтвердить правильность выбора

В процессе работы проверяют друг друга, корректируют, оценивают себя









В процессе заполнения контролируют, дополняют


Проверка по слайду, самооценка






Проверка по слайду, самооценка







Взаимопроверка












Контроль, самоконтроль, волевая саморегуляция, мотивация, коррекция








Самоконтроль, коррекция, мобилизация своих сил во время прослушивания и заполнения


Взаимоконтроль
выделение и осознание того, что уже освоено и, что еще предстоит.

Систематизация материала, осознание значения изучаемого материала




Заключительный этап «Рефлексия»

Организует рефлексию деятельности на уроке:

Окончания служат… Чтобы выделить окончание, нужно ….

При изменении окончания, получаются…

Мне было трудно………

Мне было интересно……

Даёт дифференцированное домашнее задание упр.124

Подводит итог самооценки, ставит отметки

Отвечают на вопросы учителя, выражают отношение к уроку







Умение анализировать свою деятельность

Подвести итог, закончить предложения с учётом своей работы на уроке,

Составить связанное высказывание по поводу достижения поставленной цели на уроке






Вернуться к поставленной цели, определить выполнены ли поставленные на уроке задачи

Умение подводить итог самооценкиСоотнести результаты деятельности с планируемым результатом



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее