КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать часть речи «глагол»;
Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
Уметь находить у глаголов суффикс - л -,
Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.
Личностные:
Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
Проводить самооценку своей деятельности;
Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Самоопределение к деятельности
Психологический настрой | 1 мин. | Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной: Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза. Приступаем к работе. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение. | |
Актуализация знаний
Словесный: учебный диалог
| 3 мин. | С какой частью речи мы работали на последних уроках? - Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Глагол – это……..
Глаголы, изменяются по……. В настоящем времени обозначает действие, которое … В прошедшем времени обозначает действие, которое … В будущем времени обозначает действие, которое …… Молодцы,ребята! | Отвечают на вопросы Глагол
Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д. По числам происходит в наст.вр. в момент речи уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи произойдут в б.вр., после момента речи | П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; | |
Постановка учебной задачи
| 5 мин. | Прочитайте слова. Светил, светила, светило. Что в них общего?
Чем отличаются эти глаголы? Выделите окончания.
Подберите к ним имена существительные по смыслу. Сформулируйте тему урока.
Поставьте цели на урок. | Формулируют тему урока.
Это глаголы прошедшего времени, родственные слова, имеют суффикс –л
Окончаниями. Светил-нулевое, светила-а, светило-о.
Месяц светил, луна светила, солнышко светило. Род глаголов в прошедшем времени Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. | Р: целеполагание. Р:планирование. | |
«Открытие» детьми нового знания
Словесный: беседа
Практический: упражнение
Словесный: учебный диалог
Практический: Списывание
Практический: морфемный разбор слова
Репродуктивный: работа с правилом | 8мин. | Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? Откройте тетради и запишите число, классная работа. Не забываем про посадку, пишем красиво! Открываем учебники на стр. 121, № 214 Прочитайте стихотворение.
Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос.
Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.
Сделайте вывод: для чего служит суффикс л?
Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.
Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов. Ребята, как определить род глагола?
Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы?
Давайте разберём слово «дождик» по составу.
Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121. Прочитайте.
-Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.
Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул
-Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания. -Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.
Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. Перелистните страница и прочитайте правило. Были ли наши суждения правильными?
| Нет.
Глаголы придают предметам движение, действие. Нет. Записывают число, классная работа.
Выполняют упражнение. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела Точно- точно в положенный срок!
Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела.
суффикс Л
Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.
Списывают упражнение.
По роду имени существительного, с которым он связан. Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. дожд — корень,
что делал? блестел□, сиял□, сверкал □. что делала? блестела, сияла, сверкала. что делало? блестело, сияло, сверкало. что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□. что сделала? блеснула, засияла, сверкнула что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло. Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Не изменяются по родам
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П: поиск и выделение необходимой информации. П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Динамическая пауза | 1 мин. | Сейчас давайте встанем и немного разомнемся. - Если глагол в ж.роде– присели. - Если глагол в м.роде – руки вперед. - Если глагол в ср.роде – поморгали глазами. Молодцы, тихо все сели. | Выполнять упражнения | Р: эмоциональный настрой. | |
Первичное закрепление
Практический: учебно-производственный труд
словесный: учебный диалог
| 5 мин. | Выполняем упр№217, с.122 Прочитайте.
О чём стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение?
Какое значение внесла в глаголы приставка за-? Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания.
| Выполняют упражнение. Что-то вдруг загрохотало! И огнём заполыхало! И берёза застонала И руками замахала! И осина!... И сосна!... Верно, думали война… Это стихотворение о грозе. Тревожное настроение. Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала. Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия. Выполняют упражнение письменно. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический-карточка | 7 мин. | Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельно №216. Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания. У вас на работу 5 минут. Время вышло, проверяем по эталону с доски.
Встаньте, те кто не допустил ошибок, молодцы! А теперь, те кто допустил более 3-х ошибок, ребята вам дома нужно будет ещё раз закрепить материал. | Работают самостоятельно м.р. ж.р. ср.р. | П: структурирование знаний П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
Включение в систему знаний Практический: упражнение
| 2 мин. | Ребята, сейчас мы будем выполнять №218. Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
Ребята, ваше домашнее задание будет это же упражнение, вам нужно будет найти по две пары глаголов. И записать также, как мы в классе. | Выполняют упражнение. Думать, мыслить. Думал, мыслил. Молчать, говорить. Молчал, говорил.
Записывают домашнюю работу. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.
| |
Рефлексия деятельности
Словесный-беседа, учебный диалог | 2 мин. | Давайте подведём итоги. Все ли цели мы реализовали? От чего зависит род глагола?
Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? Кто сможет рассказать правило?
Посмотрите на карточки самоконтроля и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. Спасибо за урок. Урок окончен. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. По родам, по числам.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
| П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |