Звук [щ,]. Буква Щщ. Буквосочетания ча-ща, чу-щу.
Конспект урока по русскому языку
1 классе
УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов высшей категории Шишкина Анна Викторовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №572 Невского района Санкт - Петербурга
Технологическая карта
Тема | Знакомство с правилом написания гласных после [ч'] и [щ']: ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ |
Цель темы
| Формирование представления детей о согласных звуках [ч'] и [щ'] как о глухих, мягких, непарных; познакомить с орфограммой ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; совершенствование умения производить звуко – буквенный разбор; развитие грамотной речи, внимания, памяти; воспитание дружеского отношения в классном коллективе. |
Планируемый результат | Знать, что есть непарные согласные звуки по звонкости – глухости и твёрдости – мягкости; Знать алгоритм звуко – буквенного разбора; Знать и уметь выделять сочетания ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ. |
Основные понятия | «Согласные звуки», «гласные звуки», «звонкие согласные звуки», «глухие согласные звуки», «парные, непарные согласные звуки», «мягкие, твёрдые согласные звуки». |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство |
Ресурсы: - основные - дополнительные | «Азбука», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева/ м «Просвещение»; 2017 |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах |
Технология проведения
| Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующий вопрос каждого этапа
|
I этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: 1) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) опредение содержательные рамки урока.
| Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | - Сядете тогда, когда выделите из группы слов одно, в котором все согласные мягкие. Обоснуйте свой ответ (чайки, дерево, стрела, весна). - От чего зависит мягкость согласного? (от стоящего звука после него). Личностные УУД | - Для чего нам нужно изучать эти правила? Коммуникативные УУД |
II этап актуализации и пробного учебного действия Цель: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по таблице звуков. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| - Можно ли сказать, что все звуки русского языка имеют пару по звонкости – глухости? - Как определить звонкий или глухой звук?
| - Все ли звуки русского языка имеют пару по твёрдости – мягкости?
|
III этап выявления места и причины затруднения Цель: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов. | Работать с информацией, представленной в учебнике. Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ. Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. | Организовать работу по учебнику
| Попробуйте произнести звуки [Ч] и [Щ] твёрдо. Почему это невозможно сделать? - С какими звуками мы сегодня будем работать, узнаете, разгадав загадки: На малину налетели, (чучело) Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. Хвостиком виляет, Зубаста, но не лает. (щука) Откройте учебник на странице 67. | Проанализируйте задание, назовите тему урока.
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
IV этап построения проекта выхода из затруднения Цель: Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
| Учатся соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументировать свои ответы, использовать информацию, и знания, участвуют в беседе, делают выводы. | Организовать умение на основе анализа объектов делать выводы. | - Составим план работы урока: Знакомство с новой орфограммой. Звуко-буквенный анализ слов. Чтение предложений и текстов. Упражнение в выделении новой орфограммы. Письмо предложений. Слушание, анализ художественного произведения.
| – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Vэтап реализации построенного проекта Цель: 1) формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.
| Учатся работать в парах. Находят ответы на вопросы по имеющимся знаниям.
| Следить за правильностью построения речевых высказываний. | 1.Работа по учебнику - Прочитайте стихотворение. Назовите орфограмму, изучаемую сегодня (ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ). Попробуйте запомнить его наизусть. Расскажите друг другу в парах. 2. Соберите слова из слогов. 3. Звуко – буквенный разборслов:чучело, щука.
| - Дайте характеристику изучаемых звуков. - Какое правило мы должны сегодня запомнить? |
VII этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Учатся выбирать задания для самостоятельной работы, аргументировать свой выбор, проверять свою работу по эталону.
| Проанализировать выбор задания и трудности в работе учащихся. | Самостоятельная работа по карточкам Задания предлагаются по степени трудности на выбор учащихся: 1) Найди и исправь ошибки: Щука, щявель, чюдеса, чулок, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, часы, чясто. 2) Вставь пропущенную букву: Задач…, щ…ка, ч…гун, рощ…, ш…шка, щ…вель, ч…шка. 3)Подчеркни в тексте все буквы Ч. Четыре черепахи читали два часа. Четыре черепахи сказали: «Чудеса! Часами мы читали прилежно вчетвером, Но что к чему, ей – богу, ничуть мы не поймём». Да, если ты надумал часочек почитать, То книгу вверх ногами не следует держать. Самопроверка -Как выделить орфограмму в тексте. Подчеркните.
| - Справились ли вы с заданием? В чём возникли трудности? - Что вы формируете у себя, работая самостоятельно?
|
VIII этап включения в систему знаний и повторения Цель: закрепление умения выделять изученную орфограмму; воспитание дружеского отношения в коллективе. | Учатся соблюдать правила игры. Закрепляют знания. | Организовать игровую деятельность. | Игра «Кто больше?» Вызываются пять учащихся, которые по очереди называют слова, содержащие орфограмму чу-щу, ча-ща.
| - Вспомните правило сегодняшнего урока. |
IX этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| - Сегодня на уроке было много заданий, какое вам понравилось больше, что показалось трудным?
|
Список использованной литературы
Бакулина Г.Л. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001. – 160 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы